WorldClass

20 сентября 2024, 03:56
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // В чем, собственник, дело?

21.07.2011 13:45
Муниципалитет активно приватизирует свою недвижимость В 2010 году администрацией Воронежа было реализовано 203 нежилых помещения. Из них 29 — на аукционе, а еще 174 — в рамках 159-ФЗ — субъектам малого и среднего предпринимательства, арендовавшим эти объекты. С начала текущего года продано еще 68 помещений: 25 на аукционе и 43 — по 159-му Федеральному закону.

Муниципалитет активно приватизирует свою недвижимость

В 2010 году администрацией Воронежа было реализовано 203 нежилых помещения. Из них 29 — на аукционе, а еще 174 — в рамках 159-ФЗ — субъектам малого и среднего предпринимательства, арендовавшим эти объекты. С начала текущего года продано еще 68 помещений: 25 на аукционе и 43 — по 159-му Федеральному закону. При этом до конца 2011-го, как, впрочем, и в последующие два года, приватизация муниципальной собственности будет осуществляться достаточно активно: в рамках утвержденной Воронежской городской Думой программы, а также на основании поданных субъектами малого и среднего предпринимательства заявок на выкуп арендованного имущества.

Как результат, Воронеж признан лидером эффективной приватизации среди крупных областных центров Европейской части России — по сумме вырученных от продажи объектов средств. Насколько можно считать подобные показатели плюсом? Не растеряет ли муниципалитет те активы, которые позволяют ему влиять на экономическую и социальную ситуацию в Воронеже? Идет ли параллельно приватизации процесс приобретения недвижимости в городскую собственность? Эти вопросы корреспондент «Берега» задал заместителю главы администрации Воронежа - директору департамента муниципальной собственности Геннадию Шванову.

Минимумы и максимумы

А начался разговор с вопроса о том, какие же суммы удалось привлечь в бюджет в 2010 году благодаря приватизации? И как они смотрятся в сравнении с другими крупными городами Европейской части РФ?

— В 2010 году администрацией Воронежа заключено договоров купли-продажи на нежилые помещения на сумму 1,189 млрд. руб. Это без НДС, — рассказал Геннадий Владимирович. — Эта цифра была достигнута благодаря активному выкупу субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых нежилых помещений с рассрочкой платежей до 7 лет по 159-ФЗ, а также — эффективному проведению аукционов по продаже муниципальной собственности. Вот для сравнения показатели других областных центров: Пермь - 1,022 млрд., Ульяновск — 651,0 млн., Волгоград — 597,8 млн., Н. Новгород — 428,5 млн., Астрахань — 204,03 млн., Самара — 156,3 млн., Саратов — 120,8 млн., Пенза — 71,6 млн.

— По какой же средней цене реализовывался муниципальный квадратный метр недвижимости? И что можно сказать о минимумах и максимумах стоимости нежилых помещений?

— Средняя цена при продаже нежилых помещений составляет порядка 27 тыс. руб. за 1 кв. м. Максимальная — при продаже на аукционе помещений в центре города — колеблется от 120 до 180 тыс. руб. за 1 кв. м. Минимальная — как правило, это окраины города — от 6 до 8 тыс. руб. за. 1 кв. м.

— Как выглядит механизм реализации муниципальной собственности?

— Есть два основных механизма. Первый - через открытый аукцион с формой подачи предложений по цене в запечатанных конвертах. Покупатель предлагает свою цену, но не ниже рыночной стартовой, которая объявлена на аукционе. Второй — это продажа арендуемых нежилых помещений по 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства по заявительному принципу. Во втором случае покупателям предоставляется рассрочка платежа до 7 лет.

— Как на практике осуществляется данный процесс?

— Арендатор, имеющий право выкупа по 159-ФЗ, подает заявку на выкуп арендуемого помещения. На основании заявки проводится рыночная оценка объекта, и уже при наличии оценки готовится приказ департамента муниципальной стоимости о его продаже. После подписания приказа арендатору предлагается ознакомиться с проектом договора купли-продажи, чтобы принять решение о приобретении помещения по предложенной рыночной стоимости. Срок для принятия решения — 1 месяц. В случае положительного решения с арендатором подписывается договор купли-продажи.

— Насколько серьезные потери несет из-за рассрочки бюджет?

— Ну, если бы мы продавали такие объекты через аукцион, то получили бы деньги сразу. А так они поступят в полном объеме только через 7 лет. За это время существенную часть суммы «съест» инфляция, не говоря уже о том, что сама стоимость недвижимости значительно вырастет. Но, в данном случае, муниципалитет сознательно берет на себя такие потери, чтобы оказать в рамках 159-ФЗ поддержку развивающемуся малому и среднему бизнесу.

Продавая - покупаем

— Если говорить о перспективе, то какой объем муниципальной собственности необходим городу как собственнику? Что будет приватизировано? Не получим ли мы в результате каких-либо ценовых перекосов, связанных с отсутствием муниципалитета как естественного регулятора цен на рынке?

— На мой взгляд, в перспективе в собственности городского округа должно остаться только то имущество, которое необходимо для обеспечения его функций, предусмотренных требованиями Федерального закона №131. Остальное имущество должно быть либо перепрофилировано, либо отчуждено. Говорить о роли муниципалитета как естественного регулятора цен на рынке недвижимости в современных условиях вообще не верно. Размер площадей, сдаваемых в аренду муниципалитетом, несоизмерим с объектами частной собственности на рынке Воронежа.

— Идет ли в Воронеже обратный процесс — то есть пополнение муниципальной собственности?

— Да, и он связан с тем, что благодаря новым объектам недвижимости администрация города решает целый ряд социальных вопросов. Прежде всего это обеспечение детей учреждениями дошкольного образования, а также — летними лагерями отдыха. Часть решений о приобретении зданий в муниципальную собственность обусловлена предоставлением населению доступной и качественной медицинской помощи и упрощенного доступа к учреждениям культуры и досуга.

Именно поэтому в 2009 году администрацией Воронежа была приобретена в муниципальную собственность амбулатория в поселке Тепличный стоимостью 10 млн. руб. В прошлом году мэрия выкупила за 10,5 млн. бывшее здание клуба ОАО «Рудгормаш».

Кроме того, за 20,2 млн. приобретено здание детского сада в поселке Тепличный и за 20 млн. — детский оздоровительный лагерь «Кировец». Также в настоящее время рассматривается вопрос о покупке за 30 млн. руб. у ОАО «Воронежский синтетический каучук» сана-тория-профилактория «Гевея», расположенного в Воронеже в парке «Южный». Это лечебно-реабилитационный центр, оснащенный современным медицинским оборудованием.

Число арендаторов снизилось

- А каковы объемы арендуемой муниципальной недвижимости? Какой доход она приносит в бюджет? Какова средняя цена аренды квадратного метра? Кто имеет преференции при аренде муниципальных площадей?

— В основном муниципальное имущество, сдаваемое в аренду, состоит из нежилых помещений и зданий. По состоянию на 31.12.2010г. количество действующих договоров аренды составляло 566. Площадь арендуемых объектов — 92,6 тыс. кв. м. Плановые назначения по доходам от сдачи в аренду за 2010 год были определены в сумме 332,006 млн. руб. По состоянию на 01.01.2011 г. поступило 334,9 млн. руб., что составило 101% от выполнения установленного плана. Средний размер арендной платы в год за 1 кв. м - 3 592 руб.

В настоящее время количество действующих договоров - 509. Площадь арендуемых объектов — 84,2 тыс. кв. м. По состоянию на 01.07.2011 г. за текущий год в бюджет от сдачи в аренду поступило 113,1 млн. руб. Средний размер арендной платы в год за 1 кв. м составляет 3 тыс. руб. Уменьшение количества договоров связано с реализацией 159-ФЗ и расторжением договоров аренды по инициативе арендаторов.

Что касается преференций для арендаторов, то Федеральный закон «О защите конкуренции» такого механизма не предусматривает. Впрочем, по решению Воронежской городской Думы и на основании протоколов заседаний Экспертного совета по предоставлению финансовых и налоговых льгот при администрации Воронежа в 2010 году, были предоставлены льготы по арендной плате (в виде освобождения от арендной платы) 12 организациям различной организационно-правовой формы на сумму 4,6 млн. руб. Это — городская общественная организация инвалидов, страдающих рассеянным склерозом с нарушением опорно-двигательного аппарата (на сумму 88,6 тыс. руб.). Ленинская районная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (197,2 тыс.), Центры занятости населения в районах города (3,3 млн. руб.), детский сад №101 ОАО «РЖД» (272,1 тыс.), городская общественная детская организация «Зоосад» (66,3 тыс.) и ЗАО «ВМУ-2»на сумму 674,0 тыс. руб.

Кстати

В плане - реализация еще 149 объектов

Реализация муниципальных объектов нежилого фонда осуществляется на основании двух основных федеральных законов: № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Также нормативная база включает в себя решение городской Думы «Об утверждении Положения о порядке приватизации муниципального имущества городского округа город Воронеж» и программу приватизации «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества на 2011-2013 годы». Кстати, программой утвержден список из 149 объектов муниципальной собственности, которые планируется реализовать в 2011-2013 годы.

Александр Пылев
Берег, №77, 21 июля 2011 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0