Не исключено, что руководство предприятий ОАО «Связьстрой-1» и ЗАО «Воронежтелекабель» наносит ущерб государству в виде серьезной неуплаты налогов и непрозрачного ведения бизнеса
Недавно прокуратура Центрального района города Воронежа выявила нарушения при строительстве гаражного комплекса в жилом массиве «Лесная поляна-3». Правоохранители установили, что в нарушение Градостроительного кодекса РФ возведение этого объекта велось без соответствующего разрешения на строительство. Кроме того, были выявлены грубые нарушения норм и правил при осуществлении строительства.
При этом застройщиком гаражного комплекса, допустившим все эти нарушения, является ОАО «Связьстрой-1» – предприятие весьма небезынтересное.
Что же это за предприятие? Почему его руководители так себя ведут? Есть ли у них основания так себя вести? Может быть, ОАО «Связьстрой-1» и его дочерняя структура ЗАО «Воронежтелекабель» являются образцом прозрачности ведения бизнеса? Образцом ответственной уплаты налогов в бюджеты всех уровней? Примером благотворительности или развития и благоустройства территорий за счет собственных средств, помощи в содержании детских домов?
Глубокое изучение всех аспектов деятельности ОАО «Связьстрой-1» позволяет сделать главный вывод о том, что перед нами бизнес-структура, которая похожа на Стамбул: это «предприятие контрастов». С одной стороны, «Связьстрой-1» – одно из крупнейших предприятий в сфере строительства коммуникаций в масштабах не только города, но и региона. Оно имеет в своем составе 13 филиалов во всех областных центрах Центрально-Черноземного региона, а также в Саратове и Волгограде. У предприятия солидная история: оно было образовано в декабре 1992 года и является правопреемником государственного строительно-монтажного треста «Связьстрой-1», созданного еще в 1965 году. Конечно же, «Связьстрой-1» может гордиться тем, что «приблизился к великим»: в число его клиентов входят такие ведущие бизнес-структуры страны, как холдинг «Связьинвест», компании ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт», операторы сотовой связи ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком»…
С другой стороны, на сегодняшний день представители бизнес-сообщества отмечают, что это предприятие каждый год имеет солидную выручку, в частности, в 2010 году ее размер составил 1 миллиард 600 миллионов рублей. Только в головной структуре «Связьстрой-1» работает около 2000 сотрудников.
Невольно возникает вопрос: неужели при такой выручке 130 миллионов рублей уплаченных налогов – это много? А может, наоборот, мало? Или, может быть, при среднеотраслевой налоговой нагрузке 14,7 для этого предприятия налоговая нагрузка с коэффициентом около 8 является достаточной? А может быть, эта налоговая нагрузка – вызов? Вызов налоговикам, правоохранительным органам, бюджетам всех уровней, региональной власти, включая губернатора А. Гордеева?
Еще большие вопросы вызывает у экспертов среднемесячная начисленная заработная плата для тех самых 2000 работников. Судите сами: в 2009 году она составляла на предприятии 10,4 тыс. рублей, а в 2011 году стала чуть больше – 11,3 тыс. рублей. И это в строительстве!!! Для сравнения: согласно данным статистики, средняя номинальная начисленная плата в ноябре 2010 г. для Воронежской области составляла 15865 рублей. Как такое может быть? Ведь 15865 рублей – это средний показатель, а «Связьстрой-1» явно не считает себя среднестатистическим – даже более того, позиционирует себя как успешная, современная компания. Хотя если судить только по официально выдаваемой работникам зарплате, то это предприятие можно было бы отнести едва ли не к отстающим, ведь такой показатель выглядит извинительным разве что для какой-нибудь шарашкиной конторы, едва сводящей концы с концами. В чем же здесь дело?
А вдруг за этим кроется оптимизация налогов? А вдруг труженики предприятия получают дополнительно что-нибудь в конверте, в обход налогообложения? Или, может быть, какие-то очень эффективные схемы, которые региональным экспертам не известны или пока не известны? Возможно, в таком случае руководству «Связьстрой-1» имело бы смысл поделиться опытом, рассказать о них бизнес-сообществу, руководителям других предприятий? Возможно, они тоже смогли бы использовать «ноу-хау» «Связьстрой-1» по части наполнения бюджетов всех уровней! А вдруг в этих таинственных технологиях замешаны «фирмы-однодневки»? Ведь пользуются же 100 крупнейших налогоплательщиков Воронежской области услугами номинальных фирм. И ведь прокачали они 20 миллиардов рублей через эти технические фирмы только за последний год! Так что эксперты и некоторые представители бизнес-сообщества могут и ошибаться насчет уникальности работы организации «Связьстрой-1».
Кстати сказать, в списке видов экономической деятельности, которой занимается ОАО «Связьстрой-1», значатся предоставление займов промышленности, денежных ссуд под залог недвижимого имущества, услуг по обеспечению кредитных карточек, а также капиталовложения в собственность, в ценные бумаги, покупка и продажа недвижимости, управление эксплуатацией жилого фонда. Многие из перечисленных видов деятельности предполагают наличие значительных денежных средств: маленькие фирмы ссуд под проценты не выдают. Перед нами явно успешная, состоятельная бизнес-структура. Это богатое предприятие, которое не берет кредиты. Более того, оно само способно выдавать средства на возмездной основе.
«Связьстрой-1» и вся его производственная инфраструктура были созданы руками не одного поколения советских людей. И все это имущество так причудливо перетекло в руки малой группы собственников и менеджмента предприятия «Связьстрой-1». В свете этого становится особенно непонятно, как, имея такую обширную собственность, учреждая такие перспективные предприятия, это предприятие платит столько налогов, сколько платит?
И тут возникает вопрос: неужели руководитель ОАО «Связьстрой-1» Василий Серафимович Дорошенко не знает о том, что налоговая нагрузка, которую несет его предприятие, заметно ниже среднеотраслевой? Может ли человек, работающий в структуре «Связьстрой1» с 1973 года и за это время прошедший путь от прораба до генерального директора, не знать всю специфику деятельности компании изнутри? Или, может быть, Василий Серафимович давно уже является генеральным директором лишь номинально, а вместо него «Связьстрой-1» руководят совсем другие люди, новое поколение менеджеров, например, руководитель одной из дочерних структур предприятия, депутат областной Думы Михаил Кирпичев?
Образцы работы материнской компании становятся привлекательными для дочерних предприятий
Кстати, о дочерних структурах. Здесь тоже свои контрасты. С одной стороны, перед нами предприятие, которое настолько успешно, что работает с иностранными инвесторами.
«Связьстрой-1» является учредителем целого ряда совместных предприятий, которые оно создавало одно за другим. Так, в середине 1995 года компания стала учредителем совместного российско-немецкого предприятия ЗАО «Воронежтелекабель».
Если посмотреть на список совместных предприятий, учрежденных компанией «Связьстрой-1», дух захватывает от такого величия: не кажется преувеличением, что перед нами фирма международного масштаба. Все эти компании можно было бы назвать гордостью области. С другой стороны, когда вспоминаешь о том, что это та же самая структура, которая не могла нормально построить даже какие-то гаражи, не вызвав нареканий у прокуратуры, возникает по меньшей мере недоумение.
Хватает контрастов и в деятельности дочерних структур предприятия «Связьстрой-1». Похоже, что опыт материнской компании принят ими на вооружение. Взять хотя бы ЗАО «Воронежтелекабель». С одной стороны, его руководитель Михаил Кирпичев – народный избранник, член регионального политсовета партии «Единая Россия».
Он может гордиться тем, что в сентябре прошлого года ему выпала честь побеседовать с губернатором Алексеем Гордеевым. Кстати, во время этой встречи Михаил Иванович рассказывал главе региона о своих планах по установке новой линии на «Воронежтелекабеле», в результате запуска которой на предприятии должны были возрасти налоговые отчисления, увеличиться число рабочих мест.
С другой стороны, показатели финансовой деятельности предприятия за последние два года заставляют в этих словах усомниться. Так, в 2009 году предприятие получило выручку в 287 миллионов рублей и уплатило всего 18 миллионов рублей налоговых отчислений. В 2010 году его выручка увеличилась на 22 миллиона рублей, до 309 миллионов.
Логично было бы ожидать, что и объем уплаченных налогов тоже увеличится – ан, нет: налоги, напротив, сократились на один миллион рублей! При этом среднемесячная начисленная заработная плата на предприятии осталась прежней – 10 тысяч рублей (то есть, в полтора раза ниже, чем в среднем по области). Равно как и новых рабочих мест на нем за год не прибавилось: как в 2009 году работали в «Воронежтелекабеле» 200 трудящихся, так и в 2010 году их число осталось прежним. Более того, о создании новых рабочих мест на предприятии и в этом году знающим структурам до сих пор ничего не известно. Может быть, Михаил Иванович сказал не совсем правду или у него возникли какие-то сложности с выполнением обещанного губернатору? Есть и еще одно возможное объяснение этой встречи: может быть, просто готовившие ее аналитики в правительстве области не удосужились навести справки о Михаиле Кирпичеве и собрать побольше информации о возглавляемом им предприятии и его деятельности? Или их подход был формальным, или они не способны были посмотреть на фирму системно и объективно.
Невольно возникают вопросы об истоках тех многочисленных контрастов, которые при внимательном рассмотрении не заметить сложно. Итак, с одной стороны перед нами человек с депутатским мандатом, заместитель председателя Комитета Воронежской областной Думы по промышленности, транспорту и связи. С другой – возникает вопрос, не имеет ли в данном случае место ситуация, когда крупное предприятие, не отличающееся особым педантизмом в уплате налогов, решило продвинуть в органы власти своего человека, который бы, во-первых, лоббировал прибыльные проекты, а во-вторых, используя тот же депутатский мандат, обеспечивал предприятию прикрытие от всяческих проверок, могущих принести ему совершенно ненужные убытки в виде дополнительных налогов.
Думается, найти ответы на все эти вопросы может помочь повышение информационной открытости и прозрачности деятельности предприятия, поскольку журналисты регионального делового издания не могут избавиться от ощущения, что в лице «Воронежтелекабель» они имеют дело с абсолютно закрытой, непрозрачной и не набирающей новых сотрудников структурой. Но вот что интересно: как мы уже отмечали, налоговая нагрузка предприятия чрезвычайно мала по сравнению со среднеотраслевой. Однако в числе учредителей ЗАО «Воронежтелекабель» значится известная немецкая фирма. А ведь в Германии уплата налогов – это святое. Интересно, что будет, если немецкая сторона узнает о таких невнушительных показателях? Что-то подсказывает, что немецким партнерам вряд ли это понравится.
P.S. Наши эксперты собрали и продолжают обработку информации о деятельности Дорошенко и Кирпичева. Предполагаем, что это будет интересно и правительству области, и надзирающим ведомствам, и другим структурам, осуществляющим контроль за законностью действий граждан и организаций.
Виталий Жуков
Экономика и жизнь – Черноземье, №13, 23 июля — 12 августа 2011 г.