Воронеж. 26.07.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Круглый стол деловой газеты INSIDE, на котором присутствовали представители власти и логистического бизнеса, ответил на вопрос, почему Воронежу, несмотря на множество предпосылок, не удалось с первой попытки стать логистическим центром Черноземья.
Судя по заявленной площади зоны (117 га), по ее географическому расположению на пересечении двух транспортных коридоров, включая трассу М-4, со временем ей надлежало стать «одним из важнейших транспортно-логистических центров в Черноземье». Такая задача была прописана в том числе в правительственном документе «Стратегия развития ТЛЗ «Чертовицкое». И поначалу она даже реализовывалась.
Так, например, хорошие темпы строительства демонстрировали складской комплекс Воронежской логистической компании и логистический центр «Аэробус» (совместный проект компаний «Сота» и «Авирон»). Однако, как оказалось, эти два объекта стали первыми и пока последними в созданной ТЛЗ, в то время как к концу 2011 года по графику здесь уже должны были располагаться шесть складских комплексов общей площадью 180 тыс. кв. метров, несколько техцентров и зона отдыха.
По сути это означает, что проект провалился. А вместе с ним - и первая попытка привить Воронежу компетенцию логистического центра Черноземья.
Или слона украли, или – одно из двух
Такое бывает, когда телеге пытаются приделать пятое колесо. Но, как уверяют эксперты, это не тот случай. По словам генерального директора Inter Logistics Group Сергея Нестерова, у Воронежа действительно есть все необходимые предпосылки, чтобы занять благоприятную нишу. Помимо транспортных коридоров – граница с Украиной, высокая численность населения, кадровый потенциал.
Артур Кулешов, заместитель директора Siemens IT Solutions по развитию, также считает, что создание мультимодального международного логистического комплекса из всех регионов Черноземья наиболее целесообразно именно в Воронеже. В качестве примера он приводит опыт компании Siemens, которая, выбирая между Воронежской областью и Липецкой ОЭЗ (особая экономическая зона), со всеми ее льготами и преференциями, в итоге обосновалась здесь.
Не вызывает сомнений и то, что крупный логистический комплекс мог бы, в свою очередь, сослужить хорошую службу региону. Самый скромный расчет экономики ЛТЗ «Чертовицкое» показывает, что за 10 лет совокупная выручка ее резидентов должна была составить 71 млрд рублей. Из них чистая прибыль – около 16 млрд рублей. Это не считая мультипликативного эффекта.
Однако нашлись-таки обстоятельства, которые оказались выше.
- Идея не реализовалась по разным причинам, в том числе связанным с перестановками, с реформами, ну и, прежде всего, с тем, что не получила софинансирование. …Здесь предусматривались большие средства Инвестиционного фонда РФ, на тот период их не смогли или не успели (в связи с международным финансовым кризисом – ред.) перевести, – полагает Артур Кулешов.
Другой участник круглого стола, председатель постоянной комиссии Воронежской гордумы по реализации комплексных программ развития городского округа Александр Тюрин осторожно заключил, что «где-то подвела команда предыдущего губернатора», а где-то «надо было идти немного иначе» в методах привлечения инвестиций.
Федот, да не тот
Сегодня у нас другой губернатор и новая команда. И, как показывает 425-летие Воронежа, методы привлечения инвестиций в область тоже иные. Но, несмотря на это, структурные проблемы остаются прежними: отсутствие ясной и четкой стратегии развития области, отсутствие выработанных реальных компетенций субъекта, слабое использование имеющегося потенциала региона, недостаточный диалог между властью и бизнесом и так далее.
- До сегодняшнего дня так и не понятна позиция правительства Воронежской области в решении вопросов развития региона, - выражает свое мнение бизнесмен Сергей Нестеров. – Давно доказано, что складское хозяйство, транспорт, логистика – это ресурсная составляющая любого субъекта, обуславливающая темпы его развития. Но правительство нашей области в этой сфере ограничивается статистическими наблюдениями за грузопотоками. Нет того диалога, когда область интересуется ростом объемов перевозок и чем она может помочь, чтобы эти объемы увеличились.
- Если бы я сейчас рисовал символ нашего города и региона, то я б, наверное, изобразил пуповину, - иронизирует адвокат Станислав Рывкин. - Потому что, как я везде слышу и вижу, главное преимущество Воронежа в том, что губернатор имеет хорошие связи в Москве, и денег он сюда принесет.
Многое проясняет ситуация на внешнеэкономическом поле области. Как отметил первый заместитель начальника Воронежской таможни Алексей Битюцких, «состояние транспортной логистики» в части прибывающих в Воронеж и убывающих из него так называемых таможенных грузов «находится в полупротезном состоянии»:
- Торговля авиатранспортом в области равна нулю. Это единичные поставки, в основном – запчастей для авиакомпании «Полет». И несколько поставок живых цыплят из Венгрии и Австрии. Если говорить о перевалке груза, то она тоже равна нулю… А продукты питания с Украины к нам почему-то едут через Нехотеевку, через Брянск, но только не через нас…
Осенью этого года в Воронежской области на границе с Украиной откроется современный таможенный пункт пропускной способностью до 500 автомобилей в сутки. То есть условия для пропуска, в том числе грузов, на границе созданы самые благоприятные. Таможня дает добро. Однако будут ли полноценно использованы новые возможности, если нет другой необходимой инфраструктуры – логистических комплексов, техцентров и прочего?
Нас генералами песков зовут
Транспортно-логистическая система Воронежской области в этой ситуации очень уж напоминает беспризорника с надеждой на опекунство. Но бизнесу роль опекуна в одиночку, увы, не потянуть. А у власти к этой проблеме, как выяснилось, заинтересованность слабая.
- Узкоотраслевых документов транспортно-логистической системы в Воронежской области нет, - признается Константин Воронов, начальник отдела по формированию инвестиционных площадок Агентства по привлечению инвестиций Воронежской области. – И сегодня, на мой взгляд, необходима разработка такой региональной концепции, чтобы понять, какие цели мы преследуем, на какой стадии находимся, и какие механизмы хотим задействовать, чтобы прийти к каким-либо целям.
Городская власть в этом отношении оказалась более оперативной. Там на днях, по словам Александра Тюрина, мэром уже было дано конкретное поручение службам о начале разработки комплексной программы поддержки инвестиций на территории города. Программа затрагивает в том числе обсуждаемый аспект и готова вместить в себя новые конкретные идеи от логистического бизнеса.
- Давайте свои предложения. Задача власти – поддерживать бизнес, но не угадывать его мысли, - резонно отмечает г-н Тюрин.
Вместе с тем депутат приводит в пример опыт первых резидентов ТЛЗ «Чертовицкое», которые, по его словам, «просто пришли, купили землю, привлекли зарубежное финансирование, построили и работают». «И не было у них никакой истерии, что их кто-то в чем-то не поддерживает».
Однако не менее резонными оказались мнения других участников круглого стола. Так, бизнесмен Сергей Нестеров отметил, что он и готов бы реализовать в зоне «Чертовицкое» какой-либо логистический проект, однако вся земля в этом районе уже находится в частных руках, а перекупать ее в десятикратном размере у спекулянтов бессмысленно с точки зрения окупаемости бизнеса.
- На дворе 2012 год, а мы говорим о том, что нужна программа, нужна концепция, - продолжает Станислав Рывкин. - Вот Александр Борисович (Тюрин), говорит, что ребята ничего не просили у власти, сами купили землю, сделали, построили. Но это не отменяет задачу - выработать нормативно-правовую базу, создать подъездные пути, обозначить преференции… Чтобы бизнесу было выгодно. Только тогда дело пойдет. Но желания этого я, к сожалению, пока не вижу.
Не в этом ли заключается основная причина, из-за которой развалился проект ТЛЗ «Чертовицкое»?
Сегодня очень модно прикрываться индустриальным парком «Масловский» как успешно реализующейся альтернативой всем проваленным региональным проектам. Но, если присмотреться, то и там найдутся знакомые симптомы известной болезни.
Так, Артур Кулешов совершенно справедливо заметил, что в «Масловском» до сих пор не создано управляющей компании. То есть работать с резидентами, по сути, некому. Так же, как некому заниматься вопросами логистики на уровне правительства области (нет ни одного специализированного департамента, отдела или конкретного чиновника). «Вот если хотя бы один такой мотивированный человек был, хотя бы в структуре отдельного департамента, то мы бы сегодня говорили о других результатах».
Обещать – не значит жениться
И все-таки еще не все потеряно. Не вся земля растащена по кускам. Не утрачен энтузиазм конкретного бизнеса. Есть у нас пока и чиновники, которые могут мыслить как государственники. А тут еще, как объяснил Алексей Битюцких, активно идет процесс вывода таможенных постов (и товаропотоков, соответственно) из Москвы и Подмосковья в прилегающие регионы. И это может оказаться для Воронежа очень благоприятным фактором.
На поверхности лежит и идея превращения Воронежской области в основной перевалочный пункт грузов между Москвой и восточной Украиной. С открытием нового таможенного терминала ее актуальность только возрастет.
Теперь главное, чтобы областная власть осознала выгоду и проявила свою заинтересованность в развитии данного направления. Как показал круглый стол, это сегодня – основное условие для того, чтобы вторая попытка сделать из Воронежа крупный логистический центр, увенчалась успехом. Однако пока, к сожалению, приходится констатировать обратное и проводить круглые столы без представителей облправительства. Областные чиновники заняты более важными государственными делами, чем обсуждать какую-то там логистику с какими-то там бизнесменами. В частности, речь идет о руководителях областных департаментов имущественных и земельных отношений, а также промышленности, транспорта, связи и инноваций. Об их сотрудниках Сергее Симоненко и Ольге Солодовниковой. Все они были приглашены, но, увы, так и не пришли.