Бутурлиновский провал: полемика с переходом на личности
Тяжелые времена переживает сейчас Бутурлиновский район. Когда-то крупнейший в регионе, насыщенный промышленностью, сельским хозяйством и особым человеческим потенциалом муниципалитет будто остановился во времени и все никак не выйдет из крутого пике 90‑х. Редкий потенциал, кстати, пока сохранен, но вот уже 20 лет здесь почти ничего не строится, а два крупнейших градообразующих предприятия «союзного значения» — ЛВЗ «Бутурлиновский» и спиртзавод «Пираква» — продолжают сотрясать арбитражные тяжбы. Сами заводы остановлены, шестьсот сотрудников оказались на бирже труда. Остановлен и Нижнекисляйский молочно-консервный завод, и многие другие предприятия. Районный бюджет от непоступления налогов продолжает терпеть колоссальные убытки.
Развалившийся тандем
Однако с некоторых пор великая депрессия накрыла не только экономику, но и политическую жизнь Бутурлиновки. Два месяца назад подал в отставку глава администрации муниципального района Василий Шевцов. Губернатор принял отставку — она стала очередным этапом смены руководящего состава сразу в нескольких муниципальных образованиях региона, где обновление «сити- или кантри-менеджмента» в силу разных причин назрело давно.
В Бутурлиновке это ожидаемое обновление в первую очередь связано даже не с экономическим, а именно с внутренним политическим кризисом в отношениях между местной исполнительной и законодательной властью. Если уж быть совсем точным — между первыми лицами района: тем самым «сити-менеджером», теперь уже бывшим главой администрации Василием Шевцовым и главой района, председателем районного Совета Алексеем Золотаревым.
Как Василий Николаевич поссорился с Алексеем Ивановичем — это до сих пор не могут взять в толк даже самые уважаемые и самые «приближенные» бутурлиновские мужи. Совершенно искренне в беседе с корреспондентом «Коммунара» пожимают плечами. Говорят, что еще не так давно Шевцов с Золотаревым были друзьями. Оба почти ровесники, оба транспортники. До назначения главой администрации Василий Шевцов был гендиректором ООО «Бутурлиновка-автотранс». Работающий на неосвобожденной основе Алексей Золотарев и по сей день возглавляет ООО «Бутурлиновка-автосервис». Причем именно председатель райсовета Золотарев три года назад был инициатором выдвижения Шевцова на пост главы райадминистрации.
Сначала тандем работал почти безупречно, а потом вдруг развалился. Все жизненно важные для района инициативы райадминистрации стали блокироваться на уровне райсовета. Каждое действие рождало противодействие — в результате всей этой «бури и натиска» на сессиях райсовета страдали рядовые бутурлиновцы. Дело дошло до того, что тщетно мирить двух первых лиц, помочь им снова найти общий язык приезжали депутаты областной Думы.
«Харизма» в пику
Вот два главных тезиса о местном кризисе власти, которые напрашиваются после общения с очень многими и очень разными людьми в Бутурлиновском районе.
Первый. Порядочный человек — еще не есть хороший руководитель, а Василия Шевцова сгубила именно порядочность. И именно поэтому, не выдержав напора и противодействия Алексея Золотарева, он подал в отставку.
Второе. В новых отношениях между Золотаревым и Шевцовым, вопреки народной мудрости, надо искать не «ля фам» и не деньги, а принципиально иное, с приходом губернатора Алексея Гордеева, разделение муниципальных полномочий в регионе: вся полнота власти (и ответственности) по управлению районом стала сосредоточена в руках главы администрации, а не главы района (он же — председатель муниципального совета на неосвобожденной основе).
Возможно, властный Золотарев просто не захотел мириться со своим фактическим понижением статуса, возможно, хотел видеть в кресле главы администрации безупречно «своего» человека — так или иначе, но «харизма» главы района наиболее ярко проявилась на одной из последних сессий райсовета с участием представителей областной Думы и областного Правительства.
Эта харизма, по сути, противопоставила Бутурлиновский район всей области. «Как мог губернатор принимать отставку Шевцова, если именно мы его нанимали на работу и именно мы должны его отставлять?», «если вы приехали за тем, чтоб я тоже покинул свой пост, то я выведу вас из зала заседания!» — такой тон с ходу задал глава Бутурлиновского района в общении с представителями областной власти.
Впрочем, на той сессии районные депутаты тоже приняли отставку Василия Шевцова. Однако здесь же они поставили вопрос и о сложении полномочий главы района Алексея Золотарева. 14 депутатов из присутствовавших 23‑х проголосовали за отставку Золотарева, против — 8, воздержался — 1. По регламенту сессии, отставка главы района принимается, если за нее проголосуют не меньше двух третей от общего количества депутатов. 14 — оказалось меньше, и отставка была отклонена. В результате этой нестыковки реальных и процессуальных событий сейчас Бутурлиновский район угодил в полное политическое безвременье.
Оно ощущается на местных улицах, где далеко не каждый готов открыто общаться с журналистом. Ощущается в коридорах местной власти, где большинство чиновников в преддверии битвы «за белых или за красных» тоже отказываются от комментариев.
— Нет, я ничего не боюсь, но пока в районе нет никакой ясности, и все взбудоражены. Подъезжайте, конечно, но больше я вам все равно ничего не скажу, — ответил, например, на предложение пообщаться исполняющий обязанности главы города Бутурлиновки Александр Иванников.
Итак, с одной стороны, если судить по поведению главы района на этой незабываемой сессии — на карте Воронежской области чуть ли не провозглашена независимая республика. С другой стороны — что реально выиграет сам район и в первую очередь его рядовые жители от такого «суверенитета»? «Коммунар» встретился с самыми разными людьми в районе, которые, каждый по-своему, все-таки согласились ответить на этот вопрос.
«Уже и главы поселений начали писать заявления»
Сергей Поддубный, исполняющий обязанности главы администрации Бутурлиновского муниципального района:
— Из-за остановки крупных градообразующих предприятий и непоступления налогов в местный бюджет у нас возникли трудности с выполнением социальных обязательств перед рядовыми жителями. Между тем средства на подготовку к зиме требуются уже сейчас. Но, надеюсь, это безвременье мы выдержим достойно. Я провел встречу с вице-президентом «Мой банк» Александром Фроловым. В ходе беседы получено предварительное согласие, что «Мой банк» станет новым инвестором и основным учредителем ЛВЗ и спиртзавода, и пообещал, что заводы будут запущены. Пока за ними остаются преднамеренно надутые миллиардные долги. Сейчас я вижу, что после отставки Шевцова жители начали успокаиваться. И у нас больше нет в районе конфликта между исполнительным и законодательным органами власти. Работаем спокойно и конструктивно. Другой вопрос — назначение на конкурсной основе нового главы райадминистрации. Все кандидатуры пока не бутурлиновские, местные должны проявиться позже. Кстати, отставке Шевцова предшествовало письмо на имя губернатора от глав всех наших поселений в защиту главы райадминистрации. Я считаю, это ненужное было дело — организовывать такое письмо. Главы его даже не читали, подписали не глядя. Встретьтесь с ними, поговорите…
Александр Головков, глава Козловского сельского поселения:
— Нет, я читал это письмо и видел, что подписывал. Василий Шевцов действительно работал на созидание и сплачивание района. Алексея Золотарева мы практически не видели у себя в селах. Хорошо, пусть Шевцову так и не удалось сдвинуть район с мертвой точки, но тогда встречный вопрос к Золотареву: «А где были вы в это время? Ведь это вы нанимали главу администрации и ответственность за район теперь тоже должны делить вместе». Раз уж Шевцов ушел — должен уйти и Золотарев. Теперь в районе нужна волевая сильная рука, которая могла бы навести порядок. Но Золотарев — это не волевая рука, а просто сумасбродство. В районе совсем не развивается экономика, отсюда все политические дрязги, отсюда — недавний нашумевший скандал в нашей Козловке. И как сейчас к нам в район пойдет любой инвестор с таким «инвестиционным климатом»? В Бутурлиновке надо начинать все с чистого листа, новыми свежими силами.
Александр Крячко, депутат районного муниципального Совета, директор Бутурлиновского механико-технологического колледжа:
— Мы, депутаты, возмущены. Ведь, по уставу, Золотарев является главным человеком в районе, это должна быть консолидирующая креатура, которая согласовывает всю работу и с нами, и с областной властью. И хоть де-юре он остается главой района, но ведь есть еще понятие морали. Большинство депутатов говорит: Золотарев должен уйти, а он все равно сидит! Какие цели он при этом преследует, не знаю. Нам его логику не понять. Вроде бы всем недоволен, но при этом сам никаких действий на улучшение в районе не предпринимает. Нигде не появляется, с людьми не встречается. Один только лозунг: «Хочу навести порядок и справедливость!». Самый удачный тезис сейчас в нашем районе... Еще в феврале я пытался его убедить прекратить конфликт с Шевцовым. Но Золотарев тогда высказался так: «Я Шевцова поставил, и он должен меня слушаться!» Я предложил сесть им обоим вместе с депутатами и честно рассказать, что там между ними произошло. Но Золотарев отказался идти навстречу, хотя Шевцов ждал, а в итоге вынужден был подать в отставку. На мой взгляд, теперь уйти должны оба, чтоб расчистить поле и позволить работать другим. Хотя по большему счету это вина не только Золотарева, но и всех его предшественников. Никто из руководителей здесь долго не работал и за район душой не болел. У всех была только одна задача — сделать из своего кресла трамплин для прыжка в Воронеж. Итог — заводы обанкрочены, закрыта воинская часть, люди уезжают. Но больше всего меня волнует раскол в местном сообществе и то, что мы не прислушиваемся к рекомендациям областной власти. Я очень опасаюсь, что мы упускаем время и в этом году, и в следующем не войдем ни в одну областную программу. Новая школа так и не построена, строительство спортивного комплекса тоже теперь вряд ли начнется. Но какой помощи из области можно ждать, если первому лицу района главное — продемонстрировать области свою независимость?
Светлана Жидко, глава Карайчевского сельского поселения:
— Никто нас не заставлял писать это письмо. Мы написали всю правду. Алексей Золотарев не интересуется реальным положением дел в селах, а занимается одной яркой риторикой и критикой со своего высокого кресла. «Я не намерен целоваться с главами поселений!» — недавно он заявил. А не надо с нами целоваться, надо просто приезжать в села, общаться с рядовыми жителями, а нам — помогать работать. Пока Золотарев сельским поселениям никакого внимания не уделяет. В отличие от Шевцова, который повсюду ездил, со всеми встречался и как мог помогал. Сейчас у нас в селе достраивается газопровод, который еще Шевцов обещал, это значит, что в зиму люди будут с газом. А в районный центр я теперь стараюсь меньше ездить, чтоб меньше расстраиваться.
Сергей Морозов, глава Нижнекисляйского городского поселения:
— Это неправда: никто нас письмо губернатору в защиту Шевцова подписывать не заставлял. Но так случилось, что Василий Шевцов ушел, а Золотарев теперь отказывается взаимодействовать с областной властью. Но и с нами он тоже не взаимодействует, жизнью поселений не интересуется. В результате район теряет драгоценное время, мы можем уже не войти ни в одну областную программу. И это на фоне полного экономического провала в районе, который начался много лет назад. Остановились все заводы. У нас в Нижнем Кисляе единственный молочно-консервный завод, и тот встал! Причина — в манипуляциях с банкротством наших сильнейших предприятий. Пока не люди, а деньги являются у руководителей основной системой ценностей, ничего хорошего в нашем районе не будет! На мой взгляд, Золотарев должен превозмочь личные амбиции и ради благополучия района тоже уйти. А пока у нас уже главы поселений начали писать заявления об уходе. Потому что на фоне того, что районная власть не может найти общий язык с областью, мы в селах остались один на один со своими проблемами, и односельчанам стыдно в глаза смотреть, когда ничем не можешь помочь. Этот год в экономическом плане уже потерян, следующий — наверное, тоже потерян. Сейчас каждый ждет, какое решение в отношении нашего района примет губернатор. Потому что, на мой взгляд, в самом районе нет человека, которому бы люди доверили власть. Разве что, может быть, депутат райсовета Александр Евстратов.
Александр Евстратов, генеральный директор ООО «Нижнекисляйские свеклосемена»:
— Да, последней каплей для начала политического кризиса в районе стал межличностный конфликт Шевцова и Золотарева, которые оказались как два паука в банке. Этот конфликт с мелкими подставами и мелкой гадостью был доведен до абсурда.
Но первопричина кризиса — не во взаимоотношениях двух людей, а в том, что район давно уже катится в тартарары. Бутурлиновцы сидят без работы и без зарплат. Давно начался мощный отток из района молодого трудоспособного населения. И разделить ответственность за все происходящее обязаны оба руководителя, в том числе Алексей Золотарев. А еще все мы, депутаты районного Совета тоже должны нести эту ответственность. Но сейчас глава района вместе с коммунистами бьет себя в грудь: мы, мол, борцы за людей, за правду, и никуда не уйдем. А правда в том, что Бутурлиновка, расположенная не в худших, чем Павловск или Лиски, условиях, оказалась в полном провале. Надеюсь, область подберет нам, наконец, достойного руководителя.
Ирина, учительница русского языка и литературы (просила не называть свою фамилию):
— Я думаю, Василию Шевцову не хватило воли окружить себя профессионалами. В районной администрации вовсю работала система бездействия, отмалчивания и улыбок Шевцову. Никто не хотел ему помогать, а каждый, улыбаясь главе администрации в лицо, помогал себе. В результате Шевцова его же команда и «съела». Нам, рядовым учителям, это хорошо было видно на примере нашего районо. Судите сами — заведующей районо 57 лет, заведующей отделом дошкольного образования — 75! Почему он оставил их на работе? Потому что никого не хотел обижать и отправлять на пенсию. Но о каких тогда креативных решениях, инновациях в образовании можно говорить! Нам, учителям, никто не отвечает на конкретно поставленные вопросы — одни общие фразы и экивоки. Временами меня охватывает полное отчаяние. Хочется куда-то уехать, потому что здесь — никаких профессиональных перспектив. Начальники нам все время закрывают рты: не надо ничего предпринимать, вообще никому ничего не надо! Но парадокс нашего района в том и состоит, что главный костяк промышленников и сельхозников здесь сохранен. Они готовы работать и не собираются никому нравиться.
Галина Дорохина, менеджер по персоналу:
— Меня волнуют очень высокие коммунальные платежи за очень невысокое качество услуг. За двухкомнатную квартиру, в которой живу одна, я плачу 3800 рублей — это почти половина моей зарплаты. Но в районе все сосредоточено в частных руках, и никому ни до чего нет дела. Рядовые жители доведены до отчаяния. К нам в учреждение сейчас приходит много народу «с улицы» — просят принять хоть кем на работу, хоть уборщицей, потому что надо детей кормить. Вся проблема в том, что никакой свежий ветер не продувает давно наш район. А здесь нужен новый человек, не обремененный никакими местными дружбами или раздорами. Пока же все решается «междусобойно», в результате арендная ставка здания в центре Бутурлиновки может составлять 10 тысяч рублей в год. Откуда ж в районной казне будут деньги при таких дружеских договоренностях? А сколько вокруг, при всеобщей нищете, дорогих машин! ЛВЗ остановлен, но «левой» водкой торгуют на каждом углу. В районе вовсю процветает теневая экономика, и никакой работы контролирующих органов не видно.
Василий Бабайцев, участковый оперуполномоченный:
— Да, «левой» водкой торгуют повсеместно. После техникума молодому человеку некуда устроиться, и он начинает деградировать. Инвесторы в наш район практически никаких средств уже не вкладывают — не видят перспективы. А ведь изначально, если отбросить все экономические и политические дрязги — наш район очень перспективный.
Валентина Сушкова, депутат районного Совета, заведующая сельским Домом культуры:
— Сейчас у нас в районе полное безвластие. Аномальная зона! Но если разобраться, Золотарев просто мешал Шевцову работать. Сити-менеджер не смог вытащить район, люди вокруг озлобились, и Шевцов понял, что больше не сможет ничего сделать, поэтому ушел в отставку. Главой района надо ставить молодого инициативного человека. Тот, кто со всеми нами будет работать, а не критиковать. Если б не оппозиционный блок коммунистов, то Золотарева в районе уже давно бы не было. Но он взял себе на вооружение эту оппозицию. А вся оппозиция объединилась, потому что каждый испугался потерять свой бизнес. В результате большинство депутатов просит Золотарева уйти, а он не уходит. Его главный конек: «У меня есть честь и достоинство, и я не уйду!». Но это все лозунги, а что там у него на уме — кто знает. Очевидно, что если б он действительно болел за район, то давно бы уже честно встал и ушел, как это сделал Шевцов.
Вне зоны действия
Сотовый телефон Василия Шевцова после его ухода в отставку не отвечает по сей день. Но связаться и с действующим главой Бутурлиновского района Алексеем Золотаревым оказалось практически невозможно. В течение двух недель руководство «Коммунара» в надежде услышать мнение главы района по поводу сложившейся ситуации в муниципалитете пыталось связаться с Золотаревым по всем его служебным телефонам, оставляя при этом свои служебные и сотовые телефоны его секретарям и помощникам. Но — безрезультатно.
Ольга Бренер
Молодой коммунар, №80, 26 июля 2011.