Давние знакомые премьер-министра Владимира Путина Борис и Аркадий Ротенберги наибольших успехов достигли в бизнесе, связанном с подрядами «Газпрома», есть у них проекты в девелопменте, банковском и стивидорном бизнесе. О том, что структуры Ротенбергов в ближайшее время купят 79% россошанских «Минудобрений», рассказал источник «Ведомостей» в самой компании; эту информацию подтвердили человек, близкий к одной из сторон сделки, и сотрудник компании, тоже претендовавшей на этот актив. Сделка сложно структурирована, рассказывают собеседники «Ведомостей»: 100% кипрской Yaibera Holdings, владельца 79,4% капитала «Минудобрений», купила кипрская Lagus Management Limited (аффилирована со структурами украинского предпринимателя Дмитрия Фирташа), а уже Lagus в скором времени достанется Ротенбергам. Причину столь сложной организации сделки источники «Ведомостей» не объясняют. Один из них назвал сумму сделки — около $2 млрд. Представитель Ротенбергов ограничился комментарием: «Мы заинтересованы в этом секторе и ведем переговоры».
Производство минудобрений — одна из самых прибыльных отраслей. Рентабельность производителей сложных и азотных удобрений доходит до 30%, фосфатных — до 40%, а калийных — и вовсе до 80%. С 2007 г. все виды удобрений дорожают: кризис пошатнул позиции отрасли лишь осенью 2008 г. — весной 2009 г., но затем спрос вместе с ценами начал стремительно восстанавливаться. Сейчас цены уже приближаются к максимумам рекордного 2008 года. И прогнозы для всей отрасли только позитивные, подчеркивает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. На ее стороне фундаментальные драйверы: населения на планете становится все больше, есть люди хотят лучшее, посевные площади сокращаются, и, значит, нужно повышать их эффективность. В России, Азии, странах Латинской Америки фермеры покупают все больше и больше удобрений.
Россошанские «Минудобрения» — один из последних крупных производителей удобрений в России, не входящий ни в один из холдингов. Поэтому претендентов на этот актив было много: кроме предлагавшего $1,4 млрд Фирташа за $1,35 млрд хотел купить 100% Yaibera «Еврохим», интересовались активом «Акрон», АФК «Система», которая строит собственный химический холдинг. Но об интересе со стороны Ротенбергов известно не было.
Россошанская компания — одна из самых закрытых в отрасли. Ее контролирует сенатор от Воронежской области Николай Ольшанский — так считают топ-менеджеры компаний-конкурентов и сотрудники самих «Минудобрений». Компания не публикует квартальные отчеты с 2004 г., только списки аффилированных лиц. Согласно последнему, от 30 июня, Yaibera владеет 79,4% капитала, или 68,13% голосующих акций «Минудобрений». А норвежский производитель удобрений Yara в своих отчетах указывает, что ему через Yaibera принадлежит 37,7% «Минудобрений». Первым продать свою долю решил Ольшанский, рассказывал сотрудник компании, интересовавшейся этим активом. А по акционерному соглашению владельцев Yaibera если он продает свою долю, то покупатель должен выкупить и долю Yara по той же цене, говорил он. У кого еще 20,59% «Минудобрений», не известно, в 2004 г. 14,81% были в номинальном владении Газэнергопромбанка (сейчас входит в АКБ «Россия»).
В приемной Ольшанского не смогли оперативно передать ему вопросы «Ведомостей». Представитель Yara сказал, что не комментирует «рыночные спекуляции», его коллега из «Минудобрений» на вопросы не ответил.
Если финансовые показатели «Минудобрений», указанные в «СПАРК-Интерфаксе» (см. справку), близки к реальному положению дел, то это очень хорошая компания, говорит Юминов. «Минудобрения» в 2010 г. продали около 2,2 млн т удобрений, примерно половина из которых — сложные.
Модель бизнеса этой компании похожа на модель «Акрона», подчеркивает Юминов. Но если за пакет Yaibera действительно заплатили $2 млрд, то по мультипликатору EV/EBITDA выходит, что «Минудобрения» оценены в 2 раза дороже «Акрона», считает аналитик. По его оценке, справедливая цена завода — около $1,2-1,3 млрд. Но, с другой стороны, россошанское предприятие — практически единственная оставшаяся возможность для нового игрока войти в эту отрасль: калийный и фосфатный бизнес в России уже поделены, так что Ротенберги могли согласиться дать хорошую премию за входной билет, замечает эксперт.
Зато давние прочные связи братьев Ротенбергов с «Газпромом» могут помочь им в получении выгодных контрактов на поставку газа, одного из основных видов сырья для производства азотных и сложных удобрений, рассуждает Юминов. Это нивелирует главный риск производителей удобрений — рост цен на газ в связи с переходом «Газпрома» к принципу равнодоходности экспортных и внутренних поставок. Подорожание сырья (до 70% в себестоимости азотных удобрений и до 23% — сложных) до уровня минимальных экспортных контрактов «Газпрома» может свести рентабельность отрасли к нулю, переживают топ-менеджеры компаний, производящих удобрения.
Александра Терентьева
Ведомости, 28.07.2011.