WorldClass

20 сентября 2024, 01:10
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Коммерсантъ - Черноземье // Курский «разъезд»

11.08.2011 13:27
С 29 июня 2011 года в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России Курский таможенный пост базируется не в областном центре, а в Суджанском районе на складе временного хранения ООО «РОСТЭК-Суджа». Сделано это в соответствии с Концепцией ФТС России по переносу таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации. Но данная рокировка не устраивает участников ВЭД.

С 29 июня 2011 года в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России Курский таможенный пост базируется не в областном центре, а в Суджанском районе на складе временного хранения ООО «РОСТЭК-Суджа». Сделано это в соответствии с Концепцией ФТС России по переносу таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации. Но данная рокировка не устраивает участников ВЭД. И на это есть несколько причин экономического, социального и даже политического характера.

При принятии решения об изменении места дислокации Курского таможенного поста не учитывались интересы курских предприятий и организаций. Вместо оптимизации наиболее затратных операций получили областной центр без единого таможенного органа, уполномоченного на проведение таможенных операций по завершению таможенного транзита и таможенному оформлению. Как следствие – резкий рост непроизводственных издержек участников ВЭД.

В первую очередь возникли проблемы с железнодорожными перевозками, поскольку 95% товаров, поступающих в адрес курских предприятий, приходит на станцию Рышково, которая остается в зоне деятельности Курского таможенного поста, находящегося теперь более чем за 100 км.

Железная дорога как таможенный перевозчик для завершения транзита обязана представить документы на товар таможенному органу, т.е. Курскому таможенному посту. У станции отсутствует возможность перевозки документов по каждой товарной партии. Поэтому работа организована так: один раз в сутки представитель станции везет на пост документы по тем товарам, которые поступили к этому моменту (около 11 часов). Время в пути минимум 1,5 часа. К тому времени на посту уже обед. Основная масса документов о завершении транзита по железной дороге обрабатывается после 14 часов. Это уже увеличение простоя транспортного средства как минимум на 12 часов. А если вагоны приходят на станцию позже отъезда представителя, например в 13.00, то документы на них представляются таможне уже на следующий день. Здесь простой уже 36 часов…

При среднем грузопотоке в 200 вагонов в месяц предприятия области теряют порядка 2060000 руб., или без малого 25 млн руб. в год. И это только на простое ж/д транспорта. Умножьте на количество подобных предприятий?

Не меньше трудностей возникает и с автотранспортом, перевозящим импорт. Только 22!25% грузов, направляемых в Курск, пересекает границу в регионе деятельности Курской таможни (МАПП Суджа, Рыльск и двухсторонний пункт пропуска Глушково). Место доставки – опять же таможенный орган, а не СВХ. Но если товар идет, например, из Украины через Нехотеевку (Белгород), то он направляется на один из постов Курской таможни, ближайший из которых находится в Судже. А это крюк почти в 200 км. Транспортные расходы на 1 фуру увеличиваются на 250-300 долларов США.

Товары, идущие автотранспортом на экспорт, также оказались в «ловушке». После того как подана декларация, экспортируемые товары считаются находящимися под таможенным контролем и должны располагаться в ЗТК. При перевозке товара по конвенции МДП пломбирование грузового отсека автомобиля обязательно. Да и последние рекомендации ФТС указывают на необходимость наложения обеспечения на любое допущенное транспортное средство. Эта операция должна проводиться в ЗТК. Если раньше оформление производилось в Курске, то теперь ближайший таможенный пост и ЗТК расположены за 100 км. Так только транспортные расходы при оформлении товара на Курском таможенном посту при следовании товара в направлении Харькова увеличились на 300 долларов.

Самое страшное, что в этой ситуации Курск теряет свою инвестиционную привлекательность. Предприятия-гиганты, такие как ЗАО «Конти», ОАО «Прибор», ОАО «Курскглавснаб», ООО «Центрметаллснаб», налаживали и развивали свои производственные мощности с учетом удобного расположения Курского таможенного поста. После переноса таможенного поста предприятия несут огромные убытки. Себестоимость их продукции возросла в разы.

Например, ЗАО «Конти» – предприятие, самостоятельно осуществляющее декларирование товара. При объеме 50 автомашин в месяц на экспорт – почти 500000 руб. лишних транспортных расходов. Дополнительно при размещении в ЗТК ООО «Ростэк-Суджа» стоимость стоянки автомобилей увеличилась на 400 руб. (3000 за фуру в день!). Еще 20000 руб. В год выйдет 5,3 млн руб. Это по договору только на 2 месяца. С сентября собственник СВХ обещает увеличить стоимость этой услуги до 8000 руб., включив сюда еще и декларирование товара. А зачем это предприятию? Куда теперь руководству «Конти» девать свой штат специалистов по таможенному оформлению? Сокращать?!

Тогда налицо еще одна проблема – социальная. В связи с тем что многим предприятиям-участникам ВЭД перенос таможенного поста экономически невыгоден, в скором времени они в действительности будут вынуждены сокращать, а некоторые и вовсе сворачивать свои производства. Последствия таких мер – рост безработицы…

Еще в худшей ситуации предприятия, декларирующие товары через ЗАО «Ростэк-Курск». Их товары руководитель «Ростэк-Курск» Олег Бардаш направляет оформляться на Козинский пост в Рыльский район, через свой склад. В результате участникам ВЭД приходится гонять свой транспорт из одного конца области в другой. Разумеется, в учет не принимаются транспортные расходы. И такие предприятия, как «Курскрезинотехника», «Химволокно», «Электроаппарат», торгующие с харьковскими организациями, несут транспортные убытки в 15!20 тыс. руб. с фуры.

О какой конкурентоспособности курских товаров может идти речь? Под угрозой срыва половина контрактов с украинскими партнерами. А украинский рынок, как известно, для курских предприятий был всегда стратегическим. Поэтому убытки, которые несут предприятия, повлекут за собой провал в экономике Курской области. Как следствие – вскоре регион понесет потери в налоговых сборах. Многие предприятия могут перевести свою деятельность в соседние области, вблизи расположения других таможенных постов.

Все эти таможенные преобразования коснулись и рядовых курян. Отныне, чтобы оформить личные вещи, перевозимые в несопровождаемом багаже и прибывшие на контейнерную станцию в Курск, та же бабушка должна приехать на Курский пост (на автобусе несколько часов, да и то до Суджи, на такси от Курска – 1200 руб. в один конец), чтобы написать заявление – декларацию.

Затем, прождав несколько часов, обеспечить доставку досмотрового инспектора в Курск и обратно (еще плюс 2400 руб.). Через пару дней ей еще предстоит поездка на Курский пост за документами, подтверждающими, что она стала счастливой обладательницей своих же вещей, прошедших таможенное оформление. Остается малость – отвезти эти документы на контейнерную станцию в Курск, чтобы вещи забрать.

Честно сказать, сами работники Курской таможни от подобных реформ не в восторге. Их не устраивает многое: от графиков работы должностных лиц таможенных постов до перераспределения товаропотоков от более загруженных таможенных постов к менее загруженным.

Руководители предприятий-участников ВЭД подготовили и направили губернатору Курской области Александру Михайлову, председателю правительства Курской области Александру Зубареву, председателю Курской областной думы Виктору Карамышеву, а также в другие органы власти обращения, которые продиктованы острой необходимостью как можно в более краткие сроки решить вопрос о сохранении таможенного органа, являющегося местом доставки, на СВХ ОАО «Курскглавснаб» и расположенного по адресу: город Курск, улица 1!я Строительная, дом 3.

«Изменение дислокации Курского таможенного поста, личный состав которого был переведен в Суджу, не только оказалось преждевременной мерой, но и может привести к необратимым для Курской области последствиям – полному коллапсу в сферу внешнеэкономической деятельности, – говорится в обращении. – По объективным данным, уже на сегодняшний день курские предприятия-участники ВЭД несут убытки, в совокупности приблизившиеся к полутора миллиардам рублей. Крупнейшие из них рассматривают возможности переноса части производственных мощностей в соседние Брянскую и Белгородскую области. А зарубежные контрагенты курских предприятий, оказавшихся заложниками скоропалительного решения, не планируют продления контрактов в связи с резким ростом себестоимости продукции курских предприятий-участников ВЭД, последовавшим сразу же после перевода Курского таможенного поста в Суджу…

Помимо этого, вследствие принятия необоснованного логикой решения о переносе таможенного поста из Курска в Суджу региональный центр стал единственным(!) областным центром в России, лишенным таможенного поста. Что не только роняет имидж Курска, но и наносит серьезный удар по инвестиционной привлекательности Курска и Курской области в целом.

Убедительно просим Вас вмешаться в ситуацию и в интересах прежде всего Курской области предпринять все необходимые меры для скорейшего разрешения вопроса о возврате Курского таможенного поста в место прежней дислокации.

(Всего 20 подписей директоров крупнейших курских предприятий-участников ВЭД)

На правах рекламы.

Коммерсантъ - Черноземье, №147 от 11.08.2011 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0