06 января 2025, 08:47
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Эксперт // Ротенберг ставит на удобрения

15.08.2011 14:56
Близкий к власти бизнесмен стал владельцем крупного предприятия по производству минеральных удобрений. Он начнет формировать международный агрохимический холдинг и активно лоббировать интересы своего бизнеса в отношениях с «Газпромом», РЖД и украинским правительством В отрасли минеральных удобрений появился новый игрок. Продано одно из последних независимых (то есть не включенных в структуру крупных холдингов) предприятий — россошанские «Минудобрения», специализирующиеся на выпуске азотных и смешанных удобрений.

Близкий к власти бизнесмен стал владельцем крупного предприятия по производству минеральных удобрений. Он начнет формировать международный агрохимический холдинг и активно лоббировать интересы своего бизнеса в отношениях с «Газпромом», РЖД и украинским правительством

В отрасли минеральных удобрений появился новый игрок. Продано одно из последних независимых (то есть не включенных в структуру крупных холдингов) предприятий — россошанские «Минудобрения», специализирующиеся на выпуске азотных и смешанных удобрений. В начале августа стало известно, что новым владельцем химкомбината стал Аркадий Ротенберг, известный как владелец ряда крупных активов в инфраструктурных секторах экономики, а также как тренер по дзюдо премьера Владимира Путина. Продажа предприятия намечалась давно, но такого покупателя не ожидали, ведь на «Минудобрения» претендовали амбициозные профильные игроки — российские холдинги «Еврохим» и «Акрон», а также структуры украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа.

Эта сделка имеет далеко идущие последствия для отрасли минеральных удобрений, причем не только российской.

Раскошелился на двоих

Считается, что контролирующими акционерами «Минудобрений» до сделки были сенатор от Воронежской области (где и находится завод) Николай Ольшанский, а также украинский бизнесмен Александр Ровт. Прежде партнеры владели аналогичным заводом на Украине (северодонецкий «Азот»), который недавно продали Дмитрию Фирташу.

Фирташ сделал себе состояние как владелец нескольких посреднических компаний, поставлявших украинский и туркменский газ в Европу и на Украину. В последние годы он вкладывал средства в покупку завязанных на газ химических активов в разных странах Восточной Европы, в их число вошла и связка азотных заводов по соседству с Россошью. Именно Фирташ наряду с финансово обеспеченным «Еврохимом» поначалу и рассматривался в качестве основного претендента на россошанское предприятие-одиночку.

«Минудобрения» довольно удачно расположены с точки зрения логистики, там не очень высока изношенность активов, и за прошлый год предприятие сгенерировало около 100 млн долларов чистой прибыли, поэтому многим оно кажется интересным активом. Российский азотный сектор в целом сохраняет фундаментальную привлекательность, особенно если его участники в состоянии договориться о выгодных условиях поставок природного газа, затраты на который — главный элемент производственной себестоимости. Доходность бизнеса сейчас весьма высока, например, расходы на производство и транспортировку аммиака для «Минудобрений», по нашим оценкам, составляют около 180 долларов, а продается он в два с лишним раза дороже (см. график).

По словам отраслевого эксперта, пожелавшего остаться неизвестным, Ротенберг перебил конкурентов без какой-либо административной поддержки, просто предложив лучшую цену. О лучшем предложении говорят и в норвежской компании Yara, которая владела миноритарным пакетом (37,69%) акций «Минудобрений» и продала его за 390 млн долларов. Последняя цифра дает оценку всей компании в 1,4 млрд долларов, на такую же стоимость сделки намекают и представители Ротенберга. Однако наш источник в отрасли приводит несколько иные данные. «Сделка была многоступенчатой, — говорит он. — Первоначально актив купил Фирташ. Он перепродал его Ротенбергу, причем общие затраты на сделку у последнего составили около двух миллиардов долларов. Эта сумма кажется неоправданно большой, за такие деньги проще построить новое предприятие. Прочие игроки были готовы купить россошанский комбинат за 1,1–1,3 миллиарда, не более».

Несколько месяцев назад Аркадий Ротенберг продал свою долю в Новороссийском торговом порту, он известен как бенефициар компании «Стройтрансгаз», которая в последние годы перехватила крупнейшие подряды «Газпрома» и хорошо на этом заработала. Очевидно, бизнесмен искал перспективные способы вложения аккумулированных капиталов.

В настоящее время азотная отрасль находится на ценовом пике (см. график); покупатели могли исходить из предположения (на наш взгляд, довольно сомнительного), что благоприятная конъюнктура сохранится. Помимо желания войти в отрасль большие затраты Ротенберга могли быть связаны и с посредничеством Фирташа, который может оказать своему партнеру услуги в дальнейшем.

Аммиачный дуэт на трубе

Отдельный завод в секторе азотных удобрений — величина небольшая. Ему трудно создавать собственную дистрибуторскую сеть, развивать свой логистический блок, которые добавляют маржу и стабильность крупным структурам, действующим на российском рынке. Чтобы капитализировать инвестиции, Ротенбергу понадобится выстроить агрохимический холдинг, контуры которого уже просматриваются.

Вскоре после сделки Аркадий Ротенберг заявил о своем интересе к Одесскому припортовому заводу (ОПЗ). Это государственное предприятие занимается перевалкой удобрений на морские суда и в больших объемах их производит. В настоящее время компания заканчивает возведение уникального технологического сооружения — аммиакопровода Тольятти—Одесса. Ежегодно по аммиакопроводу прокачивается 3,5 млн тонн жидкого химиката, используемого для производства азотных и смешанных удобрений, из которых квота в 700 тыс. тонн принадлежит «сидящим на трубе» россошанским «Минудобрениям». Объединение с «трубой» и ее конечной точкой дает очевидную производственную синергию, оно делает устойчивой логистическую цепочку и позволяет влиять на процедуру установления транспортных тарифов, которые сейчас составляют порядка 10% от стоимости аммиака в порту. Кроме того, оно обнаруживает еще один потенциальный объект поглощения. Если украинская часть аммиакопровода находится под контролем государства, то российская (1,4 тыс. км из общей длины 2,2 тыс. км) принадлежит ОАО «Тольяттиазот» — еще одному предприятию-одиночке, крупному производителю аммиака по мировым меркам.

За последние годы «Тольяттиазот» подвергался сразу нескольким атакам рейдеров, конкурентов и контрагентов. Доходило до уголовного преследования менеджмента и владельцев актива, остановки основного производства из-за отказа в поставках газа от «Газпрома»; из-за экологических претензий был заморожен инициированный предприятием проект создания аммиачного терминала в Тамани. Проблемы компании свидетельствуют об ограниченном административном ресурсе ее бенефициара Владимира Махлая и делают его весьма уязвимым с точки зрения поведения владельцев украинской части трубы. Можно предположить, что в непростых условиях Махлай согласится продать актив за хорошую цену.

Международная монополька…

Благодаря политическому положению Ротенберга связанные с минеральными удобрениями вопросы теперь будут активно фигурировать в российско-украинской повестке дня. Тарифы на транспортировку аммиака, условия приватизации азотных активов, допуск в эту отрасль российских игроков, устранение импортных пошлин на ввоз российских азотных удобрений — все эти пункты, например, могут быть увязаны с темой ценообразования на российский газ и возможностью отмены пошлин и квот на импорт в Россию ряда украинских товаров (металлопрокат, продовольствие).

На первый взгляд может показаться, что против российской экспансии выступает Дмитрий Фирташ. Сразу же после продажи «Минудобрений» он стал разыгрывать национальную карту, заявив, что сделка по продаже «Минудобрений», дескать, является образцом того, как Россия защищает внутренний рынок от иностранного капитала, а Украина, мол, в свою очередь, должна продать ОПЗ — стратегический актив — национальному инвестору. Но, как полагают отраслевые эксперты, Фирташ лишь стремится занять привычное ему место посредника и будет готов перепродать ОПЗ тому же Ротенбергу. «Украинский бизнесмен имеет давние и хорошие отношения с местной политической элитой, обеспечивая ее интересы в крупных сделках, — уверен один из политических аналитиков, пожелавший остаться неизвестным. — В то же время он тесно связан с крупными фигурами из «Газпрома» и имеет определенные обязательства по реинвестированию средств (вместе с монополией он владел газовым трейдером RUE, приносившим большие доходы от реэкспорта ресурса на Украину и в Европу. — «Эксперт»). Фирташ вполне может выступить в знакомой ему роли проводника интересов влиятельных в России фигур и компаний». Буквально на днях стало известно, что аффилированная с Group DF трейдинговая компания NF Trading будет заниматься продажей продукции с завода Ротенберга, а несколькими месяцами ранее Фирташ рассказывал о переговорах с большой группой «российских коллег» по поводу совместного экспорта удобрений.

В перспективе речь может идти об объединении или присоединении к создаваемой Ротенбергом удобренческой структуре агрохимического блока империи Фирташа, а он велик — объединяет четыре украинских азотных предприятия из шести. Два из них, упомянутый северодонецкий «Азот» и концерн «Стирол», кстати, также поставляют свою продукцию через аммиакопровод, заполняя его с украинской стороны.

Описанная связка из российских и украинских активов, если она будет создана, позволит их владельцам занять доминирующую позицию в Черноморском регионе, который уже превратился в один из главных центров ценообразования международного рынка аммиака и азотных удобрений. В принципе, Аркадий Ротенберг может претендовать и на холдинг «Сибур — минеральные удобрения», который планируют выставить на продажу новые владельцы химического концерна «Сибур», хотя особой производственной синергии с его активами на Урале и в Сибири не просматривается.

…плюс лоббизм

Для крупных игроков российской отрасли минудобрений появление подобной амбициозной структуры, как ни странно, выглядит скорее благом. До последнего времени этот сектор бизнеса испытывал недостаток административной поддержки. Уже сейчас просматривается несколько актуальных проблем, в решении которых может принять участие Ротенберг. Одна из широко известных — высокий уровень и быстрый рост железнодорожных тарифов, а также физический дефицит вагонов для перевозки удобрений в РЖД (кстати, именно в этой структуре работает сын Ротенберга).

Более щекотливая и менее ангажированная тема — цены на газ, которые в последнее время быстро растут. Азотные компании проявляют интерес к приобретению и самостоятельной разработке небольших газовых месторождений с целью самообеспечения сырьем. Однако основное препятствие для этого бизнеса — долгосрочные гарантии доступа к трубопроводной инфраструктуре, которую контролирует «Газпром». Ротенберг, с его политической поддержкой, в состоянии повлиять на решение этой фундаментальной проблемы.

Иван Рубанов
Эксперт, №32 / 15 авг 2011, 00:00.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0