WorldClass

20 сентября 2024, 00:52
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Московский комсомолец в Воронеже // Послали на три буквы

17.08.2011 15:23
Воронежские предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров в Москву, получили «последнее китайское предупреждение» «МК» уже писал о скандальной истории, связанной с претензиями РЖД на территории, прилегающие к железнодорожному вокзалу Воронеж-1. На сегодняшний день на привокзальной площади функционирует несколько фирм, занимающихся автобусными перевозками пассажиров по маршруту Воронеж - Москва.

Воронежские предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров в Москву, получили «последнее китайское предупреждение»

«МК» уже писал о скандальной истории, связанной с претензиями РЖД на территории, прилегающие к железнодорожному вокзалу Воронеж-1. На сегодняшний день на привокзальной площади функционирует несколько фирм, занимающихся автобусными перевозками пассажиров по маршруту Воронеж - Москва. И когда предпринимателям намекнули, что со сменой хозяина этих земель им придется свернуть свой бизнес, они забыли о конкуренции, сплотились и обратились в комитет по борьбе с коррупцией и защите бизнеса при Воронежской торгово-промышленной палате.

Договор дороже денег

Было это еще в марте текущего года. По обращению предпринимателей в правительстве области неоднократно собирались рабочие совещания, на которых разбирались в проблеме, принимались резолюции. По ходу выяснилось, что привокзальная земля как будто бесхозная, права собственности на нее у муниципалитета нет, так что передавать участок в ведение РЖД пока рановато: сначала нужно было сформировать сам участок, присвоить ему кадастровый номер. В резолютивной части протоколов заседаний городским властям было указано на то, что при передаче земель в аренду РЖД должны быть соблюдены интересы воронежских предпринимателей. И соответствующие службы городской администрации вовсе не возражали, чтобы объекты воронежских перевозчиков были включены в схему комплексного благоустройства. И с региональной Дирекцией, курирующей железнодорожные вокзалы, недопонимания не было. Да это ведь логично со всех сторон — как ни посмотри. Воронежские перевозчики платят налоги в местную казну и дают рабочие места нашим жителям. Экспансия столичных структур в регионы неизбежна, но когда она нарушает права и уменьшает возможности местных предпринимателей, это уже неправильно. На заседании комитета по борьбе с коррупцией представитель антимонопольной службы, помнится, придерживался именно такого мнения. Предпринимателей успокоили, объяснили, что региональная власть им не враг и что они могут продолжать работать спокойно.

Однако работа воронежских предпринимателей никак не вписывается в коммерческие планы ОАО «РЖД Трансфер», которое нацелено на монополизацию под своей эгидой всей работы по пассажирским перевозкам.

И хочется, и можется?

Директор ОАО «РЖД Трансфер» В. Греков направил воронежским предпринимателям, в частности в фирму «ТрансРейс», свои предложения, но они оказались совершенно не приемлемыми. Дело в том, что фирмы, обслуживающие рейсы в столицу, имеют свои машины. Только у «ТрансРейс» их 22 единицы, среди которых автобусы самых последних моделей таких марок, как «Скания», «Неоплан», «Фетра». Их стоимость достигает 300 тысяч евро. «Некоторые машины мы брали в лизинг, таких моделей нет даже у многих столичных перевозчиков, — говорит заместитель директора «ТрансРейса» Геннадий Валенбахов, — мы связаны обязательствами с нашими партнерами. Какой же нам смысл делать внушительные вложения, содержать современный автопарк из более чем сомнительного интереса работать под знаменами москвичей, не получая даже половины от реальной прибыли?" Предприниматели обсуждали форму сотрудничества с «РЖД Трансфер» в областном правительстве, но к единому знаменателю так и не пришли. «Нас, вообще-то, очень удивил тот факт, что и нас, и директора «РЖД Трансфер» господина Грекова пригласили в правительство, как бы улаживая наши разногласия, — продолжает Геннадий Валенбахов, — ведь «РЖД Трансферт» — всего лишь обычная коммерческая фирма, по нашим данным, у нее нет собственных активов, а участие РЖД в ней выражается всего лишь в 25 процентах. Но видно, не такая уж простая. Во время совещания у заместителя руководителя департамента областного правительства неоднократно звучала фраза о некоем письме из столицы, из Счетной палаты. Нам, конечно, ничего не объяснили — при чем здесь вообще Счетная палата, но нетрудно догадаться, что покровительство коммерческой фирме «РЖД Трансфер» идет с самого верха».

Наехали — терпите

Когда навязать кабальное сотрудничество воронежцам по-хорошему не удалось, произошла совсем уж интересная история. 30 июля, незадолго до полудня, офис фирмы «ТрансРейс» посетили двое неизвестных молодых людей в спортивных костюмах, которые, используя иной лексикон и другие мотивировки, попытались убедить предпринимателей принять условия москвичей. «Мне угрожали, — говорит директор «ТрансРейса» Марина Мануковская, — намекали, что спалят автобусы, упоминали клички реально существующих криминальных авторитетов». Словом, имел место обычный «наезд». В 90-е этим было никого не удивить. Марина Мануковская немедленно обратилась в полицию. Видеокамеры зафиксировали визитеров, имеется диктофонная запись, их видели люди, находившиеся в офисе, и, наверное, установить их личности было бы не так уж сложно. Если бы кто-то вообще собирался этим заниматься. Однако Марина Мануковская получила из полиции ответ — постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Официально претензии структур РЖД на городские земли, прилегающие к вокзалам, выглядят вполне конструктивно и обоснованно. Вокзал Воронеж-1 якобы собираются реконструировать, улучшать инфраструктуру транспортного узла. Разве плохо? Но параллельно этим глобальным и пока только запланированным целям идет и куда более приземленный процесс: «отжимание» прибыльного бизнеса московскими коммерческими структурами у местных предпринимателей, которые уже много лет работают на этом рынке. Не побоюсь повториться: организация, которая претендует на монополию по организации автобусных перевозок, то есть «РЖД Трансфер» — это всего лишь обычная коммерческая структура. Да, в ее названии использованы три громкие, известные всей стране буквы, но это не должно выводить ее за пределы законной конкуренции. Не должно ставить в привилегированное положение перед прочими участниками рынка. Однако на деле происходит именно это.

Как «отжать» чужой бизнес

После беседы с неформальными «регулировщиками» вопроса директору «ТрансРейса» снова позвонили. Дама, представившаяся как Ирина, помощница господина Грекова, сделала «последнее, китайское предупреждение»: если несговорчивые воронежцы не примут навязываемых им условий, они останутся и вовсе без земли. Угроза не оказалась пустым звуком: через некоторое время предприниматели получили уведомление о том, что с ними расторгнут договор аренды на парковочное место.

По информации, которую предприниматели получили из своих источников, протекцию из самых верхов ОАО «РЖД Трансфер» получает благодаря родственной связи, в которой находятся влиятельный чиновник РЖД, курирующий вокзальные проекты, и чиновник высочайшего федерального уровня. Так что дело, скорее всего, не только в трех волшебных буквах, которые открывают москвичам в регионах двери самых высоких кабинетов.

Как просто и легко в наше время можно делать бизнес, не вкладывая средств, не имея активов, проще говоря — даже и не особенно напрягаясь. Сейчас в цене иные «активы» — серьезные должности, имея которые можно распространять влияние повсюду.

О какой уж там законной конкуренции может идти речь? И о какой борьбе с коррупцией? Может, показательная компания для видимости и ведется, но на реальной жизни и ее условиях она, увы, не отражается никак.

Алла Холденко
Московский комсомолец в Воронеже, 17 – 24 августа 2011 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0