Сотрудников ГИБДД в Воронежской области, по результатам завершившейся в начале этого месяца внеочередной аттестации, стало меньше почти на четверть. Но снижать уровень безопасности дорожного движения в связи с этим сокращением никак нельзя — и поможет в этом техника.
О том, как благодаря фотокамерам удалось образумить гонщиков и как избежать штрафов за превышение скорости, рассказывает Юрий Дорошенко, начальник центра видеофиксации ГИБДД ГУ МВД РФ по Воронежской области.
А за цифрами — жизни
— Многие до сих пор думают, что система фотофиксации — это несерьёзно. Расскажите, что сегодня имеется в вашем арсенале и каковы успехи.
— В Воронеже и пригородах оборудовано 33 стационарных рубежа фотофиксации. Помимо них задействовано 47 мобильных комплексов, которые в основном выставляют на трассах. Насколько эффективно это оборудование, говорит статистика. Если на Северном мосту, который долгое время считался одним из опасных мест в городе, было по пять-шесть погибших и порядка 20 раненых в год, то после установки камер гибель людей и травмы там сведены на нет. Если в первые месяцы работы камер в Воронеже в день выписывалось до 50 постановлений за езду со скоростью 180–190 километров в час, то теперь это редкость, в основном скоростной режим нарушают мотоциклисты. Центр автоматический фиксации работает с октября 2010 года. Поначалу письма с постановлениями от нас забирали на большом грузовике, теперь — увозят на «Газели». Всё это говорит о неплохих результатах, на мой взгляд.
— Сколько сегодня выписывается штрафов и как исправно водители их оплачивают?
— С начала этого года было отправлено 490 тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности — это примерно по шесть тысяч в сутки. Сумма наложенных штрафов составила более 100 миллионов рублей, в бюджет Воронежа, по данным казначейства, поступило около 72,5 миллиона рублей. Получается, что штрафы своевременно платят 72% водителей.
— Принимаются какие-то меры для взыскания денег с должников?
— Информация о злостных неплательщиках доводится до подразделений ГИБДД, и инспектор, остановив такого гражданина на посту, может потребовать от него уплатить штрафы. Активно взаимодействуем с налоговой инспекцией, с судебными приставами. Так или иначе, человек сам по какому-либо поводу обратится в ГИБДД, к примеру, на перерегистрацию автомобиля, и с ними будет проведена работа.
Наказание надо прочувствовать
— Если люди не боятся не оплачивать штрафы, видимо, где-то есть пробелы?
— Срок исковой давности за нарушение правил дорожного движения — три года. На это надеются многие неплательщики. Думаю, в скором времени в законодательстве произойдут изменения, и оплачивать штрафы придётся и через 50 лет. Вообще, лучше платить, иначе можно нажить неприятности. К примеру, вас не выпустят за границу или по суду посадят на 15 суток. Мой товарищ поехал в Татарстан, нарушил там, пришла квитанция, не заплатил. Через полгода пришлось поехать снова, всего на день. Его остановили на посту, стали проверять, заметили, что он числится в базе должников. Товарищ отказался платить, сказал, что не получал квитанцию; составили протокол и отвезли в суд, дали 15 суток. Вернулся, теперь говорит, что с государством играть больше не будет.
— А может, люди не платят штрафы по причине того, что не нарушали, так как продали машину по доверенности или действительно не получали квитанцию, поскольку сменили место жительства?
— Такого понятия, как «продать машину по доверенности», не существует. Её владелец, даже если он на ней не ездит, обязан оплачивать штрафы. А если вы сменили место жительства, то должны перерегистрировать и машину.
— А не проще ли на государственном уровне заставить водителей открыть специальные счета, с которых будут автоматически списываться деньги после нарушения?
— Да, людям приходится идти на почту, стоять в очереди, потом идти в Сбербанк, там тоже стоять в очереди. Но на то оно и наказание, чтобы нарушитель прочувствовал его. А если это делать автоматически, то гражданин и думать о том, что его наказали, не будет. Сегодня оплата штрафа максимально удобна, у нас подписаны договоры с большинством банков, на квитанциях есть штрих-код, так что можно пользоваться банкоматами и терминалами в магазинах и на заправках.
Проверенный способ
— Говорят, что некоторые камеры — муляжи?
— Это так, но муляжи и настоящие камеры постоянно меняются местами, даже я не всегда знаю, что и на каком рубеже установлено.
— Есть способы обмануть оборудование?
— Средства вроде сеточек на номерах или лаковых покрытий не работают. Бывает, что люди заклеивают буквы, изменяя тем самым номер, но это тоже не помогает. Номер сопоставляется с маркой машины, проверяется, и в случае такого несоответствия — устанавливаем истину. На новые комплексы «Стрелка» не реагируют даже антирадары. Есть один способ обойти устройство — не нарушать правила и не платить штрафы.
— В каком направлении будут дальше развиваться системы контроля?
— Есть комплексы, которые по спектру воздуха в салоне могут указать на пьяного водителя. В ближайшее время начнёт работу система «Паркон», которая будет фиксировать нарушения, связанные с неправильной парковкой. Сейчас аппарат проходит сертификацию. Планируется не только следить за соблюдением ПДД, но и разыскивать угнанные машины или транспорт, с помощью которого были совершены преступления. Это будет одной из составных частей системы «Безопасный город», о необходимости развития которой указал министр внутренних дел России Рашид Нургалиев во время своего приезда в Воронеж.
Кстати
На первом месте в деле автоматической фиксации стоит Татарстан, на втором — Звенигород и Краснодар, затем идёт Воронеж. Москва, как ни странно, крайне неразвита в этом отношении.
Это интересно
Один Воронежский «рекордсмен» имеет неоплаченные штрафы на 64 тысячи рублей.
Кирилл Усольцев
24.08.2011