Воронеж. 25.08.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Появившиеся этим летом на памятниках воронежского Юго-Западного кладбища пометки в виде используемых в офисах листочков с клейким краем вызвали публичный интерес в виде вопроса: что это значит? – Как выяснилось, только то, что на кладбище идет инвентаризация, а в качестве эксперимента – начал реализовываться и проект, о котором директор МУП «Комбинат специализированного обслуживания» Алексей Катцын рассказал "Абирегу" весной этого года, - «фотофиксация» для каждого отдельного памятника.
Процесс вечный, но необходимый.
«Еще с 70-х годов нормативные акты предусматривали выписку удостоверений на каждую могилу, но этого почему-то не делалось, - сетует директор МУП Алексей Катцын, - С 2000 года мы такие удостоверения родственникам выдаем. Но вопрос об инвентаризации никогда не снимался с рабочей повестки, независимо от наличия книг с записями, оставшихся после 80-х годов прошлого века и компьютерного архива, который, как известно, появился в Воронеже чуть ли не первым в России».
Все эти годы коллектив комбината искал возможности и варианты присвоения каждой могиле своего номера.Фактически, инвентаризация кладбищ имеет две цели: во-первых, любой пришедший в управление Комбината человек должен получить точную информацию об интересующем его захоронении - координаты и гарантию его реального существования. А во-вторых, руководство МУП«КСО» должно иметь точные сведения о наличии и заброшенных могил, и свободных участков. Наиболее актуальна, по мнению Алексея Катцына, инвентаризация захоронений на кладбищах, которые открывались до 1990-го года. А это, практически, все сельские кладбища, ответственность за которые несут районные власти. Что же касается воронежских городских погостов, то в этот список входят все кладбища, кроме открытого четыре года назад нового Буденовского.
Главная задача, которую ставит перед собой директор МУП, а, скорее, даже не задача, а профессиональная мечта – создать, воспитать в воронежцах культуру памяти, привлечь к местам последнего пристанища земляков внимание не только их родственников, но и всех граждан, как к местам исторической памяти, музеям под открытым небом. Для этого реализуется видеопроект, о котором «Абирег» уже рассказывал. Для этого совместно с Воронежской и Борисоглебской Епархией строятся на территории воронежских кладбищ храмы. «Чем больше будет посетителей, тем лучше будет уход за могилами», - считает директор МУП.
Убежден он и в том, что открытие новых территорий для погребения - не лучший вариант, необходимо правильно работать с уж существующими. «Практически у каждого коренного воронежца есть умершие родственники и, конечно, самый нравственный и при этом разумный вариант – иметь дорогие сердцу могилы на одном кладбище. Хотя бы и потому, чтобы на великие христианские праздники Святой Пасхи или Красную горку не метаться по разным сторонам, что сопряжено и с транспортом, и с потерей времени, и с выбором очередности посещения как дани уважения к ушедшим», - говорит Алексей Катцын. Для этого законом обозначены определенные виды подзахоронений. А если места в ограде не хватает, но при этом семья действительно имеет многолетние корни и компактное захоронение предков, то, в соответствии с Постановлением № 750, как исключение предусмотрено выделение другого места на том же кладбище.
Сложнее обстоит дело с мигрантами. И даже если люди приехали в Воронеж 20 -25 лет назад, не говоря уже о потоках, устремившихся в центр Черноземья в последнее десятилетие, то они сами являются родоначальниками для своих семей на воронежской земле. За счет мигрантов, в основном, и существует вынужденная необходимость открытия новых территорий для захоронений. Но найти такие территории становится возможным все дальше от областного центра – уже за 60-70 км.
«Фотофиксация» как элемент порядка.
«Вот, например, у меня есть еще один проект, касающийся Воронежа — ввести «фотофиксацию» для каждого отдельного памятника на всех воронежских кладбищах. Это поможет осуществлять контроль и вести учет…», – рассказал в интервью «Абиреу» директор МУП «КСО» в марте этого года. Заметив, впрочем, что на это нужны немалые деньги, которыми государство похоронную отрасль не балует. Но, видимо, пример других регионов, в частности – Москвы, которые осуществили подобные проекты у себя, все-таки не давал покоя Алексею Катцыну, пока он ни нашел средства на его осуществление. Сейчас на Юго-западном кладбище«фотофиксация» идет полным ходом. Пока как эксперимент. Продолжится этот процесс до зимы. Затем будет произведен анализ и, в перспективе, опыт распространится на другие воронежские погосты. И, если в 90-е годы, по подсчетам директора МУП «КСО», для того, чтобы переписать все имеющиеся на воронежских городских кладбищах захоронения, необходимо было бы ежедневно привлекать 50 человек в течение 50 лет, то при методе «фотофиксации» этот процесс сокращается в десятки раз. При этом надо учитывать и тот факт, что вступивший в силу в 1996 году Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле» запретил закрытие и уничтожение существующих кладбищ, что предполагает обеспечениеих работы на должном уровне постоянно.
«Мы хотим добиться того, чтобы при нажатии клавиши компьютера была доступна полная информация о захоронении – в том числе и его внешний вид, детали и пр. Во-первых, это позволит говорить о сохранности, во-вторых, так проще разыскать необходимое захоронение тому, кто впервые пришёл отдать дань памяти останкам близкого или родного человека. Даже если к нам обратится человек, не имеющий возможность приехать на могилу к родственнику, он сможет получить фото захоронения по электронной почте. Это тоже очень важно», - рассуждает Алексей Катцын, имея в виду, несомненно, в том числе и культуру памяти.
«Ярлычки» же сотрудники Комбината крепили на уже отснятые памятники, - чтобы не было путаницы, т.к. могилы расположены хаотично, нет четких рядов.
Ну а ко всем воронежцам у директора МУП «Комбинат специализированого обслуживания» Алексея Катцына есть одна просьба, касающаяся исторической памяти и исторической гордости земляков: возможно, посмотрев уже отснятые фильмы из цикла «Кладбища Воронежа: утраченные миры», вы заметите отсутствие упоминания еще о ком-то из наших знаменитых земляков. Об этом надо обязательно сообщить их автору – журналисту, сценаристу и режиссеру Александру Никонову. Несмотря на то, что он ведет огромную краеведческую работу, не вся информация о захоронениях может быть доступна из официальных источников.
Готовые фильмы из названного цикла можно посмотреть в Интернете, а к их автору можно обратиться через «Абирег».