Проект актуализированной стратегии социально-экономического развития нашей области до 2020 года корреспондент «ВК» попросил прокомментировать одного из координаторов экспертных групп, работавших над документом, заведующего кафедрой экономики труда и основ управления, профессора ВГУ Владимира ЭЙТИНГОНА
— Владимир Наумович, какую пользу, по вашему мнению, принес сам процесс обсуждения проблем региона и разработки актуализированной модели стратегии?
— Тут, на мой взгляд, есть несколько полезностей, о которых можно говорить. Первая заключается в том, что новая стратегия — в большой мере плод коллективных размышлений. Сам ее текст, помимо аналитических соображений и swot-анализа (анализ экономико-статистических данных, выполненный по определенной методике, он позволил определить сильные и слабые стороны нашей области в сравнении с другими регионами. — А. Ц.), опирается на размышления, которые родились в 18 экспертных группах.
Подготовка стратегии объединила ученых, госслужащих, общественников и бизнесменов. Более того, по мере выработки документа он направлялся на обсуждение к экспертам и в результате не повторяет того, что обсуждалось в группах, а скорее перемалывает все. Свои предложения в проект вносили подразделения областного правительства, так как в конце концов именно на их плечи ложится исполнение стратегии. Главный плюс в том, что документ, по-моему, вышел осмысленным.
Во-вторых, предлагается стратегия опережающего развития. Она задает несколько более высокие темпы, чем те, что содержатся в ранее принятых аналогичных документах. Дело в том, что во многих размышлениях о будущем люди опираются на опыт, соображения о том, как будут развиваться уже сложившиеся тенденции. А здесь другой подход, собственно, и являющийся тем, что называется стратегическим видением: постановка сценария, на уровень которого мы хотели бы выйти. Отсюда и появился более высокий уровень требований к себе — чего мы должны достичь.
В-третьих, можно сказать, что в думах об особенностях нашей области, о ее конкурентных преимуществах, даже тех, что в последнее время не использовались по разным причинам, появились новые стратегические задачи. Их мы раньше не выдвигали. Например, формирование межрегионального финансового центра. Нынешнее развитие банковского сектора в области позволяет думать, что мы способны на его создание. Или, допустим, размышления об инновационной стратегии. Если взять прежний документ — действующую стратегию, то в нем речь шла в основном о развитии на основе заимствования. Но нас отличает собственный научный потенциал, и если мы не станем его активно использовать, то многое потеряем. Мы в стратегии пишем о первоочередном развитии инноваций, которые могут быть плодом нашей деятельности. Такая политика не отвергает того, что уже кем-то апробировано и может быть эффективно использовано, то, что называется заимствованием. Просто у нас появляется несколько больше смелости в размышлениях о том, чего можно достичь.
— Опережающее развитие для нас вызов или неизбежность?
- Оно для нас естественно. Известно, что на исторической тенденции наш регион для своей части страны столичен. Но сейчас в социально-экономическом плане у нас появилось некое отставание, которое заставляет посмотреть на соседние субъекты страны, побуждает подумать о том, как преодолеть спад, тем более у нас есть для возможности. Так что опережающее развитие для нас — вызов, родившийся из необходимости.
— Правильно ли я понимаю, что в случае утверждения проекта стратегии экспертным советом при губернаторе, а затем и облдумой он получит статус закона? И потом наступит этап преобразования стратегических идей в конкретные программы?
— Конечно, нельзя ограничиваться размышлениями. Их надо переводить в ранг конкретных программ и проектов. Правда, надо иметь в виду, что в случае второй волны финансового кризиса долгосрочную стратегию нам придется корректировать. Последствиями кризиса, может быть, станут некоторые потери. Может быть, откроются новые векторы движения. Возможно, придется сместить акценты.
Андрей Цветков
Воронежский курьер, №101, 13 сентября 2011 года.