Холдинг пока не будет покупать местный аэропорт
Вчера гендиректор ООО «Новапорт» Михаил Смирнов заявил, что компания остановила переговоры по воронежскому аэропорту, контроль над которым она хотела выкупить у авиакомпании «Полет». В «Полете» подтвердили, что «Новапорт» «не выходил на связь» с весны. На продаже перевозчиком аэропорта настаивал губернатор Алексей Гордеев, но эксперты считают, что для крупных управляющих компаний воронежский аэропорт станет интересен только при росте его пассажиропотока.
Вчера РИА «Новости» со ссылкой на гендиректора ООО «Новапорт» Михаила Смирнова сообщило, что холдинг пока не будет брать в управление воронежский аэропорт. Господин Смирнов не стал комментировать причины такого решения, подтвердив лишь, что «переговоры по этому поводу с владельцами аэропорта приостановлены».
Напомним, что «Новапорт» проявляет интерес к Воронежу уже больше года. Первый раз, по данным источников «Ъ», компания выходила на переговоры с ЗАО «Авиакомпания «Полет», контролирующим городской аэропорт, еще в 2010 году. Но тогда переговоры не афишировались и закончились, по сути, почти сразу после того, как начались. Возобновился диалог между компаниями уже весной 2011 года. На этот раз представители компаний встретились с губернатором Алексеем Гордеевым: «Новапорт» сообщил о планах по реконструкции аэропорта, а глава региона выразил надежду, что «инвестор пришел всерьез и надолго». В «Полете» тогда поясняли «Ъ», что готовы отдать «Новапорту» контрольный пакет ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» (владеет имущественным комплексом аэропорта) в обмен на гарантии реконструкции комплекса. Условия продажи акций, как заявлялось, и были предметом переговоров между сторонами.
Вчера председатель совета директоров «Воронежавиа» и заместитель гендиректора «Полета» Александр Карпов узнал о заявлении гендиректора «Новапорта» от корреспондента «Ъ». «Трудно сказать, что они себе там думают. Вообще переговоров как таковых и не было: мы им после встречи у губернатора предоставили все документы по аэропорту, которые они запросили. С тех пор на связь «Новапорт» не выходил», – пояснил господин Карпов.
Холдинг «Новапорт» управляет аэропортами Новосибирска, Челябинска, Астрахани, Томска, Барнаула, Читы, в мае получил контроль над аэропортом Волгограда. Совокупный пассажиропоток в 2010 году составил около 4 млн человек, выручка превысила 5 млрд руб. «Новапорт» контролируется группой AEON Романа Троценко и казахской инвестиционной группой Meridian Capital, которая, впрочем, как сообщалось, искала покупателя на свою долю в холдинге.
Аэропорт «Воронеж» имеет международный статус. Контрольный пакет – у структур, близких к ЗАО «Авиакомпания «Полет», 35% – у ООО «СекьюритизИнвестГрупп», контролируемого, как считается, структурами Глеба Фетисова. Общий пассажиропоток аэропорта в 2010 году составил 212,9 тыс. человек, обработано грузов и почты – 218,6 т и 133 т соответственно. Чистая прибыль «Воронежавиа» в 2010 году, согласно официальной отчетности, составила 14 млн руб.
Напомним, что еще в марте на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным губернатор Алексей Гордеев заявил: «Мы имеем такой план – все-таки разделить управление: те, кто будет заниматься пассажирскими перевозками, и те, кто будет управлять непосредственно аэропортом». При посредничестве областных властей на переговоры с «Полетом» выходил Московский индустриальный банк, который был готов взять аэропорт в управление и в перспективе построить новый аэровокзальный терминал. Однако уже тогда в авиакомпании отмечали, что как минимум «не в восторге» от непрофильного инвестора, который вряд ли сможет сделать с аэропортом что-нибудь «толковое». В целом же перевозчик, как заявлялось, был не против привлечения нового инвестора в «Воронежавиа».
Сейчас «Полет» занимается реконструкцией аэропорта, взяв для этой цели трехлетний кредит на 60 млн руб. в «Юникредите». Планируется, что пропускная способность терминала увеличится с 50 до 200 человек, что позволит «без проблем» обслуживать до 1 млн пассажиров в год. В 2011 году в «Полете» ожидают пассажиропоток аэропорта на уровне 300 тыс. человек. Источник в облправительстве отметил, что региональные власти были заинтересованы хотя бы в минимальной реконструкции аэропорта «и здорово, что возможность потери контроля над активом подстегнула «Полет» к началу работ, а что будет дальше – посмотрим». Собеседник «Ъ» в «Полете» на условиях анонимности отметил, что цена актива после реконструкции будет, соответственно, другой, увеличившись как минимум на сумму вложений.
По мнению депутата облдумы, директора по развитию авиакомпании «Руслайн» Константина Ашифина, «Новапорт» мог бы стать хорошей управляющей компанией для аэропорта. «У них большой опыт развития таких предприятий. И я не верю, что компания сама отказалась от идеи покупки воронежского аэропорта. Судя по всему, «Полет» просто не захотел отдавать актив. И очень зря. Это вредно и для аэропорта, который толком не развивается, и для самого перевозчика, который тратит силы на непрофильный бизнес. Я уж не говорю о нарушениях антимонопольного законодательства, на которые жаловались и мы, и другие авиакомпании», – отметил господин Ашифин. Он добавил, впрочем, что губернатор отличается системностью в своих решениях, поэтому рано или поздно, но «Полету» наверняка придется расстаться с аэропортом.
Ранее источник «Ъ» в группе «Ренова» рассказывал, что компании также предлагали купить долю в аэропорте «Воронеж». Максим Майорец, член правления и директор по слияниям и поглощениям группы компаний «Ренова», пояснил, что серьезные инвестиции в аэропорты с пассажиропотоком меньше 500 тыс. человек находятся «на грани окупаемости».
Евгений Тимошинов
Коммерсантъ (Воронеж), №173, 16.09.2011.