Воронеж. 20.09.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Аналитика - Законодательные и финансовые проблемы обслуживания лифтов многоэтажных жилых домов, существующие на региональном и федеральном уровне, обсудили в Воронеже руководители специализированных городских организаций. Расширенное совещание с ними провел прибывший в регион президент Совета Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций Виктор Тишин.
По мере того как Виктор Тишин обозначал все новые и новые нерешенные вопросы, касающиеся обслуживания лифтов на объектах жилого фонда в масштабах Федерации, становилась ясной причина его поездок по российским регионам. В Воронеже, например, из 5,4 тыс. лифтов почти 2 тыс. отработали нормативный срок службы, еще более 1,5 тыс. требуют серьезных вложений для обеспечения безаварийного и безопасного функционирования. А именно это «главный российский лифтовик» считает миссией Национального союза.
Виктор Тишин, президент Совета Национального союза лифтовых СРО России:
- Вы, сидящие в зале, - хозяйствующие субъекты, и у каждого цель и задача предприятия - это получение прибыли, но вы создали нас, а наши задачи состоят в том, чтобы вместе с вами путем соблюдения норм и стандартов обеспечивать безопасную и бесперебойную работу лифтов для безопасности населения. Миссия наша в этом.
Но на вопрос «Как наладить системное финансирование для осуществления миссии?» не смог ответить даже Виктор Тишин. Впрочем, он долго рассказывал, какие механизмы были задействованы для развития отрасли в СССР и что происходит в сегодняшней России.
Виктор Тишин, президент Совета Национального союза лифтовых СРО России:
- У нас идет период государственного строительства опережающими темпами в сравнении с законодательной базой. Сегодня мы с вами после принятия год назад Технического регламента оказались в системе «двойного регулирования». То есть мы должны были выйти из 16-го ФЗ «О промышленной безопасности» и начать работать по ФЗ №184 «О техническом регулировании», но этого не произошло. 116-й Закон, который до сих пор находится в состоянии доработки и последние изменения которого совершенно недавно произошли, не дал нам ответа на наши основные вопросы, и вот в дальнейшем будет дорабатываться. В свою очередь, 184-й Закон также до сих пор находится на рассмотрении.
В итоге лифтовики со своими регламентами, сводами правил и прочими нормативными документами не один год ходят по кругу, который образуют Ростехнадзор, Росстандарт, Минприроды, Минпромторг, Минэконом и Минрегионразвития, сами то и дело претерпевающие реформы.
Виктор Тишин, президент Совета Национального союза лифтовых СРО России:
- Соответственно, мы на сегодня очень боимся того, что за всеми этими пертурбациями мы можем потерять две вещи. То есть мы задаем государству простой вопрос: лифты – это велосипеды или автомобили? Если велосипеды, то это значит, что государственное регулирование заканчивается на стадии выпуска в обращение, и дальше каждый свой велосипед сам будет обслуживать. Если это автомобили – то каким-то образом в процессе эксплуатации это изделие должно подвергаться текущему ремонту с заменой запчастей и независимой оценке. Мы, естественно, боремся за эту модель. Нам долгие годы удавалось это делать, и мы надеемся и теперь доказать государству, что лифты – это опасное техническое устройство и надзор со стороны государства в той или иной форме должен быть обеспечен на стадии жизненного цикла.
С другой стороны, в «переходные» 80-е годы, когда госрегулирование прекратилось, а госконтроль остался и лифтовики оказались в определенном вакууме, они создали организацию, сумевшую компенсировать вред, нанесенный сменой государственного строя. Речь идет об ассоциации «ЛифтСервис». Именно она, по словам Тишина, тогда отстояла систему плановых ремонтов (ППР), разработала сметные нормы на техобслуживание лифтов и расценки для экспертных организаций. Созданная тарифная база до сих пор позволят отражать реальные затраты, только существующие тарифы уже не могут устроить обсуживающие организации.
Виктор Тишин, президент Совета Национального союза лифтовых СРО России:
- Общие затраты на лифты в Московской области составляют примерно 4 тыс., лифтовикам на техническое обслуживание остается 30-40%. Почему у нас сейчас техобслуживание лифтов даже при правильном планировании соизмеримо, например, со стоимостью обслуживания домофона? Например, в Саратове стоят счетчики на каждый лифт и там платят по факту. В городе Воронеже платят как за электроэнергию? По установленной мощности. Затрата жильца 4 тыс., из них наших затрат 1200-1500. Затраты общие, а страдаем мы – та часть, которая несет наибольшую ответственность. Бесперебойность понятно: лифт встал – можно запустить. А безопасность должна обеспечиваться.
И здесь жильцам многоэтажек ко всем прочим проблемам еще необходимо разобраться в истинных намерениях организаций, предлагающих им сервисное и аварийно-техническое обслуживание лифтов. Сегодня их в Воронеже около 15. Но большинству из них не по силам осуществить профессиональный ремонт, не говоря уже об оперативной помощи. А возникающие фирмы-однодневки стремятся получить быструю прибыль, заключая договоры на обслуживание по заведомо заниженному тарифу или берут на обслуживание новые лифты, которым якобы не нужен систематический сервис, или же предлагают обслуживать лифты без современной диспетчерской связи. «Деятельность подобных псевдолифтовиков усугубляет положение дел и усложняет работу серьезных обслуживающих организаций, таких, например, как «ВоронежЛифтСервис», - считает его директор Роман Федоров. На обслуживании именно этой компании находится большая часть лифтов города, и именно она часто выручает из беды клиентов других фирм, оказавшихся в роли потерпевших.
Если говорить о тарифах, то, например, в Брянске, где обслуживание лифтов осуществляется по воронежской схеме, оно стоит почти в 3 раза дороже, чем у нас - 6 рублей с кв. м.
Поэтому лифтовики считают городские тарифы явно заниженными. С другой стороны они понимают, что если тарифы резко возрастут, это будет серьезный удар по кошельку жителей и подорвет доверие граждан к управляющим компаниям. В то же время они отдают себе отчет в том, что гарантия ежедневной безопасности граждан и профессиональная работа лифтовиков зависит от финансовых поступлений. На их взгляд, есть несколько путей выхода из сложившейся ситуации, но все они подразумевают непосредственное участие и инициативу городских властей.
Что же касается помощи с федерального уровня, то эти неясные перспективы вполне ясно изложил Виктор Тишин.
Виктор Тишин, президент Совета Национального союза лифтовых СРО России:
- Надеемся, к Новому году прояснится, что за служба аккредитации будет, что будет за Ростехнадзор, и что будет с Росстандартом. Потому что планировать деятельность на далекую перспективу в этих обстоятельствах практически невозможно. Мы вот тут как-то разбираемся, работаем на жилищников, и на нас лежит большая ответственность, так как жилищники уже слабо во всем этом разбираются. Жилищники отвечают перед населением, а население вообще никак не разбирается. Оно заплатило рубль за свою безопасность и надеется, что этот рубль доходит до безопасности и бесперебойности. К сожалению, этого не случается. Вот так обстоят дела в плане государственного регулирования. Надеемся, что в следующем году налоги облегчат нашу жизнь, деньги в Фонд дадут и, соответственно, решатся проблемы с нестыковкой в законодательстве, которые однозначно ведут к удорожанию наших работ.
Если вы готовы от лифтового сообщества города вести переговоры с администрацией, то мы готовы со стороны федеральной власти подключить соответствующие министерства и ведомства. Сейчас этим занимается Минрегионразвития. Доносите до администрации, что ничего просто так не упадет и не заменится и в конце концов начнутся инциденты и лифты вам остановят, а на сегодня Ростехнадзор может вывести из эксплуатации 150 тыс. лифтов, с каждым годом они будут прибавляться. Так что спасение утопающих – это ваше профессиональное дело. Это то, что касается региональных программ.
Елена Чиркова