23 декабря 2024, 10:57
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Кнут и пряник для воронежских пищевиков

26.09.2011 10:59
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - По оценке руководителя воронежского Роспотребнадзора Михаила Чубирко, две трети продуктов, производимых российскими предприятиями, не соответствуют качеству, заявленному на этикетке. А каждый 50-й килограмм пищевой продукции опасен для употребления. Своеобразным подтверждением печальной статистики служат случаи массового отравления, участившиеся в последнее время.

Воронеж. 26.09.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – По оценке руководителя воронежского Роспотребнадзора Михаила Чубирко, две трети продуктов, производимых российскими предприятиями, не соответствуют качеству, заявленному на этикетке. А каждый 50-й килограмм пищевой продукции опасен для употребления. Своеобразным подтверждением печальной статистики служат случаи массового отравления, участившиеся в последнее время. Контролирующие органы уверены, что «кнутом» эту ситуацию не исправишь: пока производители сами не осознают и не предпримут мер для ужесточения контроля за качеством, никакие штрафы и другие карательные меры не способны кардинально изменить положение дел. Крупные воронежские пищевики, и без того скрупулезно соблюдающие стерильность, утверждают, что «пряник» со стороны государства им тоже не помешал бы, и напоминают, что на региональном рынке работает огромное число мелких предприятий, которым элементарно не хватает средств для полноценного соблюдения всех санитарных норм.

На круглом столе, посвященном качеству продуктов питания, с участием представителей воронежских производителей пищевых продуктов, областного правительства, контролирующих органов, состоявшемся в середине сентября, выяснилось, что в Воронежской области ситуация в целом еще не так прискорбна, как во многих других регионах. Здесь работают крупные пищевые холдинги, для которых даже мелкий инцидент с единичным покупателем по поводу качества продукции – уже удар по имиджу и потеря доли рынка.

Помимо прочего, в Воронежской области, оглядываясь на недавние массовые отравления в других регионах, власти решили упредить удар, приняв в августе целевую программу «Повышение качества безопасности пищевых продуктов». Меры, прописанные в ней, не кажутся номинальными. По словам руководителя департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области Ирины Кокоревой, 122 млн рублей (из которых 56 млн выделит облбюджет), предусмотренных на программу, предполагается потратить, в частности, на совершенствование законодательства (не только регионального, но и федерального – через законодательные инициативы областных парламентариев), выставки, проверки и дегустации (с соответствующей широкой публикацией победителей и нарушителей), а также предотвращение поступления на рынок некачественной продукции (через мониторинг ситуации, пропаганду и агитацию).

И производители, и чиновники, и контролеры сходятся во мнении, что если сейчас не предпринять этих и вообще максимально возможных мер, способствующих улучшению качества продукции, через десяток-другой лет улучшать уже будет нечего. Михаил Чубирко приводит данные: за последние 20 лет на российском рынке произошло ухудшение пищевых продуктов по показателям безопасности в 3,5 раза, а по качеству – в 6 раз. В прошлом году воронежский Роспотребнадзор уничтожил 10,7 тонн некондиционной продукции, по итогам 8 месяцев нынешнего – уже 11 тонн. Например, как утверждает главный санитарный врач Воронежа, не соответствуют качеству, заявленному на этикетке, 100% (!) всех консервов российского производства.

Однако у отдельных воронежских производителей продуктов питания за эти 20 лет изменения произошли в обратную сторону, против общей статистики. По словам гендиректора молочного холдинга «Молвест» Аркадия Пономарева, к такому результату пришли на его предприятии: по ряду показателей качество нынешних молочных продуктов «Молвеста» стало в разы выше, чем в 90-е годы. Причин несколько. Во-первых, развитие современных технологий сегодня позволяет крупным молочникам (поскольку новое оборудование – удовольствие недешевое) довести производство этого капризного продукта до высочайшей степени очистки при максимально возможном сохранении ценных веществ. Важно в этом деле, говорит Пономарев, насколько возможно максимально ограничить влияние человеческого фактора. Во-вторых, крупные молочные холдинги при наличии жесточайшей конкуренции на российском рынке (как со стороны таких же холдингов, так и со стороны многочисленных локальных игроков) просто не могут не бдеть о качестве, потому что малейший сбой грозит скандалом и, значит, потерей позиций. Лидеры молочного рынка не только постоянно тратят деньги на приобретение и установку самого современного оборудования, но еще должны подтверждать это различными международными сертификатами. И это тоже сложный, дорогостоящий процесс. Безусловно, такое удовольствие может позволить себе далеко не каждый локальный игрок. Организация контроля такого уровня мелким предприятиям просто не доступна.

Вместе с тем на полках магазинов перед покупателем все производители оказываются равны. Потребителю, оказавшемуся один на один с десятками красочных упаковок, Аркадий Пономарев советует доверять известным, проверенным производителям, обращать внимание на соответствие ГОСТу.
Впрочем, по мнению гендиректор «Молвеста», воспитание потребителя – дело хоть и нужное, но не быстрое. Гораздо быстрее и эффективнее процесс пойдет, если к нему подключатся контролирующие структуры.

Господин Пономарев считает, что основная причина происходящего на российском рынке пищевых продуктов – отсутствие у контролирующих органов должных полномочий. Если раньше за каждым уровнем производства было закреплено свое ведомство (ветслужба – на стадии сырья, СЭС – переработки, госторгинспекция – торговли), сейчас, после многочисленных перераспределений, объединений, урезаний, функции и полномочия контролирующих органов предельно ограничены. Пищевка фактически отдана на откуп самим производителям.

Кроме того, как утверждают представители воронежских пищевых предприятий, на законодательном уровне возможности и невозможности производителей продуктов питания оговорены весьма туманно. В молочной промышленности, напоминает Пономарев, к счастью, недавно появился монументальный документ, заставляющий производителей быть крайне щепетильными в выпуске своей продукции – техрегламент. Но другие сегменты пищевки явно обделены вниманием российского законодательства.

Особенно эти пробелы видны производителям, находящимся на самой «линии фронта», лицом к лицу с потребителем – предприятиям общественного питания. «Мы не всегда понимаем, что от нас хотят, - говорит президент ГК «Русский аппетит» Вадим Дрейлинг. – Отсутствие или хотя бы сокращение таких туманностей в законодательстве стало бы для пищевиков тем самым «пряником», который, помимо «кнута» в виде контролирующих органов, стимулировало бы к улучшению качества своей продукции». Впрочем, президент «Русского аппетита» уверен, что и со стороны самих производителей должно быть встречное движение. Если производитель будет сам заинтересован в выпуске качественной продукции, это поможет отсечь недобросовестные предприятия, считает он.

К слову сказать, в общественном питании Воронеж тоже преуспел. По оценке Вадима Дрейлинга, по уровню развития общественного питания уступаем мы, пожалуй, только двум столицам. Предприятия-лидеры давно вышли за пределы региона и так же, как «Вкуснотеево», четко ассоциируются с Воронежской областью. Господин Дрейлинг говорит, что своеобразным поощрением для региональных пищевиков могла бы стать и поддержка областных властей при выходе успешных предприятий на инорегиональные рынки.

Воронежские областные власти, судя по всему, готовы раздавать «пряники» лидерам регионального пищевого рынка. По крайней мере доверяют им самое щепетильное направление – школьное питание. «Молвест» уже третий год в рамках региональной программы «Школьное молоко» изготавливает и поставляет в воронежские школы 200-граммовые пакетики с ультрапастеризованным молоком. Аркадий Пономарев заверяет: молоко изготовлено с применением ультрасовременных технологий, в нем сохранены все ценные для молока вещества – белки, легкоусвояемые жиры и микроэлементы. Глава воронежского Роспотребнадзора говорит, что ведомство сопровождает проект с момента запуска, и уверен, что молоко воронежского холдинга – одно из лучших в России.

«Русский аппетит», в свою очередь, по просьбе областного правительства недавно изучил опыт других регионов в развитии детского питания и изложил свои выводы и предложения. В компании считают, что самым правильным решением этого вопроса стало бы строительство комбината школьного питания, который будет осуществлять централизованное питание всех воронежских школьников. Так, чтобы в самих школах требовалось просто разогревать готовую пищу. Таким образом, по мнению Вадима Дрейлинга, можно избежать проблем с качеством. Подобные комбинаты построены и работают во многих регионах России, власти которых лет пять назад позаботились о том, чтобы войти в соответствующую федеральную программу.

Президент «Русского аппетита» говорит, что сейчас воронежские городские власти прорабатывают предложения, сделанные компанией. Кто возьмется осуществить эту грандиозную затею, пока не ясно. Не приняли для себя однозначного решения об участии или неучастии в этом проекте и в самом «Русском аппетите». По словам Вадима Дрейлинга, чтобы взяться за школьное питание, компании придется перестроить некоторые внутренние процессы. К тому же пока нет понимания, насколько будет рентабелен этот проект.

Что касается «кнутов» для многочисленных воронежских пищевиков, тут региональные власти и представители надзорных ведомств уверены только в одном: стоять над душой у каждого ИП все равно не получится. Да и невозможно: малому и среднему бизнесу сейчас всюду зеленый свет. И это значит, что в ближайшее время у всех будет много увлекательной, разнообразной работы: у мелких производителей – над тем, как не попасть в хроники «отличившихся» и при минимуме средств создать качественный продукт; у надзорных органов – над тем, как при нынешнем законодательстве быть строгими, но справедливыми; у власти – как сделать правила игры на рынке понятными и прозрачными; а у крупных холдингов – как подсказать власти сделать правила игры такими понятными и прозрачными.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0