425-летие Воронежа… В эту знаменательную дату для нашего города (в какой-то мере, можно сказать, что и для всей нашей страны тоже, ведь Воронеж сыграл особую роль в становлении и развитии российского государства) хочется, наконец, определиться в одном немаловажном для дальнейшего развития города вопросе. А именно что думают или должны думать люди, когда произносят слово «Воронеж»? Ведь название города – это тоже бренд. Он, как и любой другой, имеет свою значимость, которая складывается из разных факторов. Он формируется в сознании жителей, гостей города, инвесторов, всего сообщества граждан страны.
Что нужно сделать, чтобы название нашего города гордо зазвучало по всей стране? Для обсуждения этой темы мы встретились с депутатом Воронежской областной Думы, Главой Группы компаний Евгением Хаминым.
- Воронеж для Вас родной город?
- Я родился в Лесозаводске Приморского края. Моя мама была научным сотрудником Дальневосточного университета, преподавателем истории, отец – инженером. Во Владивостоке я жил до третьего класса, буквально в 150 метрах от Японского моря. Затем мы переехали в Воронеж, я пошел учиться в среднюю школу № 25 (теперешний МОК № 2) в Юго-Западном районе. Поэтому с нашим городом у меня связана большая часть моей жизни, и я считаю себя если не коренным, то уж воронежцем на 100 % это точно.
- Расскажите, исходя из собственного опыта, как оценивают Воронежскую область, например, внешние инвесторы, с которыми вы много работаете, реализуя проекты Группы компаний?
- Несколько лет назад, презентуя свои проекты вне Воронежа, в том числе и международным инвесторам, нам пришлось столкнуться с тем, что название нашего города мало кому что-либо говорило, и на фоне других крупных городов он был потерян. Воронеж считали сугубо провинциальным, небольшим городом с населением порядка 300 тысяч. Не говоря уже об ироничных случаях, когда говорили, что Воронеж это где-то на Украине.
Поэтому прежде, чем говорить о таких тонких вещах, как конкурентные преимущества региона, чтобы вызвать к нему и нашим проектам интерес у партнеров, мы поставили себе задачу: каждую презентацию, даже каждый буклет начинать с описания области. Мы рассылали книги о Воронеже и воронежские журналы потенциальным партнерам (за пять лет десятки тысяч экземпляров). Для многих мы открывали Воронеж впервые, а у большинства изменили о нем мнение в лучшую сторону.
- Сегодня много говорят о бренде Воронежа. Какие преимущества может дать положительный имидж города?
Повышение репутации города интересно в первую очередь самим жителям – уровень жизни будет выше, а перспектив для развития больше. Прежде всего это выражается в привлечении инвесторов и новых жителей. Положительный бренд – это один из способов привлечения «лучших людей», ведь в одни города приезжают те, «кому нечего терять», в другом – профессионалы (управленцы, специалисты), отставные военные со своими семьями, предприниматели, те, кто хочет и будет работать на благо региона.
Позиция же инвестора такова при одинаковых вложениях в городе с более высокой репутацией прибыль будет значительно выше, а активы быстрее вырастут в цене.
Таким образом, когда растет положительная узнаваемость города, его бренд складывается в позитивный ассоциативный ряд, и город легче и чаще выбирают те, о ком мы уже сказали, а также руководство страны – ведь у нас есть что отметить, а в свою очередь, найдутся начинания, которые непременно получат поддержку.
- Евгений Николаевич, можно ли говорить, что Воронеж и область сегодня – это сложившийся позитивный бренд и какие преимущества перед другими регионами мы имеем?
- Безусловно, у нас есть чем гордиться. И эти положительные стороны нам необходимо не только развивать и преумножать, но и заявлять о них на федеральном уровне, повышая тем самым имидж нашего региона.
Одно из ключевых преимуществ – это выгодное геополитическое положение нахождение на пересечении транспортных коридоров.
Наша область имеет эксклюзивные условия для развития сельского хозяйства: чернозем, хороший климат, обширные территории, научные (аграрный университет, ВНИИС и др.) и производственные силы. Это может привлечь инвесторов, потому что в южных регионах территории сельскохозяйственного назначения уже в значительной мере освоены, а у нас в этом направлении есть большой задел. Дальнейший успех может быть продиктован и тем, что наш губернатор – серьезный управленец с многолетним опытом работы, в том числе и в области сельского хозяйства.
В Воронежской области пока еще сохранилась промышленная инфраструктура (цеха и коммуникации к ним) и эксклюзивные инженерно-технические кадры, ведь до перестройки Воронеж был самым индустриальным городом региона.
Не стоит забывать и о 17 высших учебных заведениях с сильнейшим преподавательским составом, которые ежегодно выпускают до 120 тысяч специалистов. В городе есть не только прекрасные врачи и хорошая медицинская школа, но и ключевые объекты здравоохранения и спортивная инфраструктура.
Таким образом, у нас есть беспрецедентная база в сфере образования, здравоохранения, науки, производства, сельского хозяйства, культуры и отдыха. Такой базы нет ни у одной близлежащей области. Единственное, хочу отметить: Воронеж — культурная столица Черноземья, однако не секрет, что его часто критикуют за низкий уровень общей культуры населения.
- А какие показатели могут быть в бизнес-сегменте?
- Например, в городах-миллионниках инвестиционная привлекательность оценивается сектором коммерческой недвижимости, которая сегодня в Воронеже находится на пике своего развития. Многие воронежцы думают, что такое активное строительство ведется повсеместно. Приведу пример. По причине кризиса в стране было заморожено 98 % проектов. Но Воронеж в 2010 году построил 354 тыс. кв. м. коммерческой недвижимости, Екатеринбург – 170 кв. м, Краснодар – всего 32 тыс. В Новосибирске введен только один шопинг-центр на 30 тыс. кв. м., а заморожено 730 тыс. кв. м. (журнал МОЛЛ, февраль 2011).
Не случайно сразу два воронежских торговых центра на выставке «МОЛЛ» в Москве были признаны лучшими в России за 2010 год: в их числе – Сити-парк «Град», реализованный нашей Группой компаний. Он стал победителем в номинации «Действующий суперрегиональный ТЦ». И это не просто успех проектов и девелоперов, это победа города.
- Так как можно охарактеризовать бренд Воронежа?
- Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в Воронеже во всех основных материально технических составляющих существует завершенность, что позволяет говорить о состоятельности бренда нашего города. А характеристика такая: в Воронеже есть, где работать, учиться и отдыхать, следовательно, в нем комфортно и интересно жить. И в рамках программы развития страны («Стратегия-2020») у нас есть реальный шанс, используя потенциал, которым мы обладаем, сделать рывок и выйти на лидирующие позиции в рейтинге субъектов Федерации по разным экономическим показателям, в том числе и инвестиционной привлекательности.
- В настоящее время идет работа по формированию правильной инвестиционной политики в Воронежской области. Какую модель видите вы?
- Сначала нужно определиться с тем, как Воронежская область в предпринимательском смысле этого слова выглядит сегодня со всеми плюсами и минусами. Затем понять, как концептуально правильно должны выглядеть различные сферы деятельности, например к 2020 году (в том числе промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т. д.), и разработать стратегию развития каждой из отраслей. Из видения сегодняшней ситуации и перспективы развития сложится понимание инвестиционной политики.
- Как предприниматель назовите несколько аспектов, которые имеют определяющее значение при рассмотрении той или иной области в качестве партнера?
- Важнейшая характеристика привлекательности любой территории это качество жизни. Из этого вытекает несколько аспектов. Во-первых, это уровень культуры потребления платежеспособности и трудолюбия населения, что между собой, как правило, тесно связано. Поэтому нужно иметь необходимый человеческий ресурс, который способен качественно трудиться, обеспечивая выполнение поставленных задач. И в этом вопросе нам есть, над чем поработать. Ведь у нас нет дефицита идей, а есть дефицит людей. И речь идет не о количестве, а о качестве, о желании людей работать добросовестно и развиваться в соответствии с требованиями времени.
Другой аспект это отношение власти и бизнеса. Международные инвесторы рассуждают так: если есть поддержка местных предпринимателей и инвесторов, то и с нами взаимодействовать будет позитивно.
И третий - это культура СМИ. Какую информационную атмосферу в городе они создают – работают позитивно, работают, чтобы найти выход из сложившейся проблемной ситуации, чтобы в конечном итоге была реальная польза от их материала? Или всячески стараются нагнетать обстановку, раздувать промахи, ошибки в работе местной администрации, предпринимателей, спортсменов, наконец.
Безусловно, непосредственный лидер в вопросе формирования имиджа города – власть, общественные организации, но информационные лидеры журналисты, четвертая власть, которая на определенном этапе выходя за территорию города и области, формирует бренд столицы Черноземья.
- Так как же развить чувство уважения к своей земле?
- У нас многие говорят о патриотизме, но, к большому сожалению, на деле к своей стране в целом и городу в частности относятся чисто потребительски. Ждут, когда «прилетит вдруг волшебник»... Мы искренне хотим, чтобы город и люди развивались, чтобы культура в городе менялась к лучшему. И серьезные бизнесмены ясно осознают, что невозможно построить преуспевающий бизнес в неблагополучном обществе. Поэтому мы реализуем ряд социальных проектов, Однако иногда нам приходится сталкиваться с непониманием: к сожалению, некоторым людям свойственно думать о благотворительности исключительно в разрезе продвижения самого благотворителя.
- Как граждане должны понимать благотворительность, чтобы действительно она была у нас на достойном уровне?
- В разных странах и городах, в том числе российских, существуют некие критерии оценки полезности человека для общества, которые транслируют государство и сами граждане. К сожалению, пока в нашем городе с этим вопросом дело обстоит довольно сложно.
Вот, например, некоторые критерии, которые можно было использовать применительно к этой оценке. Зададимся вопросом: что человек должен сделать в своей жизни? Начнем с общеизвестного: для начала хотя бы посадить дерево, построить для себя и своих детей дом (заработав на него или его строительство), создать и сохранить семью, найти себя на профессиональном поприще, выполнять свои обязательства перед государством (платить налоги, например) и т.д. Ну и, наконец, иметь активную позицию по отношению к благотворительности: предприятия должны стараться вкладывать свои средства, а граждане принимать участие в социальных программах и движениях, которых в настоящее время существует достаточное количество.
- Для чего же, собственно, люди занимаются благотворительностью?
- Точнее не для чего, а почему. Мы, сотрудники Группы компаний, занимаемся благотворительностью, потому что, во-первых, это наша внутренняя позиция, а, во-вторых, мы стараемся популяризировать эти процессы, призвать окружающих не оставаться равнодушными и присоединиться к нашим начинаниям. Последнее вызвано тем, что мы получаем многочисленные обращения о помощи от частных лиц, организаций, но всем помочь не можем ведь даже государство не в силах сделать этого.
- Некоторые заявляют, что предпочитают заниматься благотворительностью тайно, так как именно публичная благотворительность – это PR?
- Случаи бывают разные. Но, судя по общероссийскому опыту, как правило, тайная благотворительность – это уход от благотворительности конкретной. Либо эта демонстрация просто не соответствует уровню и масштабу предприятия. Поэтому, я считаю, настолько и важна такая миссия – как демонстрировать пример, привлекать к благотворительности тех, кто этим не занимается.
Милостыню нужно творить тайно. Крупные же структуры, предприятия должны заявлять о своей деятельности, чтобы люди знали, куда можно обратиться.
Помощь в конъюнктурных целях, предназначенная, действительно для самопиара, всегда будет разовой, избирательной, малоэффективной и, в конце концов, может принести вред такому благотворителю, когда все поймут, для чего она совершалась. А бывает и так, что оказывают помощь на три тысячи рублей, а счет за публикации в СМИ с рассказом об этом событии оказывается в десятки раз больше.
- Что вы можете сказать о подготовке к празднованию 425-летия Воронежа?
- Мне, действительно, очень приятно видеть, как меняется город. 425 лет это прекрасный повод для генерального наведения порядка в городе. На традиционном весеннем субботнике мы разминались, а теперь дан старт другим позитивным преобразованиям.
Все видят, что с приходом А.В. Гордеева и региональная, и местная власть не только призывает к наведению порядка, но и сама прилагает к этому достойные усилия. И правильно, что в преддверии празднования 425-летия Воронежа именно благоустройство, озеленение и украшение города стали основными направлениями городской политики.
Мероприятия были объявлены заранее, нужно было только к ним присоединиться. Но ко Дню города, к сожалению, готовились далеко не все. Отрадно, что есть в нашем городе и граждане, активно, можно сказать, вдохновенно участвующие в жизни города, в том числе заботящиеся о его благоустройстве, и хочется, чтобы таких было только больше. Но часто случалось, что едешь по городу и видишь, как с одной стороны ведутся интенсивные работы, а с другой – неухоженная территория и свалки. Хотя рядом с ними есть хозяйствующие субъекты – магазины, крупные предприятия… И дело здесь не в деньгах, а в желании навести порядок.
- Что делать, если многих не удается раскачать даже на таком глобальном подъеме?
- Необходимо возрождать старую и формировать новую культуру наведения и поддержания порядка не только на своих территориях, будь то квартиры, дачи, предприятия, но и на общественных. Для этого мы все должны показывать пример, вовлекать в общественно полезную трудовую деятельность своих друзей, семьи, родственников, коллективы, власть, которая в этом вопросе всегда идет на встречу, и формировать эту культуру.
Ведь многие делают вывод, что если появилось повышенное внимание губернатора и мэра к вопросам благоустройства – значит, это исключительно дело власти. Складывается потребительское отношение к чистоте. Вот эту позицию теперь необходимо изменить.
Это тоже, кстати, имеет прямое отношение к бренду нашего города.
- Каких изменений Вы ожидаете к следующему Дню города?
- Сегодня одна из самых насущных проблем городского хозяйства – транспортная. Автомобильные пробки парализуют движение в городе. Новая транспортная программа с реконструкцией существующих дорог, строительством новых, запуском по ним маршрутов общественного транспорта могла бы решить эту проблему, став достойным подарком к следующему Дню города. Программа должна охватить район Березовой рощи, улицы Ломоносова, Тимирязева, Шишкова, Солнечную – дублера Московского проспекта, а также, безусловно, окружную; ее стоимость может составить примерно 2-3 млрд.
Таким образом, повысится производительность труда граждан, удастся избежать многочисленных ДТП, сохранив жизни и здоровье горожан. Отрадно, что сегодня преображается наш аэропорт, который первым встречает прилетающих в город гостей и дает первое впечатление о Воронеже. Также думаю, что к следующему году будет уделено внимание и въездам в город.
- Можно сказать, что любовь к городу и «положительность» его бренда неразрывно связаны? А что значит любить свой город?
- Это значит знать его историю, интересоваться текущими событиями, переживать за него, радоваться успехам земляков, участвовать в его жизни, наконец. И если по-настоящему захотеть, то его имя обязательно зазвучит как столица Центрального Черноземья, Колыбель Российского флота, город с богатым культурным наследием и культурным населением, с развитой социальной инфраструктурой и т. д.
Поэтому и сегодня актуальными и для нас, россиян, воронежцев, остаются слова Джона Кеннеди: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите, что Вы можете сделать для своей страны».
Беседовал Валентин Педан
RuPoR, №54, 15 – 30 сентября 2011 года.