Воронеж. 20.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Эксклюзив - Птицеводческое хозяйство ООО «Ряба», образованное в 2006 году в Воронежской области на базе находившейся на грани банкротства старой Хохольской птицефабрики, сегодня значится в числе предприятий-лидеров Воронежской области в своей отрасли и считается одним из активно развивающихся предприятий отечественного птицепрома. Как его генеральному директору Вадиму Мурашкину (по образованию - строителю дорог и аэродромов) удалось поднять и удается продвигать «птичий» бизнес с пользой для здоровья потребителя, рассказал «Абирегу» он сам.
Всего за 4 года на территории умиравшего птицеводческого хозяйства в Хохле возник современный «куриный город»: вместо 6 цехов со старым оборудованием, в которых содержались по 15 тысяч несушек, сегодня работает 9 реконструированных цехов. Два из них оснащены «революционно»-инновационным оборудованием «Биг Дачман» (Германия), которое решает вопросы утилизации помета и позволяет увеличить куриное поголовье на 30%. Поэтому от 60-тысячного поголовья несушек, содержащихся на пяти ярусах, практически не ощущается запаха. По утверждению Вадима Мурашкина, курица чувствует себя в этих условиях весьма комфортно, что, собственно, и сказывается на ее яйценоскости. Кстати, в проектировании помещений он сам принимает участие как профессионал-строитель – показывает металлически балки, с помощью которых удалось продлить цех на 20 метров, гордится вентиляцией и компьютерами. Остальные цеха директор намерен оборудовать таким же образом, только поставить уже 6-ярусное «Биг Дачман».
Пять цехов по выращиванию молодняка, которые по технологии расположены на другой территории, тоже модернизированы. Сегодня очередь дошла и до забойного: он будет расширен и усовершенствован. Скоро, по словам Вадима Мурашкина, его производительность вырастет до 5 тыс. голов в смену, то есть в пять раз! Кроме того, директор решился на самостоятельную обработку земли для создания собственной кормовой базы. И если «в начале пути» он, как большинство горожан, с трудом отличал ячмень от пшеницы, то сегодня здесь собирают урожаи наравне с передовыми хозяйствами района. Например, кукурузу в этом году в «Рябе» убирают по 100 центнеров с гектара. Не говоря уже о том что предприятие обзавелось собственным колесным парком в более чем 20 единиц – это и КамАЗы, и трактора, и «ГАЗели» для перевозки яиц, и комбайны (в том числе - «Джон Дир»), и МТЗ, и сеялки, и другая техника… А кабинет руководителя заставлен разнообразными дипломами с выставок разного уровня.
- Вадим Викторович, когда речь идет о Хохольском муниципальном районе, птицеводческое хозяйство «Ряба» с некоторых пор фигурирует как одна из его визитных карточек, поскольку воронежцы теперь едят в основном яйцо вашего предприятия. Несколько лет вы активно вкладывали средства в реализацию проекта – какова эта сумма в совокупности, какие деньги вложены в 2011 году и какова доля участия в этом «Россельхозбанка»?
- За время работы на Хохольской птицефабрике всего вложено 342 млн на сегодняшний день, из них в 2011 году мы вложили около 40 млн рублей, и кредитный портфель «Россельхозбанка» составляет около 60 млн на сегодняшний день.
- То есть вы постоянно работаете в партнерстве с «Россельхозбанком»?
- Да, конечно. Постоянно кредитуемся в РСБ, надежный партнер, очень нас понимает, и даже в тяжелые годы – вот в том году напряг был с зерном - быстро выделили деньги для закупки зерна, и мы закупали зерно.
- Что этой осенью представляет собой «Ряба»? На каком этапе к куриному поголовью в 1 млн штук вы находитесь сегодня? Это была ваша мечта. И удалось ли выйти на мощность в 100 млн штук яиц в этом году, как вы, опять же, планировали?
- 100 млн штук мы планировали на следующий год, на 2012-й. В этом году будет произведено 65 млн штук яиц, и в следующем году планка 100 млн яиц в год будет преодолена. Ну, я думаю, к 2015 году миллион яйца в день Воронежская область будет получать - миллион штук в день будет получать от своего производителя, а не привозить с Тюмени или Челябинска. И получать свежее яйцо – мы к этому и стремимся. Мы сами из Воронежа и все время стараемся, чтобы наше население ело качественный продукт. Для этого мы взяли 4 тыс. га земли, где выращиваем корма для своего поголовья. В прошлом году еще себя не обеспечивали, потому что урожайность была маленькая, а в этом году полностью себя кормами обеспечиваем. Пшеница, ячмень, кукуруза…
- Одной из важных задач развития производства вы считали обретение статуса племенного репродуктора, как с этим обстоит дело?
- Да, на следующий год, я думаю, мы тоже это сделаем: инкубатор уже доделывается, и, я думаю, статус племенного хозяйства мы получим.
- То есть все у вас идет в соответствии с заранее намеченным планом?
- Ну, когда начинали - эти планки были высоко, сейчас получается, что вроде как двигаемся в правильном направлении.
- Вот, если отмотать на некоторое время назад, то следствием каких стратегических решений является то, что вы имеете сегодня?
- Я думаю, следствием того, что не побоялись в 2007 году взять кредит в «Россельхозбанке», несмотря на то что нам все угрожали «птичьим гриппом» и тяжело было с реализацией продукции… Пошли в РСБ, РСБ нам поверил, выдал кредит – и вот благодаря этому мы сделали первый шаг в модернизации производства. Если б мы не начали модернизировать производство, то результата бы не было.
- Кстати, а как вы переживали вот этот кризис 2008 – 2010 годов?
- Ну, кризис мы переживали в работе: строили новые цеха, выбрасывали старое оборудование, ставили новое. И как раз в 2008-2009 годах мы сделали самый большой шаг по модернизации. Мы его просто не заметили.
- Вадим Викторович, а как отражается на развитии производства взаимодействие с районной властью? И испытывали ли вы когда-нибудь административное давление на свой бизнес?
- Нет. При работе в Хохольском районе - с 2006 года мы здесь работаем - только помощь, только нормальные человеческие отношения. Все вопросы, которые у нас возникали, все решались: помощь в выделении земли, например, была, потому что без своей кормовой базы тоже тяжело содержать такой бизнес… А когда есть помощь в администрации, тут любой вопрос всегда решается. Далеко ходить не надо: в прошлом году, когда проблема была с зерном, собрали всех фермеров, всех производителей – и администрация попросила, чтобы зерно не продавали на сторону, а повезли на птицефабрику и в «Юбилейное» - в два хозяйства. И многие откликнулись и на самом деле не продавали на сторону зерно, которого и так не хватало, а везли нам. Поэтому мы и продержались до получения интервенционного фонда, который был весной.
- В последние годы вы боролись за покупателя за счет рентабельности, в общем, довольно успешно, но проблема реализации тогда снята не была. Что-то в этом направлении меняется? И к нынешней осени, и на перспективу?
- За последние два года сильно, кстати, изменилось отношение именно к воронежскому производителю: если раньше мы воспринимались крупными торговыми сетями, которые открывались, как красная тряпка, - если ты из Воронежа, то было отношение специфическое: «не брать, не использовать», - то сейчас, за эти два года, я считаю, что они повернулись к нам лицом. Не знаю из-за чего больше - может быть, из-за качества нашей продукции, может быть, из-за того, что общая политика в области сменилась…
Скорее всего, то, что политика в области сменилась, и люди по-другому стали к этому относиться…
- То есть вы имеете ввиду перемены, связанные с акцентом на своего товаропроизводителя?
- Да, на своего товаропроизводителя.
- Это, на ваш взгляд, зависит от областной власти?
- И это тоже. Когда торговая сеть входит на наш рынок и на 90% торгует не воронежской продукцией, тут нужно, чтобы работали административные ресурсы. Ну, я думаю, может, и не в такой степени, но все равно на полках стала появляться вот за эти именно два года наша продукция. Потому что именно наша продукция скоропортящаяся, и мы, находясь от города в 35 км, отвечаем за качество и за то, что продукция будет только свежая на прилавке. Утром курица снесла яйцо, в обед оно уже едет в магазин, на следующий день гарантированно вы покупаете нашу свежую продукцию.
- Вы ведь производите не только яйцо, но и мясо птицы. Курятину вы тоже продаете?
- Ну, курятина у нас идет второго класса, в основном идет на переработку, на фарш. Ну, и на ярмарках, когда мы выставляемся со своих машин, тоже продаем – очень пользуется спросом. Потому что мы ж в кормлении не используем никаких антибиотиков – ничего. Уж лапша из нашей курицы намного лучше, чем из любого бройлера!
- Так, может быть, тогда было бы выгоднее не пускать в переработку это мясо, а кормить им воронежцев?
- Ну, со своих точек торговых, сколько мы можем, столько кормим. Но не всегда это получается. Потому что реализация того же мяса – это немножко другой бизнес, совсем другие проблемы… Мы стараемся все-таки акцент делать на яйце. И не такой у нас большой объем мяса, чтобы выходить с ним на рынок и продавать. А на ярмарках и в своих киосках, которые у нас существуют по городу, мы продаем.
- Скажите, а как вы себе представляете ваше производство через 5 – 7 лет?
- Более усовершенствованным, до конца усовершенствованным. Мы планируем завершить модернизацию. В итоге должно быть все механизировано, все автоматизировано. Если сейчас все равно в большей степени используется ручной труд, то уже со следующего года будем вводить автоматические линии по переработке яйца, по штамповке, по сбору яйца… Сейчас у нас девять цехов, в перспективе, я думаю, цехов до 15 мы дойдем. В следующем году уже будет строительство двух новых цехов. Абсолютно новых. Старые цеха мы будем сносить и на их месте строить новые цеха вместительностью 120 тыс. голов каждый. Когда мы пришли на фабрику, всего было на фабрике 80 тыс. голов, и яйца в 2006 году произвели 16 млн. Сейчас, за 2011 год, мы произведем около 65 млн штук. Мы кормим сейчас не только Воронеж и Воронежскую область - мы возим продукцию и в Курск, и в Белгород, и в Старый Оскол без ущерба для Воронежа. Потому что сети, работающие в Воронеже, имеются также и в других городах. И мы должны их тоже обеспечивать. И вот в Курске тоже пользуется наша продукция спросом. Люди с удовольствием ее берут.
- Государство может чем-то помочь развитию вашего бизнеса?
- Государство? Конечно! Если мы работаем и не знаем, почем мы будем продавать нашу продукцию, хотя бы как-то к чему-то ее привязывать… Каждый год – вот в этом году была тоже очень серьезная ситуация, когда кормов не хватало, корма были очень дорогие, а яйцо очень сильно упало в цене - это май-июнь, очень провальные были. Когда яйцо стоит 12 рублей и не знаешь, куда его продать, а корма - по 8 рублей пшеница, по 12 рублей жмых. И думаешь, как выкрутиться, чтобы заплатить зарплату, заплатить налоги, заплатить за электроэнергию. Дисбаланс цен очень большой. Летом цена падает, зимой поднимается. В свою очередь, розница – ну, люди этого не замечают.. Почему? Потому, что большую часть в реализации яйца составляли перекупщики, которые, когда было много яйца, прогибали цену на яйцо. Поэтому наш основной принцип – это выход напрямую. Мы работаем абсолютно без посредников, нашу продукцию возим непосредственно во все торговые точки, независимо, сколько она продает: одну коробку или 100 коробок в день. И везем мы одну коробку в любой маленький киоск, везем мы и 100, и 200 коробок в крупные торговые сети. Перекупщикам мы стараемся не отдавать яйцо.
Конечно, если б мы были гарантированы, что цена не упадет ниже такой-то, мы бы себестоимость свою сокращали, и на что-то рассчитывали. А на что можно рассчитывать, если ты не знаешь, какая у тебя завтра будет цена? Цена закупки кормов, цена закупки всех ингредиентов, которые в них входят… И также цена реализации – это очень неопределенно в нашем бизнесе…
- А бывали ли времена, когда вам хотелось все бросить?
- Ну, так, местами… Когда наступала ситуация, можно сказать, безвыходная – склады завалены продукцией, а в магазинах лежит тюменское и челябинское яйцо. И тогда возникала мысль: кому это тогда надо все, если мы, работая для города, для области, им не нужны?! Фурами везут яйцо откуда-то, а мы свое тут продать не можем… Ну, с этим – перебороли и теперь стараемся держать рынок в руках.
- С другой стороны, насколько я понимаю, государство поучаствовало в судьбе вашего бизнеса. Я имею в виду национальный проект.
- Мы в 2007 году вступили в нацпроект «Развитие АПК», нам выделили кредит, он субсидировался, и вот благодаря этому мы и поставили три новых цеха. На старом оборудовании работать было невозможно, оборудованию было 30 лет. Соответственно, и качество яйца, и потребление корма и все-все-все было завязано… Вот, на следующем этапе реконструкции мы хотим еще брать кредиты, и мы хотим построить два цеха новых и поставить туда самое последнее оборудование, самое современное. Для этого, конечно, надо брать кредиты. Пробовать.
- То есть вы еще раз попытаетесь войти в нацпроект?
- Да.
- Кто является вашими конкурентами в воронежском регионе?
- Ну, из производителей конкурентов у нас нет, мы больше работаем как коллеги. Потому что именно Воронежская область сейчас производит все-таки меньше яйца, чем сама потребляет. Более конкурентными являются те перекупщики, которые без налогов, без всего тянут сюда яйцо из других регионов. Ладно бы мы б тянули с Белгорода и с Липецка, а то тянут из дальних регионов. Как правило, не первой свежести. Поэтому, я думаю, возникает проблема с качеством яйца. Соответственно, и со здоровьем людей. Ведь яйцо - единственный продукт, который невозможно подделать. Поэтому сейчас и стараемся добиться такого качества, чтоб люди начали различать разницу. Если мы добавляем в комбикорм 30% кукурузы со своих полей, то, я думаю, что в Тюмени и в Челябинске они такой рецепт просто физически не могут сделать. Вот и подумайте, какая разница…
- Вадим Викторович, вы получали какое-нибудь дополнительное бизнес-образование? И, на ваш взгляд, вам вообще хватает образования для управления кампанией?
- Дополнительное образование не получал, но, я думаю, оно бы мне не помешало. Особенно сейчас, когда предприятие расширяется. Иногда так уже понимаешь, что дополнительные знания не помешали бы.
- А каких именно знаний не хватает?
- По организации, по экономике… Ну, не так, чтоб не хватает – но лишние не помешали бы. Ну, для этого ездим на выставки, на всякие симпозиумы, где черпаем у более профессиональных коллег, у более опытных опыт по ведению бизнеса, как чего, все-таки на людей посмотришь, приезжаешь – у себя это внедряешь. Все познается в сравнении. Зацикливаться нельзя, поэтому стараемся посещать все выставки, которые проходят… Также общаемся с коллегами из других регионов, которые более сильно занимаются и давно… Смотрим - самое лучшее выбираем. Это, как раньше говорили, обмен опытом. В принципе, вот в этом бизнесе все люди нормально относятся, никто ничего не скрывает, все время созваниваемся. Вот с Ярославской фабрикой дружим, с Калачом все время созваниваемся, мало ли какие вопросы возникают… Бизнес открытый. Все друг другу помогают.
- Сколько сотрудников у вас сейчас трудится на производстве?
- На производстве 152 человека. На следующий год прибавится около 20 рабочих мест. Ну, а потом, соответственно, все это будет в пропорции. Всего на 15 цехов будет около 220 человек. На следующий год будем подыскивать и набирать уже высокообразованные кадры. Потому что вся система будет компьютеризирована, нам нужны уже люди с профессиональным образованием.
- К вам на практику приезжают студенты?
- Да практически все время приезжают. В основном из аграрного университета. И дипломы пишут, и защищаются - уже тут на поток поставлено.
- И договор с вузом у вас есть?
- Да, есть договор о сотрудничестве. И мы когда какие вопросы – тоже обращаемся в вуз за консультацией.
- Как вы думаете, есть ли сегодня в экономике страны и в вашей отрасли какие-нибудь дополнительные возможности для роста? Какие-либо факторы, которые могли бы ускорить реализацию планов?
- Чтобы ускорить – это только стабильность, мне кажется. Все наши планы уже более гарантировано будут исполняться, если будем чувствовать себя стабильно, потому что сельское хозяйство очень нестабильная отрасль.
- Вадим Викторович, ну и, наверное, последний вопрос: как скоро зарабатываемые вами деньги вы перестали направлять на приобретение, например, таких вещей, как машина, дача?..
- Дачи у меня нет. Пока все заработанные деньги вкладываю в производство. Никакие «мерседесы» еще не покупали новые, никакие дома еще не строили.