Воронеж. 25.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика – Как избежать преждевременного износа инженерных объектов и повышенной аварийности в стройкомплексе? Кто виноват в отступлениях от проектных условий? Почему отсутствует должный оперативный контроль качества выполнения работ? Ответы на эти вопросы и разъяснения на конкретных примерах даны в нашем материале.
Серьезной проблемой промышленного и гражданского строительства и ЖКХ в настоящее время является существенный износ значительной части инженерных коммуникаций, а также дорог и зданий.
Такое положение дел в России объясняется тем, что при переходе к рыночным отношениям резко ослаб контроль за качеством строительства. Например, даже на новых современных автотрассах и магистралях количество ДТП постоянно растет, в частности, по причине большого количество дефектов, заложенных на этапах изысканий, строительства, приемки и эксплуатации этих объектов.
Существует множество различных причин, приводящих к преждевременному износу дорог и различных инженерных сооружений, а также к росту аварийности в строительном комплексе. По результатам проведенных обследований объектов в России и за рубежом к числу основных причин можно отнести следующие:
- ошибки и упущения на стадии изысканий;
- недостаточная квалификация исполнителей строительного процесса;
- неправильный выбор материалов;
- несоответствие нормам ГОСТов качество строительных материалов;
- грубые нарушения технологии производства работ;
- отступление от проекта при строительно-монтажных работах;
- отсутствие должного оперативного контроля качества выполнения работ и т.д.
Последние два пункта из вышеперечисленных являются наиболее распространенными. И тут уместно будет вспомнить известные слова одного из сталинских наркомов: у каждой аварии есть фамилия, имя и отчество. Правильнее было бы говорить, что у каждой аварии, у каждой ошибки, допущенной при строительстве любого объекта, есть сразу несколько ФИО. Причем имеются в виду не только архитекторы, конструкторы и строители, допустившие брак в своей работе, но и сам заказчик.
В ходе разработки проекта большинство заказчиков готовы целиком положиться на проектировщиков. Обычно в договоре прописываются основные характеристики объекта на основе параметров уже утвержденного эскизного проекта. Скажем, было решено построить торговый центр. Внешне все красиво, торговая и подсобная площади известны, бытовок достаточно, планировка заказчика устраивает, администрация города не возражает. Даже определено, из чего все это будет сделано: например, стальной каркас, фасады из сэндвич–панелей. Проектирование начинается, и у заказчика есть полгода, чтобы заняться своими делами, периодически справляясь у проектировщиков о том, как идут дела. Правда, ближе к концу этапа проектирования или уже по его завершении, когда будущий собственник ТЦ начинает вести переговоры со строителями и поставщиками, может оказаться, что не все его устраивает. Предположим, строители на выгодных условиях предлагают изменить профиль, размер (сортамент) металла для каркаса здания. И после переговоров с поставщиками вентиляционного оборудования заказчик приходит к выводу, что может сэкономить, заменив системы кондиционирования на фреоне на системы на этиленгликоле. Проектировщики обоснованно сопротивляются, объясняя, что замена сортамента приведет к необходимости переработки готовых чертежей марки «КМ» на столько-то процентов. Проект кондиционирования уже полностью готов, а оборудование на этиленгликоле потребует больше места, что приведет к изменениям утвержденной планировки и уменьшению полезной площади, кроме того, увеличатся нагрузки на каркас и т. д. и т. п. В результате если не деньги, то уж время потеряется обязательно.
Или другой случай: для улучшения общей пропускной способности городских магистралей надо проложить дорогу в одном из районов города. Целесообразность выполнения этих работ обоснована в Программе развития улично-дорожной сети города и отображена в Градостроительном плане. Заказчик готовит технические условия служб городского хозяйства на инженерное обеспечение объекта, задание на проектирование, архитектурно-планировочное задание, эскизные проработки. Объявлен конкурс, есть победитель, заключен договор. При наличии материалов инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, топосъемки проектировщик приступает к разработке проектно-рабочей документации. Проект проходит государственную экспертизу, получает положительное заключение. Далее объявляется конкурс на выполнение строительных работ. Есть победитель, заключен договор. Но в начале строительства выясняется, что сложившаяся ситуация отличается от первоначального проекта. При этом ошибок со стороны проектировщика нет. Он всю документацию выполнял на основе технических условий и техзадания на проектирование. За конкретным примером из нашей региональной практики далеко ходить не надо – взять хотя бы реконструкцию набережной Массалитинова.
Заказчик этого проекта – Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж. Проектировщик – ЗАО Проектный институт «Гипрокоммундортранс». Подрядчик – ООО «Ремстройдор». Проектировщик разработал проектную документацию на основании исходно-разрешительной документации.
В представленных на государственную экспертизу материалах проектной документации в основу проекта полосы реконструируемой набережной положены генеральный план г. Воронежа и план красных линий набережной. Вместе с тем были представлены документы по отводу новых отдельных земельных участков для строительства набережной, но они уже заняты жилой застройкой. В связи с этим у ОГУ «Центр государственной экспертизы по Воронежской области» возникли вопросы. В ответах проектировщика (ЗАО ПИ «Гипрокоммундортранс») на замечания государственной экспертизы были подтверждены координаты ранее выданных красных линий по набережной от Чернавского моста до Северного мостового перехода. Данные подтверждения основывались на письме Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 01.06.2009г. №3-4339УГА и гарантийном письме Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж от 06.07.2009г. №503/УДХ «О согласовании прокладки отдельных элементов набережной по земельным участкам физических и юридических лиц». На основании полученных документов вопросы ОГУ «Центра гос. экспертизы по Воронежской области» были сняты. И проект получил положительно заключение (№36-1-5-0181-09 от 23.07.2009г.)
Но… градостроительная ситуация изменилась, потому что земельные участки, находящиеся за красной линией, не были выкуплены. И на совещании у руководителя Управления главного архитектора администрации г. Воронежа было принято решение сместить ось магистральной улицы по набережной в сторону акватории водохранилища. Данное решение было согласовано в администрации г. Воронежа.
В результате по заданию заказчика в рабочую документацию были внесены необходимые изменения с сохранением конструктивных решений, предусмотренных в проектной документации.
В связи с сокращением сроков строительства, связанных с празднованием юбилея города, в процессе осуществления работ подрядчиком были допущены отклонения от рабочей документации. В частности, прокладка коммуникаций и смещения полотна дороги в районе Северного моста.
Вопрос: а можно было этого избежать? И если да, то как?
Избежать подобной ситуации достаточно легко, начав работать с проектировщиками на предпроектной стадии, например, при разработке концептуальных решений, задания на проектирование или эскизного проекта. Но эта работа должна предшествовать получению исходных данных. С точки зрения материальных затрат – от перемещения этапа работы во времени сумма не изменится. Зато в результате работы над эскизным проектом заказчик получает, помимо достижения стандартных целей, для которых он разрабатывается, еще и задание на производство инженерных изысканий, а также расчет энергопотребления, обеспечивающий заказ обоснованных ТУ. В большинстве случаев дополнительных денег с заказчика за это не потребуют.
Конечно, не обойтись и без усиления контроля качества строительства.
Ведь все мы заинтересованы в повышении качества (и снижении стоимости) строительства, чтобы любое здание или дорога строились «по уму».