WorldClass

29 марта 2024, 10:45
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Депутат Воронежской облдумы Константин Ашифин: «Экспертиза будущего»

26.10.2011 18:21

Воронеж. 25.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика – Константин Ашифин о финансах, конструктивной оппозиции и практике целеполагания

— Константин Григорьевич, расскажите о том, почему вы решили принять участие в экспертной группе по финансово-бюджетной политике? И что дает участие в этой группе?

— Собственно, второй вопрос позволяет ответить на первый. Поэтому с него я и начну. Мне, как представителю оппозиции, в текущих условиях крайне сложно не только оказывать влияние на политику, но даже и просто доносить свои взгляды до исполнительной власти, до избирателя. Именно поэтому я и согласился стать сопредседателем лем экспертной группы по финансово-бюджетной политике. Не случайно первый вопрос, который я задал, «насколько будут учтены выводы экспертного совета?». Результат работы пообещали заложить в качестве основ дальнейших политических решений, а это очень важно для меня — не вижу смысла работать без обратной связи.

— Чем занимается экспертная группа? Какую пользу приносит?

— Задача группы — разработка предложений по совершенствованию финансово-бюджетной политики. На самом деле — это обширнейшее поле деятельности. В сферу внимания попадают и межбюджетные отношения, и вопросы организации финансирования социальной сферы, и налоговые льготы, и многое другое. Наша задача — предложить оптимальное решение существующих проблем, как частных, так и общих. Это очень непросто.

— В чем же главная проблема?

— Как это ни парадоксально — разрушенная система планирования. Любой бизнесмен вам скажет, что сначала ставится цель, а потом формируется план, позволяющий достичь этой цели. У нас все не так. Сначала «рисуется» план. По-другому я и назвать это не могу. У нас все программы и стратегии совершенно оторваны от жизни. В них нет ни промежуточных контрольных точек, ни способов достижения результатов. Вообще расплывчатость и отсутствие конкретики — фирменный стиль воронежских программ. Ну да ладно, «нарисовали»… Но дальше вообще отсутствует контроль за исполнением этих программ. У нас, например, сказано, что ежегодно облправительство перед Думой должно отчитываться об исполнении «Программы социально-экономического развития Воронежской области». Сейчас уже сентябрь, а отчета как не было, так и нет. А что это за система, которая не предполагает промежуточного контроля? Вот и получается, что планы у нас отдельно, а воплощение — отдельно.

— А что могут сделать члены экспертной группы для улучшения ситуации?

— Здесь я, в первую очередь, надеюсь на взаимодействие со вторым руководителем нашей группы Надеждой Георгиевной Сафоновой. Она фантастический профессионал, у нее прекрасная команда, и она всей душой болеет за дело. Она, будучи высшим областным руководителем, многое делает для улучшения ситуации в своей сфере. Но и остальные проявляют заинтересованность. Возможности у экспертов невелики и, по сути, сводятся к написанию предложений. На последнем заседании была дискуссия по всему спектру вопросов, люди реально заинтересованы изменить что-то к лучшему, а не просиживать кресло. Ведь главное — это неравнодушие, человек переживающий может решать проблемы, даже не имея формальных рычагов. С такими людьми приятно работать.

— А что вызвало наиболее сильные споры?

— Прежде всего вопросы, связанные с реформированием бюджетной сферы, переходом на «подушевое» финансирование. Это очень больная тема. Реформа, которая сейчас проходит, представляет собой снятие обязательств государства. Повсеместно закрываются «неэффективные» учреждения здравоохранения, образования, досуга. Это, по сути, разгром остатков тех достижений, которые были в советскую эпоху. Тем более пугает та модель, которая предлагается сейчас, равное финансирование по числу душ. Понятно, что большая школа в городе сможет добиться нормального притока средств за счет аренды помещений во внеурочное время, предоставления платного обучения, да что греха таить, просто поборов с родителей школьников. А как быть директору школы в сельской местности? Ему в аренду сдавать некому, а дополнительное образование за деньги для простого крестьянина просто невозможно. Вот и получится, что качество образования в небольших городах и сельской местности упадет еще больше. Я молчу про экономическое значение бюджетных объектов. Школа дает работу людям, «вбрасывает» деньги в экономику поселения. Закрыв ее, мы создадим идеальные условия для деградации населения.

— А что вы предлагаете?

— Начать с самого простого — с целеполагания. Честно ответить на вопрос «Кто нам нужен?». Если нам нужны подготовленные кадры, которые еще в школе получили хорошее образование, то указанная реформа не отвечает этой цели. Она призвана только экономить бюджетные средства. Тоже цель, но давайте об этом тогда и говорить прямо. Точно такие же проблемы со здравоохранением, спортом, молодежной политикой. Необходимо понимать, что мы хотим иметь в конце, и только тогда принимать решение в бюджетной сфере. Сейчас у меня создается ощущение, что правительство просто скрывает истинные цели, которые сводятся к банальной балансировке бюджета. При этом принимаются откровенно антинародные решения. Уж простите за заезженную риторику, но по-другому я их оценить не могу. По сути, нам предлагают медицину для богатых, способных оплатить нормальную клинику, и для остальных — йод и бинты. Аналогичная ситуация в образовании, госуслугах и т.д. Пугающее будущее.

— Однако система финансирования по количественным показателям, а не по «смете» имеет массу преимуществ…

— Согласен. Но сама система нуждается в тщательной доводке. Адаптировать ее надо под конкретную задачу, но задача-то пока не понятна. Вообще, разрушить действующую десятилетиями систему финансирования и создать новую — задача грандиозная, и, протаскивая ее, надо понимать, что «вернуть все обратно» уже не получится. Это как раз тот случай, когда лучше семь раз отмерить… Именно поэтому я стараюсь так энергично участвовать в процессе реформирования. Эта одна из тем, которые будут определять будущее страны на многие годы. Дефицит долгосрочного мышления — это то, что, на мой взгляд, тормозит деятельность всех: бизнеса, власти, простых граждан. А для меня то, что будет из себя представлять страна через 30 лет, очень важно.

Справка

Ашифин Константин Григорьевич

Зампред комитета по бюджету Воронежской облдумы

Родился 26 августа 1969 года в городе Губкине Белгородской области. Имеет два высших образования. В 1992 году окончил Воронежскую государственную лесотехническую академию, лесомеханический факультет. В 2003 году окончил Воронежский государственный сельскохозяйственный институт, экономический факультет. С 1995 года занимается бизнесом. В 2002 году – директор ЗАО «Первый Воронежский завод ЖБИ». В 2002 — 2006 годах — первый заместитель директора городского управления капитального строительства (город Воронеж). В 2006 — 2010 годах — генеральный директор ЗАО «Новые строительные технологии». С 2010 года заместитель председателя комитета Воронежской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.

Елена Чуфринова
Inside, #22 / Сентябрь 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0