О «войнах» в сфере ЖКХ Курска пишут почти все местные СМИ. Кажется, что граждане и власть оказались по разные стороны «коммунального фронта». На эту тему в газете «Курский вестник» от 11 октября вышел материал журналиста Виктора Чемодурова – собкора «Российской газеты» – под заголовком «Управляющий кодекс уголовной кампании».
«Управляющая компания» и «Уголовный кодекс» по первым буквам УК одинаковы. Курская практика доказывает, что это не случайно. И захват в областном центре управления многоквартирными домами, по сей день продолжающийся, насквозь пропитан криминальным рассолом: что ни новость о действиях курских управляющих компаний, то она вразрез с законами России!
В мае в областном центре 191 многоквартирный дом, в основном без ведома собственников квартир, был передан от «Управляющей компании г. Курска» пяти другим УК – «КомЦентр», «Жилищное хозяйство», «Городские управляющие компании №1 и №2», ООО «Северо-Запад». Вскоре вспыхнул коммунально-социальный пожар.
Правда, официальные лица сегодня утверждают, будто «конфликт урегулирован», «ситуация нормализуется». Так, руководитель государственной жилищной инспекции области Игорь Афонькин заявил: дескать, проблемными остаются всего-навсего 8–9 домов. «Успокоительную» статистику имеет и прокуратура. Но цифры чиновников по сути их же и опровергают. Главное, под каким углом смотреть. Прокуратура, например, число домов, «помеченных» возбужденными уголовными делами, относит к тем, по которым меры приняты, а фактически ведь это только обещание принятия мер.
Какая, извините, «нормализация»?! Количество уголовных дел по использованию для передачи домов фальшивых, подложных протоколов общих собраний превысило уже семь десятков! Это значит, что, во-первых, как минимум в 70 случаях из 191 жители сумели организоваться, чтобы направить в правоохранительные органы протестные обращения, а есть и такие, что не смогли. Во-вторых, в 70 случаях правоохранители прежде, чем возбудить дела, сначала провели проверку и убедились: протоколы точно поддельные! Например, собрание в доме №2 по Ендовищенской якобы провела 25 февраля никому из соседей не известная собственница квартиры Бондаренко В. Т. Несколько раз перепутав в протоколе свое имя с отчеством и «расписавшись», начиная с буквы «Т». По словам следователя, ведущего дело, указанная гражданка пять лет назад умерла в Тамбовской области.
Какое «урегулирование», если, по данным прокуратуры, 29 многоквартирных домов (!) все эти месяцы дружно не платят за услуги ЖКХ, поскольку счета-квитанции им присылают фирмы-захватчицы, не имеющие права взимать платежи. Есть и множество домов, жильцы которых тоже не платят, но не так дружно, не так заметно.
По искам окружных прокуратур и заявлениям курян продолжают работать суды. Они подтверждают: протоколы фальшивые! Что интересно, представители ответчиков – скажем, ООО «КомЦентр», муниципальное «ЕРКЦ» и ООО «УК г. Курска» – игнорируют даже вызовы в суд…
Идет и будет долго продолжаться тяжба с участием замордованных курян – какое тут может быть «урегулирование», кроме того, что вопрос самопроизвольно перерастает из «жилищно-коммунального» в политический! Какое «успокоение», если в многоквартирных домах сущий хаос с коммунальными платежами. Дом №21 по улице Серегина летом проголосовал, чтобы не идти в «Жилищное хозяйство», куда его определили по фальшивому протоколу, не возвращаться в «кинувшую» его «УК города Курска», а перейти совсем в другую компанию. Квитанции, однако, исправно присылают две УК. Поэтому, говорит старший дома Михаил Сюрин, окончательно запутавшиеся люди платят теперь, куда кому вздумается…
Еще не проговаривается публично, но существует и обостряется такая проблема: как быть с внесенными (уплаченными кому не положено) и не внесенными начислениями по выпавшим из законного управления нескольким месяцам: июнь, июль, август, сентябрь, октябрь… Хотя бы за реально потребленные ресурсы! Долги накапливаются, а кто их возьмет? Тот же «КомЦентр», пришедший в дом по фальшивому протоколу и, значит, заведомо не имеющий права на платежи? Управляющая компания Курска? Но ведь она собственными приказами показала, что не занималась управлением с 1 июня и, значит, тоже не вправе хоть что-то требовать с жильцов за эти месяцы! Собираемость платежей по городу заметно снизилась – такова уже сегодняшняя цена этого хаоса, и она с каждым днем нарастает.
А вот, пожалуй, самое главное. Курские чиновники с самого начала скандала не устают внушать прессе, что «сейчас у нас не советская власть», что собственники квартир должны сами реализовывать свои права и обязанности, идти в суд и т. д. Должны-то должны, но, наверное, все-таки в атмосфере законности, обеспеченной властью. Под надежной защитой хотя бы от оголтелого мошенничества. На пресс-конференции глава жилищной инспекции Афонькин на реплику о том, что проблема с массовым заведомо незаконным переделом домов легко могла быть снята волевым решением власти, ответил: «Сейчас не 37-й год». А затем сказал: «Это начало 90-х…»
То есть, додумаем сами, «золотая пора» для бандитских методов борьбы за сферы влияния, для криминализации власти. Неужто мы до этого дожили снова?.. А что! Из семи десятков уголовных дел подавляющее большинство имеет отношение к фирмам семейства депутата Горсобрания Романа Гладких. Иначе говоря, рейдерский захват осуществлялся под прикрытием депутатского мандата. И еще – под защитой партийной символики, как недавно убедились куряне, обнаружив на асфальте депутатско-партийные автографы этого человека.
За 4,5 месяца курского жилищно-коммунального скандала никаких неудобств для Гладких не последовало. Наоборот, фирмы его семейства как ни в чем не бывало продолжают натиск на уставшего курского обывателя, не мытьем так катаньем закрепляются в захваченных домах. Несмотря ни на какие уголовные и всякие там гражданские дела! А вот для курского населения властная защита намного слабее. Она скорее напоминает смирительную рубашку, которую набрасывают на город, чтобы он потерял всякую волю к гражданскому сопротивлению и покорился циничному беззаконию.
В июле в Домжуре высокие должностные лица говорили, что Юрий Мяснянкин (директор «Управляющей компании города Курска») «с радостью» принимает дома обратно. Но надзирающий чиновник Игорь Афонькин недавно заявил, что такой информацией не владеет… Оказывается, собственников квартир пинают даже те, с кем они вынужденно хотят продолжить сотрудничество. На федеральном уровне говорят, что деятельность управляющих компаний должна быть максимально прозрачной... А в Курске – нет. Наоборот, степень секретности этих фирм от нанявших их собственников возрастает. В «УК города Курска» (на ул. Школьную) еще 29 июля передан на рассмотрение протокол общего собрания жильцов дома №2 улицы Ендовищенской (с требованием возобновить управление, незаконно прекращенное в одностороннем порядке на основании фальшивого февральского протокола) – ответа нет до сих пор. Председателю совета дома Валентине Дзюбе в ООО «УК города Курска» не только не дали копию приказа о возобновлении этой организацией управления домом, хотя приказ есть, но и отказались даже показать его. Какая там открытость, какие федеральные нормы – курское жилищно-коммунальное жульничество никаких норм, кроме собственных, не предполагает!»