23 декабря 2024, 11:48
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Обращение председателя Совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрия Ендовицкого к участникам Всероссийского студенческого форума

28.10.2011 16:16
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - С 31 октября по 3 ноября в Барнауле пройдет IV Всероссийский студенческий форум. Мероприятие проводится при поддержке Минобразования, Министерства спорта, туризма и молодежной политики и призвано вовлечь студенчество в процесс модернизации системы профессионального образования. На форуме выступит и председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, обращение которого к участникам форума мы посчитали достойным вашего внимания.

Воронеж. 28.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - С 31 октября по 3 ноября в Барнауле пройдет IV Всероссийский студенческий форум. Мероприятие проводится при поддержке Минобразования, Министерства спорта, туризма и молодежной политики и призвано вовлечь студенчество в процесс модернизации системы профессионального образования. На форуме выступит и председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, обращение которого к участникам форума мы посчитали достойным вашего внимания.

Дорогие друзья!

Позвольте мне сердечно поприветствовать участников Всероссийского студенческого форума от имени организаторов и участников предыдущего Всероссийского студенческого форума, состоявшегося в мае в г. Воронеже на базе Воронежского государственного университета.

Воронежский форум был посвящен пропаганде спорта и здорового образа жизни, но во многих выступлениях звучали призывы к объединению усилий органов студенческого самоуправления, к повышению их вовлеченности в работу по модернизации профессионального образования, участию в реальном управлении вузом.

Модернизация страны предполагает и усовершенствование ее политической структуры. В этом смысле мы должны всецело поддержать идею расширенного правительства, которое расширит кадровый горизонт государственного управления и создаст устойчивые каналы взаимодействия между властью и обществом. Уверен, что среди вузовских ученых и студентов России есть немало честных, неравнодушных людей, способных внести свой вклад в развитие страны. Привлечение вузовских профессионалов с их интеллектуальной дисциплиной и умением аргументировано отстаивать свою точку зрения придаст новый импульс дискуссиям по острым вопросам нашей жизни.

Это важно и для самих ученых. Это повысит их социальный статус, откроет им новые перспективы. Безусловно, к обсуждению проблем молодежи и студенчества необходимо привлекать и ответственных, творчески мыслящих представителей студенческого самоуправления.

Уверен, что создание молодежного клуба Общероссийского народного фронта при активной поддержке Министерства образования и науки РФ станет еще одним значимым шагом на пути создания новой модели государственно-общественного управления высшим образованием. Тем более, благодаря динамичному сотрудничеству Народного фронта с ведущей политической силой страны - партией «Единая Россия», вы имеете прекрасную возможность донести свое мнение до руководства государства. Думаю, что вы прекрасно понимаете, что все мы: и министерство, и ректоры, и студенческие организации - несем солидарную ответственность за реализацию стратегического плана модернизации высшей школы России.

Мы живем в эпоху реформ. За последние годы в результате принятия ряда законодательных актов произошли радикальные изменения в системе образования: введен ЕГЭ, осуществлен переход на двухуровневую систему обучения, введены госстандарты третьего поколения, созданы инновационные предприятия при вузах. В настоящее время осуществляется Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, реализация которой позволит внедрить новые современные модели управления образованием, поднять его качественный уровень.

Всецело поддерживая курс министерства на стратегическое обновление профессионального образования, что четко выражено в концепции программы, считаем в то же время целесообразным разработать комплекс мер по более активному привлечению органов студенческого самоуправления к реализации программы. Как справедливо указано в концепции, социально-экономические последствия реализации программы должны быть ясны и понятны образовательному сообществу. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие и неприятие программы.

По нашему мнению, особенно важна роль студенческой общественности в решении приоритетной задачи профессионального образования – повышения качества образования и формирования механизмов его оценки в вузе. Здесь открывается широкое поле для вашей инициативы. Ведь кто лучше студентов знает узкие места и проблемы учебного процесса, кто лучше понимает трудности адаптации первокурсников? Уверен, что многие проблемы можно решить на пути терпеливого и доброжелательного диалога с деканами и проректорами. Здесь в качестве темы для дискуссии мы предлагаем рассмотреть предложение о создании при региональных общественных палатах и советах ректоров системы мониторинга уровня качества обучения в вузах с непременным участием в этом процессе представителей студенческого самоуправления. Здесь мы не призываем подменять функции Рособрнадзора, но на местах, как правило, виднее, где откровенная халтура, а где высокое качество образования.

Безусловно, органы студенческого самоуправления могли бы многое сделать для создания атмосферы творческого поиска в учебных аудиториях, для стимулирования студентов к профессиональному самосовершенствованию, для выработки лидерских черт. В свое время комсомол был школой кадров. Может быть, нам вместе стоит подумать о программе мероприятий по формированию кадрового резерва среди студентов по образцу кадрового резерва Президента и партии «Единая Россия».

Несомненно, не формальный подход, а целеустремленность и личная сопричастность каждого студента общему делу обновления позволит поднять учебную работу на качественно новый уровень.

Дорогие друзья, для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, профессионалом XXI века, необходимо не просто усвоить некую сумму готовых знаний, но и суметь создавать новые знания и технологии. Научные знания устаревают быстро, поэтому сегодня без навыков и умений научного исследователя вы не сможете достичь высоких результатов. Я был в свое время активным участником студенческого научного общества и считаю студенческую науку краеугольным камнем будущей карьеры. Студенческая любознательность и увлеченность наукой – это, действительно, двигатель прогресса. Но не будем забывать и о здоровом прагматизме, ведь смелые идеи, рожденные в стенах студенческих бизнес-инкубаторов, могут привести к созданию новых технологий, стать основой для инновационного предприятия. Как нам соединить студенческую инициативу и научный поиск с решением задач технологической модернизации? Думаю, эта тема чрезвычайно важна и ее следует обсудить на форуме. Не будем при этом забывать и о социальном аспекте проблемы: стимулируя научно-техническое творчество студентов, мы растим будущий креативный класс. Здесь также можно предложить ряд интересных идей. В частности, идея губернатора Воронежской области по созданию регионального конкурса для одаренных студентов, способных реализовать свои идеи в практической деятельности, победители которого получат высокое вознаграждение. Региональные бюджеты осилят финансовую сторону этого проекта, а для студентов очень важны пример и мотивация.

Дорогие друзья! Острейшей мировой проблемой сегодня является безработица, в частности, в молодежной среде. На Западе уже говорят о потерянном поколении. Власти спешно создают программы трудоустройства молодежи. В России положение не так тревожно, но проблемы остаются: многие не находят работу по специальности, отсюда разочарование и потеря веры в себя.

Правительство РФ, Российский союз ректоров, руководители образования нацелены на решение этой проблемы. Но и студенческие организации не должны быть в стороне. Я знаю, что во многих вузах имеются прекрасные примеры решения отдельных проблем трудоустройства: это студенческие отряды, центры временной занятости студентов, организация студенческих стажировок и многое другое. Считаю, что на нынешнем форуме необходимо обобщить опыт работы, рекомендовать успешные формы организации для внедрения по всей России, возможно, создать в Интернете портал Всероссийского центра трудоустройства выпускников вузов.

Со своей стороны, думаю, всем нам надо искать новые формы работы с предприятиями и бизнес-сообществом. Хотелось бы призвать предпринимателей и промышленников: меньше жалоб на выпускников, давайте вместе работать, ведь это в наших общих интересах. Наш Воронежский государственный университет сотрудничает с десятками предприятий реального сектора экономики, координируя с ними свою образовательную деятельность. Но практика показала, что наиболее эффективной формой сотрудничества с предприятиями является корпоративный институт в структуре вуза. В Воронежском госуниверситете действуют два таких корпоративных института: это «Сименс Ай-Ти солюшенс энд сервисес» и крупной пищевой компании «ЭФКО». Сотни студентов, причем не только из нашего вуза, имеют возможность получить дополнительные компетенции, а фирмы получают высококвалифицированных специалистов. Сотрудничество взаимовыгодное, но больше всех выигрывают выпускники, получающие современные рабочие места. Здесь важна поддержка государства, чтобы за счет налоговых инструментов мотивировать большую интеграцию вузовского и бизнес-сообщества через создание эффективных форм государственно-частного партнерства.

Считаем перспективным начинанием формирование в регионах территориально-производственных кластеров с привлечением вузов, готовящих соответствующих специалистов. Наш университет активно работает в радиотехническом кластере Воронежской области, а сейчас мы организуем кластер по IT-технологиям. И действующие предприятия, и приходящие инвесторы стремятся наладить отбор и подготовку специалистов в нашем университете.

И работа с бизнес-сообществом, и создание малых инновационных предприятий (а у нас в ВГУ их уже 14!) – не самоцель, а один из путей решения непростой социальной проблемы трудоустройства выпускников. Одновременно это стимул, мотивация для студентов, которые должны видеть, что они нужны стране, нужны обществу и у них есть возможность профессионального роста, а термин «социальный лифт» – это не пустые слова.

Думаю, что обмен опытом студенческого самоуправления, дискуссия по активному сотрудничеству со студенчеством в реальных бизнес- и исследовательских проектах, поиск новых организационных форм взаимодействия с бизнес-сообществом в сфере трудоустройства должны выйти на первый план работы нашего форума.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0