Глава Липецкой области рассказал о резервах региона
Как развиваются особые экономические зоны в регионе? В чем преимущества диверсификационной модели развития, которой придерживается Липецкая область? На вопросы «РГ» ответил глава региона Олег Королев.
Российская газета: Олег Петрович, год назад в интервью нашему изданию вы заверили, что в регионе будет продолжаться процесс открытия новых производств. Только в особой экономической зоне федерального уровня «Липецк» за сентябрь-октябрь появилось два предприятия по производству гильз и вторая очередь завода, выпускающего теплообменное оборудование. Это свидетельствует как о высоком тонусе региональной экономики в целом, так и...
Олег Королев: ...так и о хорошем инвестиционном климате в особой зоне «Липецк». Спросите: скоро ли появятся новые резиденты? Отвечу - скоро, но называть конкретных инвесторов не буду: здесь существует элемент конфиденциальности.
Не побоюсь сказать, что ОЭЗ «Липецк» сегодня переживает второе рождение. Ей становится тесно в тех границах, что были отмерены изначально, причем на дальнюю перспективу. Жизнь вносит свои коррективы, впрочем, таким коррективам мы только рады. И уже принято принципиальное решение о расширении границ. Минэкономразвития сработало четко - мы получили законодательно закрепленную возможность увеличить свои площади. Причем вовсе не обязательно «наращивать» площади ОЭЗ непосредственно у уже существующих границ: своеобразные промышленные анклавы, входящие в ее состав, могут появиться и в других районах области. Кроме того, готовящийся законопроект об усилении льгот и преференций для резидентов даст нам новые возможности для дальнейшего развития.
РГ: Помимо федеральной ОЭЗ, в регионе действуют и региональные. Как бы вы оценили их сегодняшнее состояние?
Королев: И они нас очень радуют. Например, в ближайшее время в региональной зоне «Чаплыгинская» начнет действовать предприятие австрийского концерна HAWLE - крупнейшего в мире производителя запорной арматуры. В ОЭЗ «Тербуны» уверенно набирают обороты предприятия сахарной и фармацевтической отраслей. Здесь построен самый крупный фармацевтический завод России. В него уже вложено около ста миллионов евро, и в ближайшем будущем суммы вложений удвоятся. Двести миллионов - нешуточные средства! Для сравнения: инвестиции в предприятие концерна Yokohama в ОЭЗ «Липецк» составят 300 миллионов евро.
Неплохо развиваются и туристско-рекреационные зоны «Елец» и «Задонщина». Отмечу, что реконструкция федеральной трассы «Дон» дает новый импульс для этих территорий: создается мощная сервисная инфраструктура, увеличивается пропускная способность магистрали. И наша задача - не просто обеспечить транзит, а привлечь туристов и отдыхающих в наши места - жемчужины края.
РГ: Не секрет, что развивать рекреационные зоны сложнее, чем промышленные...
Королев: Я раньше думал так же, как и вы. А теперь не соглашусь. Сегодня частные вложения в эти территории идут в таких объемах, каких мы и не ожидали. Я вас уверяю: за ближайшие два года туристические зоны качественно преобразятся.
Туристический потенциал наших мест - огромнейший. Древняя земля с удивительным природным ландшафтом, междуречье Воронежа и Дона. Величественные соборы, спроектированные знаменитым Константином Тоном. Земля, пропитанная историей. Как это может не привлекать?
РГ: Но, помимо природных красот, необходима и современная инфраструктура.
Королев: Отвечу одним примером. На сегодня мы завершили процесс сплошной газификации области. Уголь и дрова в самых дальних селах ушли в прошлое. Всюду работают автоматизированные газовые котельные. Причем передвижные: если одна выйдет из строя, сразу на ее месте окажется новая. Разве это не инфраструктурный элемент?
То же и с транспортной сферой. Об обновленной трассе «Дон» я уже упоминал, кстати, на территории нашей области ее реконструкция завершится до конца текущего года. Но есть еще один проект, о котором пока мало кто знает. Речь идет о развитии малой пассажирской авиации. Можно вспомнить, что в прежние времена существовало воздушное сообщение между соседними областными и даже районными центрами. Была высокая мобильность населения. А сейчас из Липецка в Брянск - если не на автомобиле - можно попасть только через Москву. А кто сейчас летает на маломестных самолетах? Думаю, ответ известен. Сегодня мы запускаем проект по возрождению пассажирских гражданских перевозок посредством малой авиации. Главная проблема заключается в дефиците самолетов, их сейчас мало производят, и рассчитаны они на потребности вип-персон. На принципах частно-государственного партнерства создаем на территории области две компании: одна - по производству самолетов на 7-14 мест, другая - по организации воздушных перевозок. Со стороны государства будем обеспечивать поддержку этих компаний. Это касается создания инфраструктуры, в частности, аэропортов с надлежащим покрытием и средствами навигации. Кроме того, мы обязуемся дотировать эти компании до достижения ими полной окупаемости. Этот проект не осуществить без поддержки соседних регионов. В ближайшее время буду говорить на эту тему с главами Воронежской, Тамбовской, Курской, Пензенской, Белгородской областей. Уверен в ответном отклике. Кстати, поддержкой в минтрансе мы уже заручились.
РГ: Олег Петрович, вы являетесь последовательным сторонником диверсификации региональной экономики. Какие плоды это приносит?
Королев: Многократно убеждался, что только за счет диверсификации наша область может двигаться вперед. Чем больше отраслей будет представлено у нас, тем больше гарантий стабильности. Крупные производители переживают взлеты и падения. По прогнозным данным, от нашего металлургического гиганта - Новолипецкого комбината - в этом году мы недосчитаемся около полутора миллиардов ранее запланированных платежей. Возможно, сумма будет и выше. Но мы готовы к такому повороту событий: развитие других производств (в том числе в особых зонах) дает нам возможность сбалансировать ситуацию, которая при моноэкономике грозила бы очень серьезными последствиями для области. Исторически складывалось так, что экономика, да и во многом социальная сфера региона находились в прямой зависимости от металлургического предприятия. Даже шутка была в ходу: на комбинате чихнули - у нас грипп с осложнениями. Очень многое пришлось сделать, чтобы изменить ситуацию. И это оправдано: за последнее время платежи от комбината снижаются, сбрасываются объекты социальной сферы. Но. Так или иначе, у нас есть иные резервы: развивается промышленный сектор, в частности, машиностроение, неплохо чувствует себя аграрная отрасль. И за счет этого мы можем чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне, спокойно и планомерно работать на перспективу.
РГ: О перспективе говорит и тот факт, что на недавнем общероссийском форуме в Санкт-Петербурге «Стратегическое планирование в регионах и городах России: ресурсы для развития» Липецкая область была удостоена звания лауреата и диплома за усиление соцзащиты населения и поддержку региональных рынков труда. Наверное, все взаимосвязано?
Королев: Не дипломами, конечно, измеряется наша работа, но... На форуме мы представили Стратегию развития региона, рассчитанную до 2020 года. Ее мы разработали пять лет назад, но и сегодня она не потеряла актуальности. Добавлю, что подобные документы сегодня приняты во всех муниципальных образованиях области, включая сельские поселения. Так что мы действительно стараемся сделать так, чтобы перспектива была и у областного центра, и у небольшого поселка. Только так и создается будущее.
Лев Лазаренко
Российская газета, №243, 28.10.2011.