Воронеж. 02.11.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - В минувший четверг Воронежская областная Дума приняла во втором чтении закон «О государственно-частном партнерстве в Воронежской области», став 46-м по счету субъектом Федерации, в котором «узаконены» партнерские отношения между государством и частным бизнесом. Предполагается, что новый законодательный акт придаст импульс развитию как частного, так и государственного сектора экономики Воронежской области.
Рождение регионального закона – шаг подготовленный
Региональный закон родился не на пустом месте. Почва для его принятия «орошена» федеральным законодательством, а также практическим использованием механизмов государственно-частного партнерства в российских регионах, в том числе и в Воронежской области. Наши и зарубежные предки довольно умело объединяли усилия государства и частного бизнеса еще на рубеже XIX и XX веков для реализации общественно важных проектов, например, для строительства железных дорог на условиях концессионного соглашения.
Концессия – один из видов государственно-частного партнерства, которым федеральный законодатель конкретизировал партнерские взаимоотношения государства и бизнеса: в 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях». Отсутствие официального определения «государственно-частное партнерство» на федеральном уровне открывает широкий простор мысли для его трактовки. Нередко под государственно-частным партнерством понимают любые формы взаимодействия государства и частного бизнеса, в том числе и в тех случаях, когда государство выступает в качестве публичного субъекта власти, а не партнера: например, предоставление льгот по налоговым платежам или арендной плате. Качественное отличие государственно-частного партнерства от иных форм – договорные отношения государства и частного бизнеса как двух равноправных субъектов для реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере. Что нового привносит в экономику использование различных форм государственно-частного партнерства?
Государственно-частное партнерство – альтернатива приватизации
Двигаясь по пути либерализации экономики, государство на рубеже веков избавлялось от объектов собственности, объявив себя неэффективным собственником. Действительно, частный бизнес во многих сферах экономики работает без участия государства. Однако есть сферы, которые нельзя полностью «передоверить» частному собственнику – транспортная, коммунальная, социальная инфраструктуры, на развитие которых у государства не хватает бюджетных ресурсов. Инструмент государственно-частного партнерства – альтернатива приватизации. Он позволяет осуществлять привлечение финансовых средств частных инвесторов на эксплуатацию и реконструкцию таких объектов под контролем государства без передачи в частные руки.
Так, например, муниципальный и государственный коммунальный сектор планируется модернизировать с помощью механизмов государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений и аренды. Для реализации данных намерений правительство России в августе текущего года подготовило план действий по привлечению в ЖКХ частных инвестиций, который включает в себя необходимость перевода отрасли на работу по долгосрочным тарифам (не менее 3 лет), возможность компенсации экономических потерь организаций коммунального комплекса за счет средств соответствующего бюджета в случае досрочного изменения предельных уровней тарифов, ранее установленных органами государственной власти или органами местного самоуправления, субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым концессионерами на модернизацию объектов коммунальной сферы, и многое другое.
Без внесения законодательных изменений в документы, регулирующие деятельность монополизированной сферы ЖКХ, остро реагирующей на социальные и политические события в обществе, привлечь значительные финансовые ресурсы частного бизнеса достаточно сложно. Потенциальный инвестор, планирующий вложение финансовых средств в коммунальную сферу на длительные сроки, должен знать и прогнозировать ситуацию, иметь гарантии возврата вложенных средств.
Не отстает от планов правительства России и Воронежская область. И хотя ни один из объектов ЖКХ региона не включен в перечень пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций, координировать реализацию которых намерены Минрегион и Минэкономразвития России, в настоящее время в администрации Воронежа проходит стадию рассмотрения конкурсное предложение ООО «Росводоканал» (входит в состав «Альфа-групп») на право заключения концессионного соглашения об организации финансирования, реконструкции (модернизации), эксплуатации и обслуживания объектов, необходимых для организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ г. Воронеж.
Государственно-частное партнерство – особая форма интеграции ресурсов
Организационно-инвестиционный альянс бизнеса и государства жизненно необходим для реализации крупных затратных инфраструктурных проектов общественной важности, осуществить которые частному бизнесу в одиночку не под силу, поскольку финансовый результат неоднозначен, трудно просчитывается и несет большие риски. Партнерские отношения государства и бизнеса закрепляются в соглашениях и предусматривают не только совместное объединение ресурсов, но и распределение возможных рисков между сторонами.
В целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства Российская Федерация в конце 2005 года создала Инвестиционный фонд. С участием средств фонда реализуются на основе концессионных соглашений крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге на сумму 212,7 млрд рублей, Орловского тоннеля под рекой Невой на сумму 47,7 млрд рублей и другие. Суммы инвестиционных вложений по первому проекту практически поровну распределяются между частным инвестором и государством (Инвестиционным фондом и бюджетом Санкт-Петербурга), по второму соответствующее соотношение составляет один к двум. Сроки окупаемости проектов более 25 лет.
По информации Инвестиционного фонда, по проектам, имеющим общегосударственное значение, на 1 рубль средств федерального бюджета привлекается 2,1 рубля частного инвестора, по региональным инвестиционным проектам – соотношение 1 к 5,6 рубля.
В Воронежской области на принципах государственно-частного партнерства развивается индустриальная зона «Масловская», на которой в настоящее время осуществляется реализация инвестиционных проектов ООО «Армакс-групп», ООО «Сименс-трансформаторы», ООО «Воронежсельмаш», планируется создание еще ряда производств. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры осуществляется за счет средств бюджета Инвестиционного фонда и бюджета Воронежской области. Планируется создание индустриальных парков в Лискинском и Бобровском районах области.
Ряд региональных программ Воронежской области, как в социальной, так и в производственной сфере, предусматривают использование механизмов государственно-частного партнерства.
Так, например, программой «Стимулирование развития жилищного строительства в Воронежской области в 2011-2015 годах» государственно-частное партнерство рассматривается в качестве действенного механизма обеспечения территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры. Предполагается апробирование механизма заключения с инвесторами договора «полного цикла» (концессионных соглашений), то есть строительства автомобильных дорог, инженерных сетей с последующей эксплуатацией в течение 10-15 лет. Возможен вариант бюджетного софинансирования строительства объектов коммунальной инфраструктуры при условии продажи жилых помещений застройщиком отдельным категориям граждан по согласованной с правительством Воронежской области стоимости.
Куда направлен вектор государственно-частного партнерства?
Новый областной Закон – качественный шаг вперед в развитии отношений государственно-частного партнерства. Его реализация позволит более целенаправленно применять уже апробированный в регионе механизм для удовлетворения общественных потребностей населения, объединяя усилия государства и частного бизнеса на договорной основе. Всестороннюю поддержку в становлении и развитии института партнерства между бизнесом и государством окажет созданный при правительстве области Совет по государственно-частному партнерству.
Принятый региональный закон позволяет осуществлять реализацию широкого спектра проектов государственно-частного партнерства - от глобальных (по созданию отраслевых кластерных образований и индустриальных парков) до локальных (по строительству объектов социальной сферы), дает возможность применения различных сочетаний имущественных и финансовых форм участия Воронежской области. Очень важно, что законом детально прописываются условия соглашений проектов государственно-частного партнерства, порядок проведения конкурсов, а также полномочия органов государственной власти области.
Безусловно, для крупных инфраструктурных проектов необходимо привлечение не только бюджетных средств области, но и федерального финансирования. Поэтому в ближайшее время необходимо создание в Воронежской области регионального инвестиционного фонда, поскольку это является одним из условий предоставления субсидий Инвестиционного фонда Российской Федерации. Менее затратные проекты, возможно, потребуют только привлечения средств областного бюджета и (или) предоставления частному инвестору на определенных условиях земельных участков, иного движимого и недвижимого имущества.
Механизм государственно-частного партнерства требует более широкого распространения на уровне местного самоуправления. С его помощью можно решать острые социально значимые вопросы населения: расселение из ветхого и аварийного жилья, строительство и реконструкцию детских дошкольных учреждений и многое другое. Было бы целесообразным принятие аналогичного региональному нормативного правового акта на местном уровне.
В настоящее время Минэкономразвития России планирует провести аналитику применения регионального законодательства о государственно-частном партнерстве. Итогом этой работы может стать внесение изменений в федеральное законодательство. Не исключается и возможность разработки и принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве, хотя мнения экспертов о целесообразности данного шага кардинально расходятся.
Последовательное становление и развитие института государственно-частного партнерства в регионе, основанное на четких «правилах игры», может послужить катализатором социально-экономического развития региона. Надеюсь, что это произойдет.