Воронеж. 22.11.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика – В области государственных закупок накопилось большое количество проблем – несовершенство законодательства, коррупция и др. Их решению должно способствовать внедрение во всех регионах России федеральной контрактной системы (ФКС). Воронежская область стала одним из первых регионов, участвующих в программе пилотных проектов по формированию ФКС в субъектах РФ. Этой теме посвящена интернет-конференция с руководителем Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области Валерием Рыжих и директором воронежского Информационно-аналитического центра «Госзаказ» Сергеем Ступниковым.
- Что вы можете сказать про критику закона 94-ФЗ, и почему надо переходить на федеральную контрактную систему (ФКС)? Существуют ли в Воронежской области предпосылки для формирования ФКС или после принятия нового закона о госзакупках возникнет необходимость в кардинальной перестройке сложившейся практики размещения заказов?
Стас
- 94-й закон был принят еще в 2005 году, и на тот момент он был очень прогрессивным. Однако этот закон регулирует только процедурную часть, то есть это своего рода регламент, не учитывающий, к примеру, фазу планирования госзакупок и стадию мониторинга исполнения контрактов. Кроме того, за прошедшие годы в него было внесено огромное количество изменений и поправок, и, как подсчитали специалисты, от первоначального варианта осталось менее 30%. Вдобавок сам текст закона абсолютно нечитабелен. В общем, можно сказать, что перемены уже давно назрели.
Что касается отличий разрабатываемой ФКС от все еще действующего старого закона… Главное отличие – это рассмотрение госзаказа как комплексного процесса - от этапа планирования до полного исполнения всех обязательств.
В 2010 году Министерством экономического развития был запущен пилотный проект по формированию элементов ФКС в регионах РФ, и один из них, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, – это наша область. Предпосылки для формирования ФКС в Воронежской области начали формироваться еще в 2009 году, когда были разработаны мероприятия по совершенствованию системы государственных и муниципальных закупок региона. Реализация данных мероприятий как раз и послужила основой для участия нашего региона в программе пилотных проектов по формированию ФКС в субъектах РФ.
Была проведена большая работа по приведению в соответствие существующей в регионе нормативной правовой базы положениям ФКС. Перечень новых нормативных документов и тех, в которые были внесены изменения, насчитывает более 25 нормативных актов.
Теперь на этапе планирования формируется Областной государственный заказ и Свод заказов муниципальных образований. Далее государственными заказчиками региона составляются обязательные для соблюдения планы-графики размещения заказов, которые публикуются на официальных сайтах самих заказчиков и на официальном сайте Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области.
Планируется также еще большее ужесточение условий соблюдения планов-графиков, внесения в них изменений и детализации их составления на основе трехэтапного планирования. Соответствующий проект нормативного правового акта уже подготовлен.
Еще одна задача Управления – не допускать размещение заказов государственными заказчиками сверх выделенных лимитов бюджетных обязательств, что позволяет сократить возникающую в конце отчетного периода кредиторскую задолженность.
В Управлении государственного заказа создано отдельное структурное подразделение, которое будет проводить детальный анализ качества исполнения государственных контрактов, а также осуществлять разработку и внедрение процедур мониторинга исполнения контрактов.
В рамках участия в региональной экспертной группе №12 «Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы» были подготовлены предложения по актуализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2020 года. В результате текст Стратегии был дополнен соответствующим разделом.
Таким образом, в регионе ведется постоянная работа по формированию элементов ФКС, что может говорить о наличии фундамента для создания качественно новой системы размещения заказов.
Сегодня мы уже можем говорить о некоторых успешных результатах выполнения данного эксперимента. В частности, в Воронежской области создан и успешно работает Информационно-аналитический центр «Госзаказ», который является инструментом внедрения ФКС.
- Какие действия принимаются в нашем регионе для мониторинга результатов заключенных контрактов и качества их исполнения?
Петров С.
- В соответствии с действующим законодательством, контроль исполнения государственных и муниципальных контрактов возложен непосредственно на заказчика. Однако в рамках внедрения элементов федеральной контрактной системы на территории области Управлением государственного заказа совместно с Информационно-аналитическим центром «Госзаказ» проводятся мероприятия по формированию и апробации процедуры мониторинга исполнения контрактов. В Управлении создано структурное подразделение с целью проведения детального анализа качества исполнения государственных контрактов. Указанное подразделение совместно с Информационно-аналитическим центром «Госзаказ» осуществляет разработку и внедрение процедур мониторинга исполнения контрактов, занимается разработкой нормативно-правовой базы региона по регламентации процедур мониторинга исполнения контрактов в рамках Воронежской области. Необходимо отметить, что в настоящее время на федеральном уровне этот «блок» никак не урегулирован.
- Очень много говорится о борьбе с коррупцией в области госзаказа. Какова ситуация в Воронеже? Что делается, чтобы избежать распила госденег чиновниками, отвечающими за госзакупки?
B52
- Вести речь о коррупции можно только в случае вынесения судебных решений. Но это не прерогатива уполномоченного органа в области государственных закупок - мы не надзорный и не правоохранительный орган, то есть данный вопрос необходимо переадресовать в соответствующие органы, которые могут дать более точную информацию.
Что касается работы нашего Управления, то своей главной задачей мы считаем повышение эффективности госзакупок. А одна из основ эффективности – обеспечение прозрачности и доступности государственных закупок. Кстати, наш регион получил категорию «Высокая прозрачность» по мнению национального рейтинга прозрачности закупок по итогам 2009-го и 2010 годов.
В одном из наиболее проблемных вопросов – ценообразовании – нами предложен и реализуется механизм независимой оценки стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг. Этим занимается подведомственное Управлению учреждение Информационно-аналитический центр «Госзаказ».
- Считается, что одним из самых распространенных нарушений законодательства является сговор. Существуют ли какие-нибудь законодательные механизмы для его устранения?
Адмиралов
- В настоящий момент сговор можно предупредить или выявить лишь в случае официального заявления одного из участников сговора. Однако признаков сговора достаточно много. К примеру, ряд компаний, допущенных к участию в торгах, присутствовали на торгах, но не заявляли своих предложений по цене или, зарегистрировавшись, не являлись для участия в аукционах. В результате этого контракты заключались с единственным участником по начальной (максимальной) цене. Одним из действенных механизмов борьбы со сговором, является информационная и публичная доступность проведения торгов.
- Существует ли сейчас процедура запроса котировок и, может быть, стоит ее убрать, заменив на более прогрессивный и менее коррупционный вариант?
Иван С.
- Да, сейчас существует запрос котировок, и по закупкам проходят приличные суммы. В основном закупаются наиболее простые товары, например, продукты питания, канцтовары и другое. Но мы не считаем этот вариант коррупционным. Просто он должен быть одним из многих других вариантов. У государственного заказчика должно быть право выбора способа размещения своего заказа.
- Как можно защититься от демпинга, предлагаемого зачастую маленькими фирмочками, работающими с неквалифицированной и малооплачиваемой рабсилой? При этом нормальные, серьезные компании остаются за бортом при распределении заказов.
Max
- Сейчас, по большому счету, с демпингом невозможно бороться. Нам нужен возврат элементов так называемой предквалификации. Кстати, В.В. Путин об этом неоднократно говорил в своих выступлениях. То есть к участию в аукционе должны допускаться только компании, соответствующие определенным требованиям. Заказчик, как правило, заинтересован в максимально качественном и эффективном исполнении своего заказа, а значит - и в поставщике, который выставил, возможно, не самую низкую цену на свои услуги, но зато имеет многолетний опыт работы в этой области, свои средства производства, профессиональный коллектив. Иначе может получиться, что выполнением заказа займется фирма-однодневка и работы либо вообще не будут выполнены, либо их качество будет ниже всякой критики. В последнем проекте закона о ФКС определен уровень допустимого снижения в зависимости от предмета закупки, ниже которого поставщикам товаров и услуг можно будет опускаться только с подробным обоснованием причин такого снижения. Да, теоретически может быть снижение цены товара на 30-40%, а может быть, даже в разы - например, в случае каких-то распродаж при затоваренном складе. Но такое случается крайне редко, и подобные предложения должны быть четко обоснованы.
Предлагается еще один способ борьбы с фирмами-однодневками – это включение в «черный» список самих учредителей, чтобы любые компании с их участием в составе учредителей впоследствии не могли рассчитывать на получение госзаказа.
- Существует ли в Воронеже реестр недобросовестных заказчиков?
Пименов
- Какого-то специального списка не существует, но если мы говорим о нарушениях в области госзаказа, то существуют проверяющие и контролирующие органы, которые четко отслеживают правомерность всех заключенных сделок. И ответственные лица могут быть оштрафованы, условно говоря, даже за неправильно поставленную запятую, причем на приличную сумму – 30-50 тысяч рублей.
Существует реестр недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов. Заявки участника размещения заказа, находящегося в указанном реестре, по закону подлежат отклонению от участия в торгах.
- Может ли ваша организация привлечь недобросовестного чиновника к административной или уголовной ответственности?
Анастасия
- Нет, не может, потому что рассмотрением правонарушений занимаются совершенно другие органы.
- После публикации первого варианта закона о ФКС в середине 2011 года против него выступили многие эксперты. В частности, юрист и блогер Алексей Навальный заявил, что принятие законопроекта будет способствовать коррупции в системе госзакупок. Почему? Вы можете это как-то прокомментировать?
Маузер
- Могу сказать, что наше экспертное сообщество в большинстве своём говорит «да» федеральной контрактной системе, но есть различные мнения по отдельным процедурам. Что касается Алексея Навального, то он, по-видимому, рассматривает процесс госзакупок в основном с точки зрения действующего 94-го закона, который практически полностью ограничивает возможности выбора заказчиком способа размещения заказа, и выступает за электронные аукционы как чуть ли не единственный способ закупок. Это хорошо с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства и повышения конкуренции, но не решает проблему эффективности госзакупок.
- Что, если меня как предпринимателя, подавшего заявку, не удовлетворили результаты аукциона? Я могу куда-то пожаловаться?
Коптев
- Если предпринимателя не допустили до аукциона или у него есть какие-то другие претензии к процедуре, то надо жаловаться в ФАС. Если решение антимонопольной службы его не устраивает, то можно обратиться в суд.
- На сайте ИАЦ «Госзаказ» есть реестр цен. А как рассчитывается средняя цена для какого-либо наименования товара? И как часто обновляются ваши цены?
Петр К.
- Средняя цена рассчитывается в соответствии с нормами действующей на территории области Методики определения начальных (максимальных) цен контрактов для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Воронежской области, утвержденной постановление администрации области от 24.10.2006 г. № 871, посредством применения формируемых информационных баз данных по ценам на товары, работы, услуги и паспортам поставщиков, наполняемых путем запроса коммерческих предложений (прайсов) у поставщиков, сбора доступной ценовой информации из открытых источников. Очередность направления запросов следующая: производитель, официальный дистрибьютор, дилер, остальные представители на рынке. Необходимо отметить, что Информационно-аналитический центр «Госзаказ» активно заключает соглашения об информационном взаимодействии с производителями и поставщиками оборудования, что позволяет оперативно получить необходимые данные. Также учитываются цены по предыдущим торгам, состоявшимся на территории РФ, с применением коэффициентов инфляции в зависимости от периода поставки товаров. Указанные ценовые базы подлежат регулярному обновлению в зависимости от периодичности изменения цен на эти товары на рынке. К примеру, цены на продукты питания обновляются два раза в месяц, на лекарственные средства – ежемесячно и т.д. Кроме того, в настоящее время разработан новый проект методики обоснования начальных (максимальных) цен в сфере размещения государственного заказа, учитывающий накопленный опыт формирования реестра, а также опыт регионов в данном направлении. Данный проект в том числе учитывает особенности формирования цены в различных сферах закупок – строительство, продукты питания, компьютерная техника и оборудование и т.п.