Эти городки вырастают как грибы, но порой их срезают под самый корешок
Воистину, Интернет уже стер не только границы между странами и континентами, но даже между отдельными регионами Российской Федерации. Благодаря переходу на электронную систему торгов (она произошла в начале 2011 года) принять участие в конкурсах на государственные и муниципальные подряды может предприятие из любого уголка нашей необъятной Родины. И юбилейный Воронеж с миллиардными федеральными инвестициями оказался в центре внимания множества компаний из Черноземья, Поволжья и обеих российских столиц. Правда, сроки и условия юбилейных подрядов были такими жесткими, что многие из претендентов отступились от «праздничных» миллионов. Ну невозможно в условиях цейтнота еще и технику везти через полстраны, искать субподрядчика на незнакомом рынке и т. п.
Любой приход инорегионального подрядчика, стало быть, носил элемент здорового авантюризма.
В итоге, хоть «чужих» осталось мало, но чуть ли не в ста процентах случаев их «заход» в область сопровождался скандалом. Самый известный из них разразился вокруг набережной Массалитинова: сама стройка от московского подрядчика длилась гораздо меньше, чем всероссийский шум вокруг нее. Самый тихий скандал — вокруг ООО «Промкомплекс» из Тольятти, подвизавшегося, казалось бы, на самом безмятежном рынке Воронежа — на установке детских площадок. Но оказалось, не столь уж безмятежном...
Качели пролетели
Жители дома № 72 по улице Кривошеина теплым июльским утром обнаружили пропажу… игровой площадки. Городок появился здесь чуть больше месяца назад. Песочница, детская горка, лесенки, карусель. Карусель, впрочем, еще крутилась. От всего прочего остались только крепежные опоры. Удивительно, что никто из жителей не слышал звуков ночного демонтажа — разбирали площадку без шума и пыли, справедливо полагая, что днем обязательно найдутся защитники городка. В доме более 100 семей, но на площадку рассчитывали не только они — оборудованных мест детского отдыха нет во всем квартале. Жители, правда, бросились звонить не в милицию, а на телевидение. Заподозрили в неблаговидном поведении своего депутата, который, собственно, эту площадку с помощью своего депутатского фонда и построил.
Уже позже выяснилось, что площадку втихаря, неожиданно для всех, демонтировали подрядчики, работавшие на ООО «Промкомплекс». Заказчик по итогам их работы выставил претензии. Но исполнители сочли, что передислоцировать городок будет дешевле, чем исправлять брак.
Депутат оказался ни при чем, но имя его успели потрепать по негативному поводу. «Осадочек остался». Более того, чтобы успокоить своих избирателей, депутат за свой личный счет, уже без всяких конкурсов, заказал новый городок у воронежского подрядчика. Площадка стояла через пару недель.
Эстафету детективной интриги принял Ленинский район.
— Услышал про исчезновение площадки на Кривошеина. И забеспокоился: ведь у нас с «Промкомплексом» тоже контракт на большую сумму — 800 тысяч рублей, — рассказывает директор «Райдез ЖКХ Ленинского района» Сергей Плетнев. — На установку шести площадок! Начал им звонить в Тольятти. Придет ли вовремя, спрашиваю, необходимое оборудование. Все в порядке, не беспокойтесь, отвечают. Ждите в начале августа, как в договоре написано. Подходит договорной срок, снова звоню. «Промкомплекс» просит отсрочки на один день. Но оборудование не приходит ни через день, ни через два. Наконец, поставщики заявляют: мы не можем исполнить контракт, давайте расторгать. Вот этого я больше всего не понимаю. Неужели нельзя было сказать раньше? Ведь на меня смотрят жители, депутаты, начальство, в конце концов…
— А как получилось, что «Промкомплекс» выиграл ваш подряд?
— Он в ходе электронных торгов заявил сумму, примерно на 20 процентов ниже первоначальной.
По методу коврового покрытия
Сумма в 800 тысяч рублей не показалась «большой» руководителю «Райдез ЖКХ Левобережного района» Вадиму Башилову. У него-то контракт более чем на 6 миллионов. И масштаб демпинга больше — процентов 40, поэтому и он также попался на «удочку» «Промкомплекса».
— Но у нас все не так драматично, — рассказал Вадим Станиславович. — Мы успели быстренько переторговаться и установить городки до конца лета силами местных подрядчиков.
А вот у кого драматично, так это у работников ЖКХ Советского района: там в аналогичной ситуации дело дошло-таки до суда.
Похоже, «Промкомплекс» участвовал во всех, каких возможно, торгах, по методу коврового покрытия. Или, как еще говорили в старину: вали кулем, после разберем…
Но ни за что не угадаете, где вышел самый громкий скандал! В Тольятти! На родине «Промкомплекса», где компания выиграла многомиллионные торги, демпингуя уже на 58 процентов от первоначальной цены.
«Программа благоустройства внутриквартальных территорий Тольятти наткнулась на препятствия, — сообщила недавно пресс-служба Тольяттинской городской Думы. — Виной всему — недобросовестные подрядчики. Хуже всего ситуация в Автозаводском районе. Здесь аукцион выиграло ООО «Промкомплекс», которое должно было освоить 13,6 млн руб. Подрядчик представил договор поручительства от некой компании из Санкт-Петербурга…»
Чуть позже тот же источник сообщил:
«…Как помогли выяснить коллеги из Питера, организации, которая предоставила залоговое обеспечение, фактически не существует».
Менеджер Светлана — единственный представитель тольяттинской фирмы, которая захотела говорить с воронежскими журналистами, — общалась обиженным тоном:
— Вы не первый уже звоните из Воронежа. У нас мнение, что просто придираются, отстаивают интересы других поставщиков. У нас площадки стоят все с гарантиями, с гарантийными сроками, всё сделано по ГОСТу.
А вот это большой вопрос. Депутат воронежской гордумы, которого вольно или невольно подставили в истории с похищением площадки (все-таки, наверное, фамилию лучше назвать: Сергей Оганезов), не будь прост, походил с рулеткой по промкомплексовским площадкам и нашел в них признаки технической «кривизны». Где-то горки-лесенки ниже на 10 сантиметров, где-то цвет другой, где-то соединения сомнительны. И обратился с запросом в Росстандарт: а все ли в порядке с сертификацией тольяттинской продукции? Ответ был обескураживающим: органа, выдавшего сертификат тольяттинской фирме (ООО «Стандарт и качество», Москва), тоже не существует! По крайней мере, он с мая 2009 года исключен из Единого реестра организаций, аккредитованных Росстандартом. Как мы поняли, тольяттинские депутаты этого еще не знают…
Нестандартное поведение
Надо сказать, проблемы подобного рода возникают в Воронеже не впервые. В торгах участвуют 4-5 фирм, из них 1-2 инорегиональных — хороший показатель конкурентности. Но подрядчикам из дальних краев реализовать проект всегда намного труднее, чем местным. Сроки поставки всегда жесткие, неустойки жестокие. И дело это имеет социальную составляющую. Надо же обсудить проект с жильцами, с депутатами, убедиться, что не поставишь качели на газопровод и т. д. В каждом дворе найдутся группы родителей, которым нужна площадка для старших или для младших, а еще какая-нибудь бабушка, которая скажет: я на этот сук ковры 40 лет вешаю, если спилите — напишу Президенту! И чаще всего, не выдержав испытания всеми этими нюансами, москвичи, питерцы, даже липчане попыток не повторяют.
Но это не про «Промкомплекс». Как писали в старых фельетонах, ничтоже сумняшеся, эта контора тут же снова заявляется на участие в повторных воронежских торгах. По лотам, которые только что провалила!
Торги-то электронные, в глаза смотреть никому не надо. Как в той рекламе: «Раньше продавать дедушкины книги было стыдно. А теперь не стыдно».
Настолько широки бреши в российском законодательстве, что в них можно ввести троянского коня любых размеров.
Как нам сообщили в территориальном органе Росстандарта, существуют восемь государственных стандартов на оборудование детских площадок. Но при этом — внимание! — обязательной сертификации оно не подлежит.
Наталья Хван, руководитель компании «Чемпион», которая в Воронеже доделывала всё, недоделанное «Промкомплексом», знает об этой проблеме не понаслышке.
— Обязательной сертификации нет, а добровольная — дело очень долгое и дорогостоящее, так как сертифицировать требуется каждый элемент. Поэтому на детской площадке легко могут появиться конструкции, сваренные в гараже у дяди Васи. И заказчик не в состоянии сам определить соблюдение норм ГОСТов в оборудовании. Думается, только власть может организовать достаточный контроль.
250 проблем
Но боюсь, это не главная нагрузка, которую предлагают взять властям участники рынка. Если обратиться к истории вопроса, то в начале «нулевых» детские площадки устанавливали, как правило, именно муниципальные власти, поскольку муниципальной была земля под ними. Существовали стандарты, и специальная комиссия проверяла соответствие состояния площадок этим стандартам. Но с изменением Жилищного кодекса теперь всю ответственность за жилье и придомовую территорию несут владельцы жилья и, естественно, управляющие компании.
В последнее время складывается так, что строить детские площадки стали в основном депутаты и меценаты, сами жильцы. Числятся городки на балансах райдезов, но денег на их ремонт и обслуживание не предусмотрено. Не хотят эту обузу брать и УК. В общем, там, где есть инициативные жильцы во дворе, вопросы безопасности и обслуживания берут на себя сами родители. Нет таких жильцов — значит, не отвечает никто.
А ведь площадок-то строится куда больше прежнего! Даже никто не знает, сколько. Но если, например, в Воронеже программа «100 дворов» воплотилась в программу «250 дворов» — значит, коммунальный асфальт комплектуется площадками в таких же возрастающих масштабах.
В принципе, надежда действительно остается только на власть, и хотелось бы верить, что сложившаяся ситуация послужит хорошим уроком, благодаря которому и наведут порядок в этом пестром хозяйстве.
Александр Саубанов
Молодой коммунар, №131, 24 ноября 2011.