До дня голосования в Госдуму осталось меньше недели, и уже можно говорить об особенностях кампании-2011. Теперь в выборах участвуют не только кандидаты и партии, зачастую использующие нечистоплотные технологии, не только избиркомы и избиратели, но и новая странная политическая структура — «профессиональные наблюдатели».
Например, ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос», как легко может каждый увидеть в Интернете, превратила процесс наблюдения за избирательной кампанией и ходом голосования в заработок. «Голос» плохо слышен между выборами, но возрождается каждый раз к старту очередной предвыборной кампании регионального или федерального уровня, засыпая СМИ приглашениями на свои мероприятия. А к концу очередной пресс-конференции руководство «Голоса» щедро раздает свеженапечатанные визитки. Вас приглашают заходить, звонить, опять снабжают новым номером мобильника явно одной из последних моделей. Казалось бы, мелочи, но из таких деталей складывается ощущение хорошо отлаженного коммерческого предприятия со стабильным доходом. Даже финансовый кризис, больно ударивший по многим пиарщикам и находчивым знатокам общественного мнения, не сказался на респектабельности структуры, проявляющей активность два раза в год — в дни осеннего и весеннего голосования в регионах.
«Очевидно, что они занимаются политической деятельностью и пытаются участвовать в политическом процессе достаточно ангажированно, — считает Алексей Островский из ЛДПР. — Я сам их на избирательных участках не видел, и ни у меня, ни у нашей партии нет данных об их фактическом участии в наблюдении. Откуда они черпают информацию? Не придумывают ли они цифры, сидя в теплых кабинетах? ЛДПР неоднократно сталкивалась с притеснениями различного уровня, и мы никогда не слышали ни одного слова поддержки со стороны «Голоса», хотя наблюдатели должны быть объективны на 100%».
Среди партнеров «Голоса » фигурируют такие структуры из США, как Агентство по международному развитию (USAID), Национальный фонд за демократию (NED), Национальный демократический институт (NDI). Более того, в самой организации не скрывают, что существуют на деньги, приходящие из-за рубежа. К примеру, вот что заявил журналистам заместитель исполнительного директора «Голоса» Григорий Мелконьянц — цитата по «Интерфаксу»: «В сложившейся ситуации западное финансирование — пожалуй, единственный способ проводить в России независимый мониторинг выборов. Нашими международными партнерами являются организации, которые находятся в достаточно тесных отношениях с российской властью и заинтересованы в том, чтобы информация, которую дает «Голос», была объективной».
«Можно получать финансирование откуда угодно и делать вид, что ты невероятно объективен, а твоя репутация безупречна, — сомневается между тем член Общественной палаты РФ Владимир Мамонтов. — Нарушением, я думаю, все-таки по-честному будем считать то, что рассмотрено избиркомом и судом. В противном случае, я считаю, мы имеем дело с созданием определенного информационного фона. К объективному взгляду на выборную кампанию деятельность «Голоса» никакого отношения не имеет».
Настораживает тот факт, что данные, подаваемые как результат серьезной научной работы, зачастую выполняют сезонные гастарбайтеры. Порывшись в Интернете, нетрудно выяснить, что устроиться рисовать так называемую карту нарушений на федеральных выборах и собирать прочую информацию, относящуюся к выборам, можно долларов за 600. Конечно, в Москве, в Воронеже меньше. Но, так или иначе, речь идет о работе для студента, привыкшего скачивать из Всемирной паутины все, что пригодится ему к сессии. Или для отчета шефу. В любой политической партии вам не просто скажут, а докажут, что два-три раза в год тратят немалые деньги на семинары, обучающие наблюдателей для работы на избирательных участках, — и так каждый год даже у таких политических долгожителей, как КПРФ.
«То, что делает организация «Голос», — для нас, очевидно — делается по заказу определенных сил на Западе, прежде всего США, и на их гранты. ЛДПР всегда выступала, выступает и будет выступать против пятой колонны. Мы не считаем возможным сотрудничать с организацией, которая финансируется из-за рубежа», — заявляет Островский. «Нам важно, чтобы были чистые, прозрачные выборы, чтобы оппозиция их контролировала, — соглашается член «Единой России» Михаил Гришанков. — Но когда истиной в последней инстанции пытается выступить организация «Голос», мягко говоря, ничего другого, кроме как недоуменно пожать плечами, не остается».
Константин Гончаров
Воронежский курьер, 29 ноября 2011 года.