Воронеж. 01.12.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Свое 425-летие Воронеж отметил «генеральной уборкой» – мостили главную площадь, реставрировали здания, асфальтировали центральные улицы. Город без преувеличения похорошел, но одной реставрации фасадов, для того чтобы носить почетный титул столицы Черноземья, безусловно, мало. А Воронеж по-прежнему претендует на это гордое звание... Между тем экономические успехи соседей – Белгорода и Липецка, а также периодически закрывающиеся в родном городе предприятия наводят воронежцев на невеселые мысли.
В эпоху «развитого социализма» Воронеж справедливо считался крупным промышленным центром Черноземного региона, а сегодня он сохранил едва ли половину от своей былой индустриальной мощи. И если еще каких-нибудь лет 20 назад на предприятиях города работали без малого 300 тысяч человек, то сегодня число работающих в производственной сфере воронежцев немногим превышает 70 тысяч. Промышленные предприятия закрывались по множеству причин, но более всего город пострадал от рейдерства. Нет больше в Воронеже ПО «Электроника» и НПО «Энергия», заводов «Видеофон», ВЭКС, ВЭЛТ, НИИ ПМ и многих других, и даже крупнейшего в Европе алюминиевого комбината тоже нет. К сожалению, скорбный список закрытых производств много длиннее здесь приведенного, но показательно другое, все перечисленные предприятия «хоронили» примерно по одной схеме: скупка блокпакета акций – смена руководства – увод активов. В результате новые хозяева получали очень приличные земельные участки в черте города с готовой инфраструктурой (подъездные пути, коммуникации и т. д.). Арифметика здесь простая: если в модернизацию предприятия надо сначала вложить деньги и только потом получить миллионную прибыль, то, продав (или сдав в аренду) по частям (или оптом) земельные участки, можно получить прибыли миллиардные и сразу. Так что теперь на месте заводов красуются новые торговые центры, автостоянки и жилые дома... Правда, последнее время в рейдерской войне, негласно ведущейся в Воронеже, наступило временное затишье. Видимо, оно связано с тем, что самая длительная в регионе рейдерская атака на флагман отечественного машиностроения – завод «Рудгормаш» перешла в заключительную фазу. Все ждут развязки – в воздухе повис немой вопрос: «Выстоит ли завод?»
Рейдерские хроники
А начиналось все восемь лет назад, по классической рейдерской схеме, со скупки акций: с 2004 года ЗАО «Финансовые технологии» (Санкт-Петербург) покупало акции завода «Рудгормаш» и к 2006 году владело достаточно серьезным пакетом – более 15%. Вначале новые акционеры попросились в совет директоров, но то, что иногородние владельцы акций – это тот еще «троянский конь», на заводе прекрасно понимали и поэтому в совет их не пустили. Тогда, в сентябре 2005 года, «Финансовые технологии» обратились в Левобережный РУВД Воронежа с просьбой возбудить уголовное дело против руководства предприятия, но следователи РУВД, проведя на заводе оперативные мероприятия, оснований для этого не нашли. Получив отказ в милиции, новоиспеченные акционеры обратились в районную прокуратуру, после чего дело все же возбудили. Совпадение по времени факта возбуждения уголовного дела и появления нескольких новых иномарок у слуг закона позволило злым языкам утверждать, что в России по-прежнему «берут борзыми щенками».
Почти год, под надзором прокуратуры, милиционеры разбирались с предприятием: проводили официальные экспертизы, выемки документов, допрашивали немалое количество народа, словом, копали так глубоко, как только смогли. Результат все тот же – нулевой. И как закономерный итог – 28 декабря 2006 года было вынесено постановление о прекращении уголовного дела. Казалась бы, тема закрыта, но в октябре 2007 года у пакета акций ОАО «Рудгормаш» появляются новые владельцы – председатель совета директоров группы компаний «Каскол» Сергей Недорослев и руководитель холдинга «Сибирская угольно-энергетическая компания» Олег Мисевра – люди, называющие себя «рейдерами нового поколения». Новые акционеры с руководством завода были предельно откровенны: «Отдай завод по-хорошему, пока мы не запустили машину. Потом поздно будет…» – далее довольно подробно была описана технология, как через следственное управление по ЦФО будет вновь возбуждено уголовное дело.
Отдать завод рейдерам, значит похоронить его, этого, конечно, никто делать не собирался. С этого момента ситуация начинает развиваться в лучших традициях экономических войн. Вместе с возобновлением уголовного дела предпринимаются попытки парализовать работу предприятия. Так, при обысках на «Рудгормаше» наряду с документами изымаются компьютеры с новейшими разработками предприятия – чертежами и технической документацией (видимо, без этой информации раскрыть экономические преступления было невозможно).
А в местных газетах то и дело появляются сообщения о существующей на заводе «организованной преступной группировке, выводившей активы за рубеж». Последствия не заставляют себя долго ждать – часть заказов оказывается под угрозой срыва из-за отказа покупателей делать предоплату в такой «нестабильной обстановке». Выручили давние проверенные партнеры и реструктуризация долга по банковскому кредиту.
«Отметились» в СМИ и следственное управление по Воронежской области (беспрецедентный случай!), выступив со специальным заявлением «о ситуации на заводе», и прокуратура: «в 1999 году подозреваемый Чекменев создал ОПГ и разработал план по незаконному выводу имущества завода». Как сказал классик, «причудливо тасуется колода». Якобы двенадцать долгих лет завод разворовывают и разворовывают, а он все работает и работает?
Даже губернатор в газете «Коммерсантъ» на вопрос о ситуации на «Рудгормаше» сказал: «Там почти десять лет работала организованная преступная группировка». Видимо, пресс-служба воронежского губернатора слабо знакома с юридическим понятием «презумпция невиновности» (суда ведь еще не было!), иначе при согласовании публикации эту оплошность они бы устранили. Кстати, губернатор так ни разу и не посетил опальное предприятие, хотя руководство завода приглашало его неоднократно.
Напрасно, ведь на «Рудгормаше», несмотря на ведущуюся против него рейдерскую войну, полным ходом идет успешная производственная деятельность.
Заводские будни
Без преувеличения можно сказать, что сегодня вся железорудная, угольная и золотодобывающая промышленность России в большинстве своем работает на современном оборудовании, которое выпускает воронежский завод, при этом постоянно расширяется номенклатура продукции и растет рынок ее сбыта. Так, с прошлого года «Рудгормаш» работает и на нефтегазовую отрасль.
Секрет популярности рудгормашевской техники в сочетании высокой производительности и доступной цены, ведь большинство потребителей хотят получить максимальную эффективность при минимуме затрат. Немаловажным фактором является также надежность и долговечность воронежской техники. Официальный срок работы тяжелого бурового станка с маркировкой «Рудгормаш», как и у большинства мировых производителей, – 10 лет. На самом деле воронежская техника работает 30 лет и более – и остается в хорошем состоянии. Например, в Индии и Корее до сих пор работают буровые станки, произведенные на заводе еще в семидесятые годы (лет пять назад иностранцы приезжали на завод, для того чтобы заказать к ним некоторые детали-дубликаты взамен изношенных).
Здесь необходимо пояснить, что продукция воронежского предприятия используется не только на большинстве российских ГОКов (некоторые, например Михайловский, оборудованы ею на 100 процентов), но и экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Более того, на сегодняшний день «Рудгормаш» является единственным российским поставщиком горнодобывающего оборудования на мировой рынок.
В последние годы горняки начали разработку глубинных месторождений. Изменение условий потребовало нового оборудования. На «Рудгормаше» четко отреагировали на новый спрос. Конструкторы компании разрабатывают сложнейшие образцы техники, выполняя серийные и специальные заказы горнодобывающих предприятий — с учетом технологии разработки конкретного карьера. Такой подход во многом нов для отрасли, но он уже оправдал себя: завод выпустил более 30 модифицированных буровых станков, сделанных по индивидуальным проектам. Можно привести массу примеров, когда благодаря свежим техническим решениям энергоемкость добычи полезных ископаемых и выход полезного материала из тонны руды увеличивался в разы. Фактически оборудование, произведенное на «Рудгормаше», способствует тому, чтобы эффективно добывались и использовались полезные ископаемые по всей России.
Кроме того, на заводе нашли еще одну интересную форму взаимодействия с потребителями – это представительства предприятия – сервисные и сбытовые центры, расположенные максимально близко к потребителям. Благодаря созданию такой разветвленной сети все запросы клиентов рассматриваются намного быстрее и эффективнее. Такие представительства работают в Кузбассе, на Урале, в Мурманске и Красноярске, есть также центральное представительство в Москве. Вместе с тем открыты представительства и в ближнем зарубежье: одно в Узбекистане и по два на Украине и в Казахстане.
Сегодня «Рудгормаш» находится на пороге серьезных и важных преобразований.
На заводе планируют реализовать 11 очень интересных и перспективных проектов.
Прежде всего они касаются создания новой техники на базе абсолютно новых технологий. Это будет продукция, конкурентоспособная как внутри России, так и за ее пределами. Некоторые машины и вовсе будут уникальны, а экономический эффект от них для горнодобывающих предприятий возрастет кратно.
Часть из заявленных проектов уже начала воплощаться в жизнь. «Рудгормаш» приступил к программе технического перевооружения, что позволит заводу работать и развиваться еще более стремительно и эффективно.
Для убедительности немного статистики: За 2010 год воронежская промышленность выросла примерно на 20% относительно 2009 года, а на «Рудгормаше» сумели показать прирост на 190%. В этом году заводчане не снизили темпов. В результате за первые полгода 2011 года общие показатели предприятия снова выросли почти в два раза. К концу 2011 года «Рудгормаш» планирует выйти на уровень 2008 года, восстановив тем самым наивысшую производительность и наибольший объем производства товарной продукции, наблюдавшиеся в последние годы данного периода.
Годовой оборот в 2009 году (на пике кризиса) составил порядка семисот миллионов рублей, в 2010-м – более миллиарда, а плановый объем на 2011 год – уже почти два миллиарда... В 2012 году «Рудгормаш» планирует дальнейшее увеличение оборота, по предварительным подсчетам, на 25–30%.
Второй виток рейдерского присутствия
Но вернемся к хронике печальных событий. В августе 2008 года Следственный комитет при МВД России внезапно вспоминает о том, что гдето в Воронеже есть некий завод «Рудгормаш», изымает дело и передает его для расследования сначала в СЧ при ГУ МВД России. В марте 2009 года дело перекочевывает в СК при прокуратуре РФ по Воронежской области. Основания для таких решений не освещаются – якобы есть некий депутатский запрос некоего депутата Государственной думы.
В декабре 2008 года сажают, а в июне 2009-го выпускают под залог генерального директора ООО «УГМКРудгормаш» Вячеслава Енина. В июле 2009 года накладывают арест на недвижимое имущество завода. В декабре 2009-го сажают, а в апреле 2010 года выпускают под залог президента ЗАО «УГМК-Рудгормаш» Анатолия Чекменева.
Аресты руководителей и арест имущества предприятия, заложенного в банке, – в этой истории это не столько необходимые следственные действия, сколько акции устрашения и давления. И если для ареста президента компании «УГМК – Рудгормаш» следствие нашло хоть какое-то логическое объяснение – у него есть загранпаспорт с открытой визой (только почему так необходимо человека именно арестовывать, ведь гораздо проще изъять у него загранпаспорт?), то для ареста имущества завода объяснение «чтобы не разворовали» звучало как минимум странно. Каким образом можно продать имущество, уже находящееся в залоговом списке банка, кредитующего завод? Безусловно, никаким. И, что более существенно в данном случае, пререкредитоваться тоже невозможно: завод фактически лишили залоговой массы. А ведь именно в это время руководство предприятия вело переговоры с банком об отсрочке платежа по ранее взятому кредиту. Комментарии, как говорится, излишни…
В начале прошлой осени у заводчан появляется надежда, что справедливость восторжествует и завод оставят в покое: в сентябре 2010-го суды первой и второй инстанции приняли решение о том, что постановление врио начальника СК МВД России от 27.08.2010 г. «об отмене постановления о прекращении уголовного дела и его возобновлении» признано незаконным и необоснованным.
Но уже 17 ноября того же 2010-го президиум Воронежского областного суда удовлетворил представление прокуратуры и отменил постановление Ленинского суда Воронежа, а также определение кассационной инстанции о незаконности и необоснованности возобновления следствия по уголовному делу в отношении руководства «Рудгормаша», дело направили на новое судебное рассмотрение – начался очередной виток рейдерского присутствия.
В конце 2010 года отчаявшиеся рабочие «Рудгормаша» выходят на митинг и пишут письма губернатору Воронежской области и президенту РФ, просят только об одном: прекратить давление на завод и дать возможность людям работать. Поначалу заводчанам казалось, что их услышали – СК РФ забрал уголовное дело на изучение. Рудгормашевцы были полны оптимизма: дело забрали в Москву, чтобы исключить возможность срабатывания коррупционной схемы в правоохранительных органах Воронежской области, новый Следственный комитет, подотчетный непосредственно президенту РФ, проведет по-настоящему объективное расследование…
Но весной 2011 года дело вновь возвращается в Воронеж, и уже этим летом Воронежское управление СК РФ заканчивает расследование и предъявляет обвинение Чекменеву и Енину сразу по трем статьям УК РФ: мошенничество, преднамеренное банкротство и легализация преступных доходов. Показательно, что в 70 томах дела только косвенные доказательства, тогда как при задержании двух «правоохранителей», некогда проводивших обыски на «Рудгормаше» (их взяли с поличным при получении взятки в 50 тысяч евро от подозреваемого по другому уголовному делу), доказательства были прямыми.
Вместо послесловия
В одном из интервью, данном вскоре после выхода из СИЗО, президент ЗАО «УГМК-Рудгормаш», доктор технических наук, действительный член Академии горных наук, член Высшего горного совета России, лауреат «Золотого Фонда» Воронежской области Анатолий Чекменев, отвечая на вопросы о ситуации на заводе, сказал: «Уже который год идет дискредитация предприятия, фактически его уничтожение. Когда нам помогали, мы работали, когда нам перестали помогать, мы тоже работали. Когда нам стали мешать, мы опять работаем. Я понимаю, что кого-то это сильно злит. Воспринимаю это как войну против предприятия, против экономики Воронежской области, экономики России. Когда мы работали в полную силу, было больше возможностей для выплаты налогов, зарплат. Но даже в условиях этой войны мы рассчитались полностью с долгами по заработной плате. Мы пошли в свое время на эти долги осознанно. В начале 2009 года (разгар кризиса) завод стоял, а 51 миллион зарплаты мы начислили. Надо было завод остановить, людей распустить, тогда бы все было экономически обоснованно, не было бы долгов. Но у людей не было бы средств к существованию. А тут, хоть и с опозданием, но мы все выплатили…» В какую разумную голову может прийти мысль, что человек, так говорящий о заводе, о людях, на нем работающих, сам проработавший на этом предприятии более тридцати лет (начинал учеником токаря, работал наладчиком станков, старшим инженером и начальником отдела), может «преднамеренно банкротить» родной завод с целью наживы?
Сегодня «Рудгормаш», пожалуй, единственное крупное машиностроительное предприятие в Воронежской области, которое не только нормально работает, но и обеспечено заказами на месяцы вперед. Остальные предприятия такого масштаба пребывают на грани выживания, то есть потенциально являются «лакомыми кусками» для новых «акционеров с недобрыми помыслами». Именно поэтому и воспринимается воронежцами все, что происходит на заводе и с заводом, близко к сердцу.
Ведь если «Рудгормаш» выстоит, то и у других предприятий Воронежа появится шанс не быть раздавленными в результате рейдерских наездов. В противном случае приговор суда может прозвучать для рейдеров как «Кушать подано». И тогда уже, наверное, мало кто вспомнит, что старинный город Воронеж некогда был крупным промышленным центром и носил неофициальное, но гордое звание столицы Черноземья…
Мрачноватый финал получается. Но, может, не все так беспросветно? Четыреста лет назад Воронеж был заложен как сторожевая крепость, защищающая Русь от набегов кочевников. И с миссией своей город всегда справлялся изрядно. Будем надеяться, что и ныне выстоит сей славный град… А в карьерах и забоях нашей необъятной родины и далеко за ее пределами будет по-прежнему работать новая техника с маркировкой «Рудгормаш».
Путин против рейдерства
На заседаниях правительства Владимир Путин неоднократно поднимал вопрос о рейдерстве в России. И давал распоряжение проверить работу самих проверяющих органов. Это связано с тем, что органы государственной власти все чаще становятся инструментом в руках рейдеров.
Путин даже потребовал, чтобы в повестку был включен отчет генпрокурора Юрия Чайки о проверке «ведомств, которые у нас занимаются контрольно-надзорными функциями и имеют право выдавать различного рода разрешительные документы».
Премьер-министр выдвигал обвинения проверяющим органам в том, что «контрольные и надзорные мероприятия превратились в достаточно прибыльный бизнес, в котором участвуют приближенные, так называемые «свои» фирмы и организации», а «делегирование госфункций по оказанию платных услуг разного рода подведомственным организациям» превратилось в «порочную систему».
Справка
УГМК «Рудгормаш» – крупнейшее российское предприятие, работающее в машиностроительной отрасли. Специализируется на производстве бурового, горнообогатительного, транспортного оборудования и оборудования для нефтегазовой сферы.
Завод имеет собственные лаборатории и конструкторские бюро, регулярно получает престижные награды на международных выставках и форумах. Машины, произведенные «Рудгормашем», работают во многих странах мира. Основные поставки ведутся в Индию, Вьетнам, Украину. Годовой оборот около 2 миллиардов рублей. Численность работающих на предприятии немногим менее 2 тысяч человек.
Анатолий Николаевич Чекменев – президент компании «УГМКРудгормаш», профессор, доктор технических наук, действительный член Академии горных наук, Член Высшего Горного Совета России (заместитель председателя, руководит секцией по горному машиностроению), дважды удостоен звания «Лучший менеджер России», лауреат «Золотого Фонда» Воронежской области, депутат областной Думы 3 и 4 созывов (курировал комитет по промышленности), председатель Совета промышленников Воронежской области (с 1997 по 2009 гг.), доверенное лицо В.В.Путина на президентских выборах президента в 2000 году.