Воронеж. 06.12.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив – На одном из последних заседаний Воронежской областной Думы в числе прочих рассматривался вопрос об отмене отдельных законов, предусматривающих предоставление налоговых льгот предприятиям. Для воронежского стеклотарного завода – филиала ООО «РАСКО» такой закон тоже отменили. За разъяснением ситуации мы обратились к исполнительному директору предприятия Виктору Селютину.
- Вы теперь без льгот работаете?
- Ничего подобного. Просто у предыдущего инвестсоглашения с областным правительством на этот счет истек срок, и мы подписали новое.
- Оно чем-то отличается от предыдущего?
- По сути взаимодействия с областными властями оно такое же. Отличия чисто технические. В чем тут заинтересованность облправительства? В увеличении налогооблагаемой базы, прежде всего. Кроме того, поддерживая нас, создавая комфортные условия в части налогов, власти дают нам возможность выжить на этом рынке, а высвободившиеся средства направлять на расширение и модернизацию производства.
У нас есть действующее соглашение, подписанное в 2007 году на пять лет, оно истекает в следующем году. Но, возможно, оно будет пролонгировано, поскольку в 2008 году были форс-мажорные обстоятельства, связанные с экономическим кризисом. Бизнес-план, сформированный в 2007 году, базировался на балансе валюты евро, а в 2008 году – помните? - евро здорово скаканул, практически на 25%. Поэтому параметры бизнес-плана, касающиеся вопросов самоокупаемости и всего остального, поменялись. И поменялись условия соглашения. Но они поменялись не по нашей вине.
Принятое облдумой решение об отмене закона не касалось данного инвестиционного соглашения. Мы взаимодействуем с облправительством в прежнем рабочем режиме.
- А новое соглашение по размеру налоговых льгот отличается от предыдущего?
- Нет, федеральный закон разрешает субъекту Федерации пересматривать только ту часть налогов, которые находятся в ведении субъекта, – это налог на прибыль и налог на имущество. Но этого достаточно для нас. Когда-то мы были первооткрывателями такого взаимодействия собственника и администрации. Это было много лет назад, теперь это вошло в традицию. Такая практика применима не только к нам, а к большой группе промышленников, предприятий, которые вошли в программу социально-экономического развития области, утвержденную в прошлом году. Войти в эту программу, к слову, не так просто. Проекту нужно пройти экспертизу – тогда уже делаются выводы, войдет это предприятие в программу или нет.
Да, по поводу предоставления налоговых льгот – целесообразно их предоставлять или нет – существуют разные точки зрения. Но если мы вникнем в ситуацию, то поймем, что на самом деле это не льготы. Это механизм генерации налогооблагаемой базы. Нужно дать возможность вложить средства в капитализацию, основные фонды. Высвобождаемые деньги целиком направляются на развитие производства. И только.
- В данный момент у воронежского «РАСКО» каков годовой оборот? Насколько вы выросли за последний год?
- Оборот – 1,4 млрд рублей. Если говорить про рост, исходить из оборота не совсем правильно. Есть вопросы инфляционного характера, есть вопросы, связанные с изменением характера производства. Есть другой показатель - производительность труда. Именно он характеризует эффективность вложений, эффективность бизнеса, эффективность конкурентоспособности.
После завершения последнего этапа нашего крупного проекта - а он закончился в апреле 2011 года - наша производительность в натуральном выражении возросла на 18-20% только за этот период. Я не беру во внимание предыдущие два года, потому что мы не только нарастили производительность труда. Необходимо сказать, что мы получили новую технологию. И суть самого проекта по реконструкции 2007-2008 годов как раз заключался во внедрении новой, современной технологии – прессо-надувной. Это позволило нам, прежде всего, остаться на рынке. Технология не такая капиталоемкая, менее энергоемкая и менее материалоемкая. То есть мы сократили материальные затраты, сократили энергетические затраты, увеличили выпуск продукции. И это позволило нам остаться в 2010-2011 годах на рынке.
- А что сейчас представляет собой рынок?
- Это очень жесткий рынок. Понимаете, мы фактически давно живем в условиях ВТО, о которой сегодня так много говорят. Энергетика сегодня реализуется на рыночных условиях. Труд – только на рыночных условиях. Сырье – только на рыночных условиях. Так о чем тогда речь?
- Об открытии границ…
- Когда я говорю «условия ВТО», я имею в виду абсолютное отсутствие регулирования. То есть полностью рыночные условия. Особенно если учесть, что в России созданы значительные возможности по производству стеклотары, в некотором смысле даже превосходящие потребности. То есть мы имеем жесткую конкуренцию между собой. И второй момент – это требования по качеству. Потребителями нашей продукции являются исключительно мировые бренды со своими требованиями стандартов по качеству. Это такие компании, как «Сабмиллер», «Инбёв», «Карлсберг».
- В таком случае вы должны чувствовать себя на рынке отлично, если у вас такие клиенты. Вы обеспечены заказами…
- Вот за заказы и идет борьба – кто даст более дешевую бутылку в условиях избытка мощностей при существующем качестве.
- Есть же соотношение цены и качества…
- Об этом и речь. Сегодня планка по качеству определяется мировыми брендами, мировым уровнем, а уровень цены определяется технологическими возможностями. Это стандартная мировая практика. В условиях жесткой конкуренции мы вынуждены и должны совершенствовать технологию и снижать затраты. Это принцип ВТО.
- Есть ли еще резервы для снижения затрат?
- Это вопрос, не имеющий ответа. Сказать, почему? Каждый день появляется новые требования, новые условия. Менеджмент должен всегда работать на перспективу, быть озабоченным, где найти резервы, которые еще вчера не нашел. Наверное, резервы есть всегда. И мы будем двигаться в этом направлении.
- По поводу использования оборотной тары, закон о запрете которой вступает вот-вот в силу… Вам он на руку ведь?
- Новым техническим регламентом, который вступит в силу в следующем году, запрещено использовать для пищевой продукции оборотную тару. И если мы говорим о нашем стремлении к цивилизации, если мы стремимся к более безопасным продуктам, то уже и в России (не говоря о Европе и мире) существует понимание, что есть такая вещь, как пищевая безопасность. Есть стандарты пищевой безопасности. И суть этих стандартов и законов заключается в том, чтобы создать такую систему, чтобы не было возможности какого-то отравления или болезни в результате использования пищевых продуктов, а к ним относятся и напитки. Самым главным элементом сохранения качества продукта является тара. И к любой таре, к любой упаковке должны применяться подходы пищевой безопасности.
С точки зрения оборотной бутылки, ее использование в пищевом производстве – опасность испортить здоровье. Тару невозможно отмыть и соответствующим образом обработать. А в конечном итоге это иногда и в экономическом плане затратно, нецелесообразно. Всегда есть риск подойти к этому моменту легкомысленно. На предприятиях с низким уровнем производства это возможно. Но стандарты пищевой безопасности подразумевают стопроцентную гарантию, что продукт защищен от бактериологической, химической, физической опасности.
- Вы ожидаете роста заказов в связи с принятием этого технического регламента? И насколько?
- Мне трудно прогнозировать. Но ожидается, что потребность в новой таре должна возрасти. Впрочем, стекольных заводов в России достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В решении вопроса использования оборотной тары есть заблуждения экологического характера - дескать, если ее не использовать, то она загрязняет природу. Это не так. Сегодня наш завод может перерабатывать до 5 тыс. тонн в месяц возвратной бутылки в качестве сырья для собственного производства. И мы финансируем эту программу. Покупаем во всех регионах стеклобой, использованную бутылку и перерабатываем.
- А технический регламент будет это позволять?
- А оно и сейчас не возбраняется. Создана система сбора и утилизации вторичной бутылки. А мы все переработаем.
- При существующем избытке мощностей насколько сейчас загружено воронежское «РАСКО»?
- На 100%.
ОАО «РАСКО» является одним из пяти крупнейших производителей стеклянной тары для пивоваренной и ликероводочной продукции в России. Компания владеет двумя заводами в Воронеже и Владимире. Предприятие ООО «РАСКО» создано в июле 1998 года на базе Анопинского стекольного завода совместно с американскими партнерами. Специализируется на производстве стеклотары. С 2001 года работает филиал ООО «РАСКО» в Воронеже, который обслуживает южное направление России, Украину и Казахстан. Годовой оборот воронежского подразделения составляет 1,4млрд рублей. Объем производства – 130 тыс. тонн.