Фонд банка станет совладельцем сетей «Росинка» и «Сберегайка»
Как выяснил «Ъ», фонд Volga River Growth, основным инвестором которого является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), профинансирует покупку липецкой продуктовой сетью «Росинка» орловских магазинов «Сберегайка» и станет совладельцем объединенной компании. Через несколько лет фонд надеется перепродать долю с доходностью от 25% годовых.
Мезонинный фонд Volga River Growth предоставил $30 млн липецкой продуктовой сети «Росинка» (63 магазина) на приобретение 100% орловской сети «Сберегайка» (60 точек), рассказал «Ъ» управляющий партнер компании New Russia Growth, эксклюзивного консультанта фонда, Егор Клименко. Сделка была подписана вчера, уточнил он.
В результате сделки объединенная компания будет управлять 123 магазинами в Липецкой, Воронежской, Орловской, Курской и Тамбовской областях. Общая площадь всех магазинов составит 36,5 тыс. кв. м. Выручка в 2011 году превысит 5 млрд руб. «Сберегайка» была оценена в $46 млн, то есть в 7 EBITDA 2011 года.
Получить комментарий в ЗАО «Паллада Торг», управляющем «Сберегайкой», вчера не удалось. Глава совета директоров группы «Росинка» Игорь Тиньков подтвердил, что все «Сберегайки» будут ребрендированы в «Росинки», юрлицом объединенной сети станет ООО «Регионпродукт», а фонд получит в этом бизнесе 25%. На вопрос о том, приобреталась ли «Сберегайка» у структур, близких к Николаю Чеплову, который считался одним из ее основных владельцев, господин Тиньков ответил лишь, что «переговоры велись с другими людьми».
Он добавил, что помимо фонда в финансировании сделки участвовал один из партнеров «Росинки» — Липецккомбанк, входящий в банковскую группу «Зенит», совладельцем которой является Владимир Лисин. Связаться с представителем «Зенита» вчера не удалось.
Мезонинный фонд Volga River Growth с целевым капиталом $250 млн специализируется на финансировании консолидационных сделок в различных отраслях. Обычный размер сделок фонда составляет $30-40 млн, средства предоставляются на 4-5 лет. Основным инвестором фонда является ЕБРР. У этого банка уже есть активы в продуктовом ритейле: в 2006 году он приобрел примерно 11% петербургской сети «Лента», а в 2011-м увеличил свою долю приблизительно до 20%.
101,6 миллиарда долларов составила стоимость объявленных в 2010 году M&A-сделок на мировом рынке потребительских товаров, это в 2,2 раза больше, чем в 2009-м, подсчитала Ernst & Young
Суть предоставленного «Росинке» финансирования заключается в том, что сеть получает на баланс долг, который начнет выплачивать только через 4-5 лет, под минимальный процент, объясняет господин Клименко. При этом Volga River Growth входит в капитал сети и рассчитывает на дополнительную доходность, продолжает он.
Управляющий директор Svarog Capital (бывшая «Ренова Капитал») Олег Царьков отмечает, что мезонинные фонды при подобных сделках обычно рассчитывают на доходность 20% годовых. Господин Клименко говорит, что они рассчитывают на доходность от 25%. Но продать долю в «Регионпродукте» будет непросто, считает господин Царьков, на региональные продуктовые сети существует немного претендентов. «Есть риск вообще не заработать на проекте — федеральные ритейлеры, покупая такие сети, смотрят главным образом не на их эффективность, а на местоположение магазинов, оценивают арендные договоры»,— рассказывает господин Царьков.
Тем не менее инвестфонды часто вкладывают средства в региональный ритейл. Например, Russian Retail Growth Fund (RRGF), инвесторами которого являются Виктор Вексельберг и Александр Мамут, владеет примерно 23% новосибирской сети «Холидей Классик» и блокпакетом российского лицензиата голландской сети супермаркетов Spar. В 2007 году CentreInvest Capital Partners Глеба Фетисова купила 85% белгородской сети «Меридиан». В 2007 году фонды Baring Vostok Capital Partners и Eagle Venture Partners консолидировали более 70% челябинской сети «Незабудка». Через год после сделки фонды захотели продать сеть, но не успели: в 2008-м она обанкротилась.
В этом году слияний в продовольственном ритейле было немного. «Магнит» купил сеть «Пятачок» (14 магазинов в Тамбовской области). Х5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и др.) приобрела «Народный» (24 магазина в Набережных Челнах), получила разрешение Федеральной антимонопольной службы на покупку кировских сетей «Экономная семья» и «Мир продуктов» (23 магазина).
Кристина Бусько, Ксения Шамакина; Евгений Тимошинов, Воронеж
Коммерсантъ, №230, 08.12.2011.