Воронеж. 08.12.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив – Счетная палата России в своем последнем отчете отметила, что самая высокая экономическая эффективность среди федеральных экономзон - у промышленных ОЭЗ. На территории ОЭЗ ППТ «Липецк» сейчас зарегистрировано 18 резидентов, работают шесть заводов, восемь строятся, еще четыре - в стадии проектирования. Гендиректор ОЭЗ «Липецк» Владимир Лаврентьев отмечает, что количество потенциальных резидентов, желающих разместить здесь свои производства, постоянно растет и самой экономзоне уже тесно на территории в 1 тыс. га. Поэтому сейчас ОЭЗ готовится к расширению вдвое. Ну а пока этот проект в стадии разработки, Владимир Лаврентьев рассказал «Абирегу» о том, как чувствует себя итальянский и японский бизнес в Липецке и каких еще западных работодателей экономзона готова предложить жителям в ближайшее время.
- Владимир Васильевич, каковы предварительные итоги развития экономзоны в 2011 году по объему привлеченных инвестиций, количеству пришедших инвесторов? Какие работы были сделаны в плане оснащения зоны инфраструктурными объектами?
- В этом году резидентами экономзоны стали пока только две компании – «Аграрметаллоконструкции» и «Росмедтехнолоджи -Липецк» с совокупным объемом инвестиций более 2,3 млрд рублей. Однако 14 декабря состоится региональный наблюдательный совет, по итогам которого еще шесть инвесторов могут получить статус резидентов. Если их проекты будут одобрены, то объем дополнительных инвестиций в 2011 году составит около 15 млрд рублей. Среди претендентов - ООО «Технологии карбида кремния», аффилированное с другим резидентом экономзоны – российской компанией «АВТ». Проект, кстати, поддерживается госкорпорацией Роснано. Объем инвестиций составит ориентировочно 2 млрд рублей. Там же будет рассмотрена заявка немецкой компании Lanxess - одного из крупнейших в мире производителей химической продукции - на 218 млн рублей. О каких-то других подробностях проектов можно будет говорить уже после наблюдательного совета. Что касается инфраструктуры, то на сегодняшний день построены все инженерные сети и коммуникации. В целом в этом году мы потратили на строительство объектов инфраструктуры около 2,5 млрд рублей.
- Счетная палата России, кстати, в последнем отчете укорила вас тем, что в течение пяти лет экономзона ни разу не выполнился план по расходованию госсредств на инфраструктуру на 100%. Чем это объясняется?
- Было такое замечание со стороны Счетной палаты, но, на мой взгляд, этому надо только радоваться – деньги потрачены не все, а инфраструктура построена. В действительности же мы просто потеряли некоторый промежуток времени в процессе реорганизации Федерального агентства по управлению ОЭЗ и передаче полномочий управляющей компании ОАО «ОЭЗ». Поэтому были вынуждены в 2009-м - начале 2010 года «догонять» строительство предприятий нашими резидентами путем ускоренного возведения сетей и коммуникаций. Однако мы все успели, и эта потеря времени никак не сказалась на планах наших инвесторов.
- А когда планируется приступить к строительству той части автомагистрали «Восточный обход промзоны Липецка», который пройдет по вашей территории?
- Федеральный бюджет на эти цели выделил 450 млн рублей, сейчас ждем выделения региональных средств, и можно будет объявлять конкурс. Планируем провести его в начале следующего года и уже к середине 2013 года завершить строительство дороги до развязки Липецк - Грязи. С увеличением пуска заводов растет количество большегрузного транспорта, поэтому «полезная площадь» автодороги уменьшается, а мы заинтересованы в том, чтобы грузы уходили быстрее. Изначально, когда проект ОЭЗ «Липецк» только рассматривался, в 2006 году, подразумевалось и строительство восточного обхода, и создание международного аэропорта. Однако наши планы тогда притормозил кризис. Сейчас проекты реанимируются: статус международного липецкий аэропорт получил, дороги строятся. Надеемся, что все эти объекты будут введены в 2012-м – середине 2013 года. Также ведем переговоры о возможности пуска скорого поезда до Москвы: станция Грязи - станция Павелецкая. Ко всему прочему принято решение о строительстве на границе ОЭЗ железнодорожной платформы, откуда будут ходить электрички до Воронежа, Ельца, Тамбова. Это должно привлечь дополнительную рабочую силу из ближайших регионов. Пока этот проект находится только в стадии разработки, и о сроках строительства говорить пока рано.
- А сколько сейчас человек работает на территории ОЭЗ и как инвесторы набирают кадры?
- В целом на территории липецкой экономзоны работают 1,65 тыс. человек. Это в основном жители нашего региона. Обговаривая с резидентами условия подбора кадров, мы договорились, что уровень средней зарплаты на территории ОЭЗ минимум на 10% должен превышать этот показатель по области. Что касается подхода по подбору кадров, то он у иностранных компаний значительно отличается от российских. В итальянских, бельгийских и японских компаниях генеральный директор никогда не отвечает за подбор кадров, для этого есть заместитель по персоналу. А на наших предприятиях до сих пор сохраняется такой подход. В любом случае, все предприятия, которые строятся на территории ОЭЗ, набирая новый персонал, обучают его на аналогичных своих предприятиях. Например, «Бекарт» направлял 30% от нового состава рабочих в Бельгию, где персонал проходил практику. Тот же подход и на итальянских предприятиях.
- А насколько эффективно работают действующие предприятия и каковы перспективы их развития?
- В настоящее время на территории экономзоны работают шесть предприятий: итальянские ALU-PRO (занимается производством алюминиевых профилей для стеклопакетов), Fenzi (выпускает уплотнители для стекольной продукции), две очереди завода «Сэст-Лювэ» (производит испарители и конденсаторы для охлаждаемых прилавков), а также российские «ЧСЗ-Липецк» (производит облегченную стеклянную тару для пищевой и медицинской промышленности), «Гражданские припасы» (налажен выпуск металлопластиковых гильз) и бельгийское «Бекарт Липецк», которое ввело в эксплуатацию две очереди завода по производству металлокорда и бортовой проволоки. Большинство из уже работающих предприятий рассчитывают увеличить свои мощности. Так, например, «Бекарт Липецк» планирует запуск третьей очереди уже в следующем году. ALU-PRO и Fenzi готовятся приступить к строительству вторых очередей своих заводов. Японская Yokohama, которая в первом квартале 2012 года готовится запустить производство автомобильных шин на территории экономзоны, уже сейчас говорит о том, что впоследствии хочет увеличить производственные мощности до 5 млн шин в год. Ряд иных работающих предприятий также готовы расширить свои мощности, однако их предложения мы пока только рассматриваем.
- А что сейчас с проектом «Белон-Метакон»? Активно обсуждалась информация о поисках нового инвестора и продаже завода…
- Верно. Объект недвижимости, который представлен компанией «Белон-Метакон», есть на территории ОЭЗ. Завод уже достроен. Инвестор изначально рассчитывал начать здесь производство металлоконструкций и сэндвич-панелей. Однако после смены собственника в головной конторе актив был признан непрофильным, и его выставили на продажу. Сегодня к этому заводу присматривается не один десяток инвесторов, и переговоры ведутся постоянно. Вероятнее всего, при покупке предприятия новым инвестором его профиль изменится. При этом установить новое оборудование в уже готовых помещениях особого труда не составит, поэтому в ближайшее время можно рассчитывать на запуск предприятия.
- В 2008 году был конфликт между первым инвестором ОЭЗ - «ЧСЗ-Липецк»- с местными жителями поселка Мытарский, которые протестовали против строительства стекольного завода. Как сейчас развивается ситуация?
- Действительно, тогда жители жаловались на ухудшении экологической обстановки в районе ОЭЗ из-за работы стекольного завода. Конфликт в настоящее время исчерпан. Могу сказать, что я благодарен этим жителям за то, что они сделали. После разрешения конфликта все государственные чиновники, которые дают разрешение на строительство таких объектов, стали крайне внимательно относиться к вопросам экологии. Сегодня все предприятия, которые строятся на территории нашей экономзоны, прошли все надлежащие экспертизы и до минимума свели выбросы вредных веществ в атмосферу.
- Ключевыми партнерами ОЭЗ являются итальянцы. Планируется ли и в дальнейшем развивать сотрудничество с представителями этого государства?
- Да, итальянцы являются основными резидентами по количеству – их четыре, - но, заметьте, не по объему вложений. Мы им благодарны, потому что они пришли к нам одними из первых иностранных резидентов. В Италии широко представлен малый и средний бизнес, а вот крупного немного. Эта же тенденция прослеживается и среди итальянских компаний на территории экономзоны. Но я считаю, что нынешнего количества итальянских резидентов недостаточно, их должно быть больше. Сегодня мы ведем переговоры со многими представителями итальянского бизнеса, в том числе и крупного, тем более, что определенный территориальный задел для них у нас есть. И впоследствии возможно создание целого кластера на базе итальянских заводов. Это позволит нескольким взаимосвязанным предприятиям выиграть, например, в распределении затрат на поддержание и развитие общих ресурсов, а также в административных расходах.
- Однако итальянский кластер будет на территории ОЭЗ не единственным…
- Именно так. Одним из первых предприятий, которое также пыталось создать кластер на нашей территории, было ООО «Солинком». Однако сегодня компания из-за кризиса немного затянула с реализацией своего проекта (производство слитков и пластин мультикристаллического кремния для солнечной энергетики. – ред.). А вот другой инвестор – АВТ, который будет производить проволоку для резки этих самых пластин мультикристаллического кремния, - свое предприятие уже достраивает. При этом резидент уверен, что даже при пуске своего завода раньше «Солинкома» товарную продукцию они для себя всегда найдут. Поэтому АВТ пошла в своих планах еще дальше – с проектом ООО «Технологии карбида кремния», продукт которого будет использоваться уже в деятельности самого АВТ. То есть они своим вторым проектом будут формировать кластер производства солнечных батарей. Такими темпами, я уверен, что весь этот участок нашей экономзоны в 1,024 тыс. га будет освоен максимум в 2016 году.
– Насколько привлекательной, на ваш взгляд, может оказаться ОЭЗ «Липецк» для представителей автомобильной промышленности?
– С точки зрения ресурсов и условий, ОЭЗ «Липецк» – это идеальная площадка как для развития автосборочных предприятий, так и для производства автокомпонентов. Данная территория располагает всем необходимым для таких компаний – как с точки зрения инфраструктуры, так и месторасположения. Мы убеждены, что по результатам изучения и анализа имеющихся факторов, конкурентоспособность нашей площадки должна стать очевидной для ведущих автопроизводителей, которые пока только присматриваются к ней.
- Вы неоднократно говорили о планах по расширению ОЭЗ «Липецк» вдвое. В какой стадии находится этот проект? Когда планируется окончательно решить вопрос и начать уже строительство инфраструктурных объектов?
- Учитывая активность компаний, которые хотят стать резидентами нашей ОЭЗ, мы понимаем, что 1,024 тыс. га для нашей территории сегодня уже мало. И мы действительно задумываемся о расширении экономзоны вдвое. В то же время своим последним постановлением президент России Дмитрий Медведев установил максимальную площадь федеральной ОЭЗ в 4 тыс. га, то есть мы сегодня имеем перспективы расширения нашей экономзоны уже в четыре раза. Однако этот процесс технологически очень сложный и длительный, поэтому пока в планах - расширение до 2 тыс. га. В настоящее время определяемся с участками, которые войдут в состав ОЭЗ. Если не возникнет сложностей с прохождением всех технологических процедур, то в 2013 году можно будет начать строительство инфраструктурных объектов.
- Каковы планы по развитию ОЭЗ «Липецк» на 2012 год по объему привлеченных инвестиций, инвесторов, инфраструктуре?
- Я думаю, что в 2012 году объем привлеченных инвестиций будет не ниже нынешнего года и составит 15-20 млн рублей. Что касается количества инвесторов, о них говорить сложно. При составлении планов на 2012 год мы включаем туда растраты и на освоение нового земельного участка, а также ориентируемся на него при распределении земли под новые инвестпроекты. Но его освоение будет возможно только в том случае, если Минэкономразвития наши планы одобрит.
ОЭЗ федерального уровня ППТ «Липецк» создана в 2005 году. Ее территория составляет сегодня 1,024 тыс. га. Резидентам экономзоны оказывается господдержка в виде создания инженерной и транспортной инфраструктуры за счет бюджета, пониженные налоговые ставки, ставки арендной платы, режим свободной таможенной зоны, снижение административных барьеров. На территории ОЭЗ работают шесть компаний: «Бекарт-Липецк», «ЧСЗ-Липецк», «Сэст-Лювэ», ALU-PRO, Fenzi, «Гражданские припасы». В целом статус резидентов носят 18 компаний. Это, помимо перечисленных, Yokohama, «Рационал», «Мондиаль Груп», «Белон-Метакон», «ЛЗСК Оконные системы», «Российский центр нанотехнологий», ЛКТМ, «Солинком», «Энерготехнологии Липецка», АВТ, Липецкий офсетный комбинат, «Росмедтехнолоджи-Липецк».