25 ноября 2024, 12:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Опыт Тамбовской области: выкуп в областную собственность - спасательный круг для банкротов

15.12.2011 18:36
Автор:
Воронеж. 14.12.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Глобальный экономический кризис не обошел стороной и Тамбовскую область. Хотя благодаря диверсифицированности экономики больших потерь удалось избежать. Резкое сокращение объемов производства, произошедшее в 2009 году, было восстановлено уже к середине того же года.

Воронеж. 14.12.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Глобальный экономический кризис не обошел стороной и Тамбовскую область. Хотя благодаря диверсифицированности экономики больших потерь удалось избежать. Резкое сокращение объемов производства, произошедшее в 2009 году, было восстановлено уже к середине того же года. «Все это говорит о том, что экономика Тамбовской области жива, она развивается, и меры, которые были приняты для преодоления последствий кризиса, - правильные», - подчеркнул тогда губернатор Тамбовской области Олег Бетин.

Тем не менее несколько предприятий региона, среди которых были так называемые градообразующие и системообразующие, не смогли устоять в бурных волнах кризиса и оказались на грани банкротства. По законам жанра, да и по всем другим экономическим и юридическим нормам, они должны были пойти ко дну. Их ждала распродажа имущества и небытие. Но администрация Тамбовской области решила иначе и, приняв на себя несвойственные власти функции, взяла эти предприятия на буксир, а точнее, выкупила их в областную собственность, то есть ввела там прямое управление.

Спасательные круги были брошены Мичуринскому локомотиворемонтному заводу «Милорем», предприятиям «Моршанская мануфактура» и «Моршанскхиммаш», Котовскому лакокрасочному заводу. Производственная деятельность этих предприятий в то время была практически на нуле, росли долги, в том числе и по зарплате.

В первую очередь нельзя было допустить полной остановки предприятий, резкого сокращения штатов, что в малых городах (а именно там в основном располагаются эти заводы) могло бы привести к негативным социальным последствиям.

Ох, нелегкая эта работа… тащить банкрота из долгового болота. Не дело власти заниматься бизнесом. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо было найти для предприятий-банкротов инвесторов, а лучше - эффективных собственников. Это хорошо понимал и заместитель главы администрации области Александр Алабичев, курирующий промышленность. Пришлось мобилизовать все интеллектуальные силы, пустить в ход не только деловые, но и личные связи.

По словам начальника управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области Сергея Фролова, ставка делалась на сильные профильные холдинги. С ними работали, налаживали контакты, предлагали взаимовыгодные условия, пытались заинтересовать в покупке предприятий, просчитывали потенциальные возможности.

Наилучшие результаты получены на «Милореме» и Моршанской мануфактуре. Этим предприятиям оказаны меры государственной поддержки и выделены преференции в соответствии с региональными нормативными документами.
Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» преобразован в акционерное общество. Для него был найден стратегический инвестор - ЗАО «ТрансСервисГрупп». Предприятие успешно работает. За 10 месяцев этого года произведено продукции в объеме 751 млн рублей, индекс физического объема составил 330%. Таким образом «Милорем» уже вышел на докризисные объемы производства и стабилизировал свое финансовое состояние.

Имущественные активы Моршанской мануфактуры в ходе конкурсных торгов также приобрел стратегический инвестор - ООО «Торгово-промышленная компания «Инвест-Знание». И этому предприятию предоставлена государственная поддержка - залог областного имущества в качестве обеспечения выполнения государственного контракта на поставку продукции для нужд Министерства обороны Российской Федерации. В ноябре этого года государственный контракт выполнен на 100%. В результате реализации на предприятии антикризисной программы объем производства и реализации продукции за 10 месяцев 2011 года составил 169 млн. рублей, темп роста – 110%.

По совсем другой схеме пришлось действовать на «Моршанскхиммаше». Предприятие специализировалось на изготовлении оборудования для химической, нефтехимической и газовой отраслей. Сам по себе сегмент машиностроения - непростой, испытывающий в последнее время большие трудности. Завод «Моршанскхиммаш» из всех машиностроительных предприятий региона был самым «добитым». Для вывода его из кризисного состояния (беспрецедентный случай!) областные власти выделили из бюджета 150 млн. рублей. На эти средства ТОГУП «Тамбовская управляющая компания» выкупило имущественный комплекс завода. С торгов был приобретен земельный участок под предприятием в 24,6 гектара, а также производственные здания и сооружения общей площадью более 107 тыс. кв. м. Нелегкий поиск инвестора увенчался успехом. В сентябре текущего года администрацией области принято решение о продаже предприятия машиностроительному холдингу ОАО «НОВАЭМ», который купил 100% акций с рассрочкой платежа. Договор об этом скрепили подписями губернатор Тамбовской области Олег Бетин и глава группы компаний «НОВАЭМ» Виталий Черномор. Новый собственник погасит всю сумму выкупа шестью траншами, первый из которых уже поступил. Следующий ожидается в декабре.

Холдинг разработал инвестиционную программу развития предприятия на ближайшие пять лет. Новый собственник не собирается менять профиль производства, но при этом предполагает усилить службы продаж и маркетинга вплоть до создания торгового дома в столице. «НОВАЭМ» планирует реконструировать предприятие, увеличить объемы промышленного производства до 2 млрд рублей.
Согласно комплексной программе развития, к 2017 году средняя заработная плата на заводе вырастет до 32 тыс. рублей в месяц. Сейчас она составляет 12 тыс. рублей. Но самое главное – руководство холдинга обязалось сохранить коллектив предприятия. Более того: по мере развития производства количество рабочих мест на заводе не только не уменьшится, но и увеличится - с 330 до 1100. Для Моршанска это очень хороший показатель.

В марте 2009 года практически прекратил работу Котовский лакокрасочный завод. Прежний топ-менеджмент настолько неэффективно использовал кредиты, что предприятие оказалось не в состоянии выплачивать многомиллионные долги банкам. Общая сумма кредиторской задолженности приблизилась тогда к годовому объему производства завода. В конце концов прежний собственник просто бросил завод и людей, работавших там, на произвол судьбы. На предприятии была введена процедура конкурсного производства. Завод надо было спасать. По поручению главы региона Олега Бетина для того, чтобы сохранить коллектив и само предприятие в рабочем состоянии, ОГУП «Тамбовская управляющая компания» приобрело у прежнего собственника 71% акций завода.

«Завод перестал быть конкурентоспособным. В последние три года продукция ЛКЗ практически отсутствовала на рынке товаров. Мы надеялись, что свежий глоток воздуха придет сюда со сменой собственника, но этого не произошло. Здесь нужны новые технологии и современное оборудование. Только так предприятие сможет заявить о себе на российском рынке. Но для этого потребуются значительные финансовые вложения», - так охарактеризовал основные проблемы Котовского ЛКЗ глава администрации Тамбовской области Олег Бетин. Из-за солидной задолженности перед банками поиски эффективного собственника, на которые нацелил своих подчиненных губернатор, долгое время не давали желаемого результата. Реальные перспективы возрождения появились у предприятия только недавно.

Пока рано говорить о том, что кризис на КЛКЗ миновал и предприятие вошло в безопасный фарватер. Однако верный курс уже проложен. Для завода найден потенциальный инвестор, который готов взяться за решение непростых проблем предприятия. Губернатор Олег Бетин и генеральный директор ООО «ВЭБ-Инвест» Алексей Шулепов подписали соглашение о сотрудничестве в возобновлении производства КЛКЗ и определении перспектив его дальнейшего развития. Кроме того, подписан документ о взаимодействии между конкурсным управляющим КЛКЗ и входящим инвестором. Уже удалось погасить долги по заработной плате тем сотрудникам, кто был сокращен, и тем, кто сейчас поддерживает жизнеспособность предприятия, а это 160 человек. Запущена котельная. Ведутся работы по восстановлению инженерной инфраструктуры.
«Нас радует то, что завод остался в сохраненном состоянии. Предприятие подобного масштаба с такой мощной инфраструктурой, энергетикой, железной дорогой, а также с зоной защиты от взрывоопасных веществ и всеми необходимыми лицензиями, сейчас просто невозможно построить. Мы берем во внимание и то, что у предприятия имеются квалифицированные кадры, готовые в любое время выйти на свои рабочие места», - прокомментировал Алексей Шулепов. Осталось лишь определиться с направлениями производства, не требующими затратного перепрофилирования, но способными выпускать качественную, востребованную рынком продукцию. Этим сейчас и занимается созданная по указанию губернатора рабочая группа по возобновлению производственной деятельности предприятия, в которую вошли также представители компании-инвестора.

Было среди предприятий-банкротов одно особое - Новотомниковский племенной конезавод. Его история могла закончиться в прямом смысле трагически. Три года назад за событиями на конезаводе следила вся страна. Знаменитые орловские рысаки оказались буквально под угрозой голодной смерти. Ситуация на предприятии была крайне тяжелой. Ведь законсервировать оборудование до времени, как на любом промышленном производстве, в этом случае было невозможно. Нельзя было допустить полной ликвидации предприятия и распродажи за бесценок элитных коней-производителей. Тогда губернатор Олег Бетин принял решение о приобретении Новотомниковского племенного конезавода в областную собственность. Постепенно ситуация нормализовалась. Животные стали регулярно получать корма, персонал – зарплату. А в октябре 2011 года 100% акций конезавода были проданы акционерному обществу «Пробуждение», которое принадлежит крепко стоящему на ногах ОАО «Агропром».

С экономических фронтов по-прежнему приходят тревожные сводки. Волны кризиса идут одна за другой. Как знать, возможно, девятый вал еще впереди. Но тамбовские власти уже на практике доказали, что в бушующем экономическом море главное - проложить правильный маршрут и что спасение утопающих - не всегда дело рук только самих утопающих.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0