Воронеж. 13.01.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Аграрная наука России разработала достаточно большое число инноваций, реализация которых позволила бы поднять национальное сельское хозяйство на качественно новый уровень. Однако реализовать этот потенциал без надлежащих инфраструктурных и инвестиционных условий невозможно. О перспективах инновационного развития аграрного комплекса России рассуждает президент Фонда «Отечественные инновации» Алексей Бажанов.
Давно ли вы задумывались о дефиците продуктов? Полагаю, что нет: почти два десятка лет страна не испытывает трудностей с едой. Особо радует то, что на полках в достатке отечественной продукции, благо ситуация с сельхозпродукцией в последние годы (даже несмотря на засуху прошлых лет) складывается довольно удачно. Вот и в этом году, по данным Минсельхоза России, прирост валовой продукции прогнозируется на уровне 14%. Более того, уже сегодня известно, что в уходящем году был собран рекордный урожай зерна, сахарной свеклы и подсолнечника. Вот только справиться с этим рекордом аграриям оказалось не под силу: даже все производственные мощности, вместе взятые, не в состоянии переработать такие объемы. Имеющийся технологический потенциал исчерпан. Самое время в очередной раз вспомнить о повышении эффективности сельхозпроизводства. Тем более что Россия подписала протокол о вступлении в ВТО. Для того чтобы соответствовать, нам необходимо совершить технологический прорыв. Наша страна обладает мощнейшим потенциалом развития АПК, для реализации которого необходимы крупные инвестиции в структурно-технологическую модернизацию отрасли, обновление основных производственных фондов и внедрение наукоемких технологий, обеспечивающих высокий уровень производимой продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках.
На основе успехов
С началом реализации госпрограммы развития сельского хозяйства в отрасли произошли серьезные изменения. Россия стала нетто-экспортером зерна, серьезных успехов удалось достичь в животноводстве, ведется активное строительство и модернизация сельскохозяйственных комплексов. Реализуются региональные программы по отдельным сферам производства и социальной жизни села. И все это благодаря поддержке государства, для которого развитие АПК является жизненной необходимостью. А что же частные инвесторы?
К сожалению, до сих пор аграрная экономическая политика в России поставлена в тотальную зависимость от господдержки — в этом году ее объем составил 168 млрд рублей, из которых львиная доля приходится на работу по наращиванию производства. Безусловно, поддержка приносит свои плоды: в ближайшие годы отрасль обеспечит выполнение основных показателей, запланированных в Доктрине продовольственной безопасности, страна последовательно расширяет перечень мировых рынков сбыта и спектр реализуемой продукции. В этих условиях новой точкой роста отрасли станет экспорт, который даст производителям дополнительные доходы и позволит поддерживать стабильность на внутреннем сельскохозяйственном рынке. Сегодня мы экспортируем не только зерно, но и сахар, растительное масло. На очереди - развитие экспорта мяса птицы и свинины. Но для того чтобы эти планы стали реальностью, необходима системная работа по повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса.
Туманное будущее?
Россия по-прежнему находится в сильной зависимости от мирового рынка: только в этом году импорт продукции вырос на четверть. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство. Для снижения этой зависимости России необходим переход к инновационной модели развития сельского хозяйства на основе внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, обеспечивающих как кратное повышение производительности, так и воспроизводство природно-экологического потенциала. В свою очередь, внедрение подобных технологий требует масштабных финансовых вложений в аграрную науку. А по этому показателю мы далеко отстаем от наших западных партнеров. Даже имеющийся инновационный потенциал АПК используется сегодня в пределах 4-5%, в то время как в США этот показатель превышает 50. За последние 20 лет инвестиции в прикладные научные разработки сократились более чем вдвое. В то время как весь остальной мир затраты на аграрные исследования увеличивает. Причина этого, по всей видимости, в том, что за рубежом инвесторы понимают, куда и с какой целью они вкладывают деньги. А в России, даже несмотря на растущие объемы господдержки, финансирование осуществляется по принципу «всем сестрам по серьгам».
Мало у кого вызывает сомнение необходимость перехода к инновационной модели развития и наличие мощного научно-технологического потенциала, способного обеспечить качественно иное развитие АПК. Но необходима системная работа, требующая подчас радикального изменения самого характера производства. На деле большинству хозяйств оказывается проще выбивать господдержку на псевдоинновационные проекты, далекие от задач реальной модернизации. И крайне редко призывы к инновациям воплощаются в реальную практику. Всего 2-3% декларируемых разработок реализуется ограниченно, не более 5% — в одном-двух хозяйствах, а судьба 60-70% через два-три года в принципе неизвестна. То есть в лучшем случае мы видим инновации только на бумаге, зато средства на их внедрение государство выделяет вполне реальные. И эту ситуацию, на мой взгляд, нужно и можно менять. Нужен кардинально иной подход к выделению поддержки, основанный на общепринятых принципах выполнения инновационных проектов с учетом специфики аграрной сферы.
Поддержка или консультации?
Поддерживать аграрные инновации надо. Однако по каким критериям отбирать хозяйства, достойные материальных вливаний? Ведь зачастую таких критериев нет. Просто потому, что сельское хозяйство, в основном, до сих пор не рассматривается в качестве бизнес-сферы. Поэтому прежде всего необходимо создать многоступенчатую процедуру отбора инновационных проектов, включающую глубокую экономическую экспертизу, оценку рисков, перспективы и маркетинг результатов. То есть закрепить процесс создания бизнес-проекта с понятными задачами и прогнозируемым эффектом. В итоге формируется портфель приоритетных проектов, реализуемых в рамках действующих направлений аграрной экономической политики государства и при его поддержке. При этом бизнес-направленность инновационных проектов и наличие госгарантий существенно повышает их привлекательность в глазах частных инвесторов, способных обеспечить финансовую базу для развития и страховую защиту участников проекта. Создается полная цепочка - от появления идеи до ее воплощения в жизнь и трансформирования научно-технической разработки в инновационный продукт, востребованный аграриями и поддержанный инвесторами.
Однако возникает закономерный вопрос: какие организации должны взять на себя работу по внедрению и распространению инноваций? Ведь инвесторы не обязаны заниматься пропагандой научно-технической модернизации. Зато государство уже озаботилось этой проблемой, создав сеть информационно-консультативных служб, которые призваны содействовать инвестиционно-инновационной деятельности предприятий АПК, освоению новых технологий и подготовке соответствующих кадров. При этом три четверти пользователей консультационных услуг — это крупные фермерские хозяйства. А вот представители научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений и коммерческих структур обращаются в ИКС крайне неохотно. Это происходит в том числе и потому, что основная функция служб все же консультативная. В то время как необходима интенсификация научной и коммерческой деятельности, направленная, с одной стороны, на внедрение наукоемких аграрных технологий, а с другой — на получение прибыли, повышение капитализации и возврат инвестиций в разработку и внедрение инноваций.
Частный интерес
В мире эта проблема с успехом решается при помощи венчурного финансирования, ставшего синонимом финансирования инноваций. Типология венчурных фондов довольно разнообразна, но общим знаменателем во всех этих видах венчурного инвестирования является то, что это непассивные инвесторы, они заинтересованы в развитии портфеля проектов. Поэтому и подходы к управлению у них соответствующие. Вкладывая крупные суммы денег, инвесторы от компаний-реципиентов проявляют большую активность в поиске возможностей финансирования бизнеса.
Таким образом, выделяются три основных направления работы:
1. Разработка и внедрение наукоемких технологий.
2. Обеспечение господдержки АПК.
3. Определение объектов инвестиций. Поиск инвесторов.
4. Повышение эффективности основной деятельности предприятий АПК.
Парадокс в том, что в настоящее время эти направления почти не взаимоувязаны. Аграрии не горят желанием тратить силы на инновационный прогресс, а инвесторы по понятным причинам не рассматривают АПК как отрасль, где активы можно эффективно секьюритизировать. В свою очередь, поддержка государства в области инноваций, как правило, не выходит за рамки консультирования. В результате страдает прибыльность, а зависимость от бюджетных вливаний с каждым годом растет. Очевидно, что эту картину надо менять.
По большому счету, это нормальная ситуация для переходного периода: основные направления выявлены, но до сих пор не интегрированы. Поэтому на сегодняшний день имеет смысл уделить внимание созданию промежуточного слоя некоммерческих организаций-посредников способных взять на себя работу по сведению интересов всех сторон в единый проект. Ведь для этого предпосылки налицо.
Инновационная реальность
Создавая Фонд «Отечественные инновации», мы руководствовались идеей изменения мнения российского научного сообщества в сторону восприятия аграрного комплекса в качестве перспективной площадки для внедрения инноваций за счет реализации программ, направленных на признание отечественных инновационных разработок. Фонд самостоятельно ищет научные разработки, а также рассматривает предложения, поступающие от представителей научных кругов, проводит экспертизу инновационных проектов на предмет их целесообразности и потенциальной возможности их практической реализации. Таким образом, фонд выполняет функции так называемого научного совета. Но главное отличие состоит в том, что фонд может найти инвестиции для проектов, которые сочтет наиболее интересными с учетом защиты прав на интеллектуальную собственность их авторов.
Следующий шаг — изменение восприятия отрасли среди инвестиционного сообщества за счет маркетинга аграрных инноваций. Фонд берет на себя работу по формированию полноценного инновационного продукта и представляет его в качестве перспективного объекта инвестиций, имеющих масштабный социально-экономический эффект. Разговаривая с инвесторами на одном языке, фонд трансформирует научные идеи в сроки, цифры, проценты. И берет на себя ответственность за полноценное информационное и экспертное обеспечение инвесторов.
Совмещая реализацию научного потенциала и инвестиционно-биржевой подход к сельскому хозяйству, фонд имеет возможность организации диалога с государством прежде всего для содействия реализации госполитики в аграрной сфере.
Преимущества создания организаций, аналогичных Фонду «Отечественные инновации», очевидны: научное сообщество получает возможность реализации инновационных идей, инвестор — новые возможности для вложений, а аграрный сектор – инновационный продукт. В свою очередь, предприятия могут сфокусироваться на своей основной деятельности, пользуясь в том числе поддержкой государства.
Проекты, попавшие в сферу интересов деятельности фонда, уже есть, в настоящее время мы подводим первые итоги работы фонда. Пока рано говорить о крупных успехах, но начало положено.
Таким образом, инновационное развитие АПК — это сложная, но вполне реализуемая задача. Стратегические цели развития отрасли — это продолжение модернизации и переход к инновационной модели развития, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства. Чтобы реализовать этот потенциал, необходима поддержка аграрной сферы, как государством, так и частным бизнесом. Только в этих условиях динамичное и эффективное развитие аграрной сферы станет залогом общеэкономического процветания нашей страны.
Об авторе
Алексей Бажанов родился в 1974 году в Воронеже.
В 1995 году окончил Московскую государственную академию физической культуры. В 2006 году окончил Воронежскую государственную технологическую академию по специальности «Экономика и управление на предприятии». В 2008 году прошел курс профессиональной переподготовки по направлению «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», а в 2009-м — курс повышения квалификации по программе «Управление размещением государственных и муниципальных заказов» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Кандидат экономических наук.
В 1994-2000 годах занимался торгово-закупочной деятельностью в структурах агропромышленного сектора Воронежской области.
В 2000 году занялся предпринимательской деятельностью, создал и возглавил компанию ООО «Торговый дом «Маслопродукт».
В 2000-2008 годах занимался развитием созданной и возглавляемой им компании, расширением и модернизацией производственных мощностей. Внес значительный вклад в развитие масложировой отрасли Воронежской области, вывел возглавляемую компанию в число лидеров региона по производству подсолнечного и рапсового масла.
В 2005 году был избран депутатом Воронежской областной Думы IV созыва, где был членом комитетов по аграрной политике и земельным вопросам, по вопросам экологии и природопользования, с 2007 года входит в состав политсовета Воронежского регионального отделения «Единой России».
В 2008 году стал заместителем руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ, где курировал финансовый блок. В 2009-2010 годах был заместителем министра сельского хозяйства Российской Федерации.
С мая 2010 года по ноябрь 2011 года занимал должность вице-президента Ассоциации финансово-промышленных групп России.
С ноября 2011 г. — президент Фонда «Отечественные инновации».
Лауреат федерального уровня проекта ВПП «Единая Россия» «Профессиональная команда страны» в номинации «Государственное и муниципальное управление». Лауреат проекта 2009 года «Кадровый резерв – профессиональная команда страны» от Москвы.
В 2011 году был награжден почетной грамотой Президента Российской Федерации.