О кризисе в СМИ сказано уже предостаточно, однако по большей части на страницах воронежских деловых изданий выступали представители бизнеса, финансового рынка, независимые эксперты. Мы посчитали актуальным мнение власти, ведь именно она сегодня бросает предприятиям, утопающим в долгах, спасательные круги.
Каковы оптимальные пути преодоления кризиса? Какие проблемы в отношениях власти и бизнеса мешают этими путями пойти? Как обстоят дела не только в Воронеже, но и в других субъектах ЦФО? Об этом и другом в специальном интервью для «ИН» поведал председатель Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Центрального федерального округа РФ «Центрально-Черноземная» Григорий Федоров.
Григорий Федорович, в чем в первую очередь, на ваш взгляд, измеряется экономическое развитие региона?
Считаю, что главная единица измерения - это уровень жизни человека на данной территории. Чем выше качество жизни, тем лучше развивается и сам регион. Это связано с тем, что создаются достаточные бюджеты, дающие возможность реализовать социальные программы, использовать залоговые фонды для развития тех или иных отраслей экономики субъектов.
Мы можем выстроить подобие «хит-парада» областей по уровню развития? Как распределяются первые места?
В Центральный федеральный округ входят 18 субъектов, из них к донорным относятся Москва (ее консолидированный бюджет достигает триллиона рублей), Московская область, Белгородская и Липецкая области. Не побоюсь этого слова, выдающихся успехов в социально-экономическом развитии достигла Белгородская область, особенно с началом реализации нацпроектов. Хочу подчеркнуть, что объявление нацпроектов способствовало и способствует отработке методов взаимодействия органов власти разного уровня с бизнес-сообществом. Нацпроекты - это ответ на вопрос: «Что должны делать власть и бизнес, чтобы создавать условия для устойчивого развития экономики?» Если подытожить, то в целом год был достаточно успешен для всех субъектов, и есть плацдарм, который надо закреплять.
Особенно под атакой кризиса...
Кстати, кризис высветил одну очень интересную вещь - насколько наша экономика устойчива к внешним и внутренним рискам. Защищенность ее от внешних факторов очень мала. Бизнес, как только случилась беда, начал терять возможности устойчивого развития. Через эмиссию акций часть бизнеса приходится передавать, часть скупают федеральные органы власти, особенно если дело касается социально значимой или экспортно ориентированной продукции. Если мы этого не будем делать, то акции купят соседи из ближнего и дальнего зарубежья, что нам не нужно. Еще один урок, который надо вынести: власть должна плотно взаимодействовать с бизнесом не только в критических ситуациях, а постоянно! Там, где отрасли социально значимы, власть должна управлять этими процессами не через рекомендации и ободряющие слова, а именно через участие в собственности хозяйствующих субъектов. И Президент, и правительство делают все, чтобы власть была дееспособна управлять этими процессами. Поэтому создаются корпорации, была объявлена программа развития нанотехнологий, усиливается влияние государства в газовой и нефтяной промышленности, электроэнергетике. Так что очевидно, что процесс идет. Не думаю, что это будет только в рамках антикризисных мер.
Одной из ключевых тенденций в развитии российской экономики стал строительный бум. Как изменилась ситуация в связи с кризисом? Согласен, строительство во всех его аспектах - жилищное, офисное, производственное - показывало хорошие темпы роста. Индивидуальное - тоже, и это первый признак, что как бы мы ни плакали, а многие люди имеют возможность строиться.
Но при этом и здесь есть столько перекосов! Когда была объявлена в рамках нацпроекта жилищная программа, власть предприняла шаги, чтобы облегчить получение ипотеки, кредитов на строительство и так далее. Но этого крайне мало! Потому что ставка по кредиту очень высока. Потому что не создано условий для прозрачности в строительном бизнесе. По-прежнему нет благоприятных условий для удешевления стройматериалов, а соответственно - и снижения стоимости квадратного метра. И самое главное - власть сама не стала активным партнером в развитии строительной индустрии. Что я имею в виду? Как правило, когда объявляется нацпроект, создаются госкорпорации. Надо было и сейчас пригласить ряд организаций, выступить там акционером и участвовать в развитии сферы. Тогда бы, наверное, информация о «тромбах», мешающих оздоровлению рынка, быстрее бы доходила до верхнего уровня должностных лиц, и принимались бы наиболее грамотные, быстро реализуемые решения. А то говорим-то мы как будто все правильно, а на выходе как был кусок непроглатываемый, так и остался. Если сравним показатели по строительству за последнее время, они разные. Но, безусловно, в первых рядах идут Белгородская область, Москва, Московская область... Я езжу по регионам, и мне, конечно, приятно видеть, что и у нас краны везде стоят. Кажется, что мы строим больше всех, но это не так. НЕ весь потенциал задействован.
В Воронеже и области действительно ведется большое строительство, предложений много, но цены на квадратный метр не падают. В чем вы видите решение этой проблемы?
Причина ситуации проста: условно говоря, рядом нет второго «ДСК». Он в области строит фактически 80 процентов жилья. Как с ним соревноваться? Нужна корпорация, в которой участвовала бы администрация области. И тогда можно было бы о чем-то говорить. Сейчас кто-то другой более дешевого не предложит. Ведь куда удобнее в одном ряду двигаться... А если бы это было под патронажем власти, все бы и нормализовалось постепенно. Бизнес должен быть прибылен, но он должен быть и разумен!
Иными словами, власти того или иного региона не заинтересованы в создании конкуренции?
Было бы глупо считать, что власти не понимают эффективности такого шага... Значит, просто считают, что рынок сам отформатирует. Не отформатирует сам! В какую среду ты попадешь, так тебя и «отформатируют»...
Как обстоит дело со строительством социального жилья?
Доступного жилья очень мало строится. Та же земля под застройку ведь продается зачастую не из первых рук, поэтому сразу дорогая. Чего ждать в будущем? Ситуация в строительной сфере в связи с кризисом изменилась и носит крайне отрицательный характер. Если сами строители не предпримут мер совместно с органами власти, будет еще хуже. Надо сегодня не кричать, не митинги собирать, а садиться за круглый стол и вместе думать, как решить конкретные проблемы в том или ином секторе рынка. Я, например, рассуждаю так: в любой отрасли созданы определенные «тромбы», не дающие возможности двигаться вперед. Если металл стал дорого стоить, надо спросить - а где мы его покупали? В Беларуси? А почему не покупаем в Липецке или еще где-то? Выгодно было... Дальше - приглашаем руководителя предприятия из Липецка и спрашиваем: «Почему не работаете с ними?» Он скажет: «Да мы из них никого не знаем!» А если б работали, то сколько стоил бы ваш металл? Вот столько. А если больше брать? Тогда столько-то. А если налоги снизим? И так далее. Сегодня Путин как раз этим и занимается. Нужна кропотливая совместная работа власти и бизнеса, причем не только в условиях кризиса. Это надо и без кризисов делать. Никого не надо призывать быть «честным» и «прозрачным» -забудьте эти слова! Давайте вместе разбираться. И какой регион быстрее разберется, тот с меньшими потерями и выйдет. Не случайно Путин поехал в декабре в Липецк. Потому что и в субъектах-донорах возникают серьезные сложности, которые надо решать общими усилиями федеральной и региональной властей.
Роман Кочергин, Александр Кутищев
Империя Недвижимости, №19 январь-февраль 2009