Воронеж. 24.01.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Аналитика - В 2011 году УФАС по Воронежской области было выявлено 28 фактов монополистической деятельности и выдано 50 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Об этом говорилось на пресс-конференции руководителя управления Владимира Рохмистрова. Рост количества возбужденных в 2011 году дел по сравнению с предыдущим годом, по словам господина Рохмистрова, связан с тем, что дела возбуждались не только по заявлениям, но и по собственной инициативе УФАС, и в частности – по материалам СМИ. На пресс-конференции были затронуты такие темы, как производство сахара, месторождения никеля в Воронежской области , акцизы на нефтепродукты…
Руководитель УФАС РФ по Воронежской области Владимир Рохмистров:
- Уважаемые коллеги, вы знаете, что УФАС контролирует соблюдение законодательства о защите конкуренции, о торговле, о рекламе, о госзаказе. В 2012 году ступили в силу новые законы: 223-й, 401-й, 402-й… Это говорит о том, что у нас в 2012 году появились новые полномочия дополнительные, когда мы должны следить за субъектами оптового рынка, за госкорпорациями, которые обязаны с 1 января проводить публично все торги, все процедуры, размещать заказы только в соответствии с 223-м законом. Это очень важно.
Что было принципиально изменено в нашей деятельности в 2011 году? Мы уделили внимания адвокатированию конкуренции столько же, сколько и правоприменению. Однако если проанализировать ту статистику, которую мы получили, количество нарушений среди органов власти не изменилось, а даже несколько увеличилось, количество злоупотреблений доминирующим положением сохранилось на достаточно высоком уровне, когда наши монополисты по-прежнему продолжают нарушать антимонопольное законодательство: мы возбуждали дела в отношении торговых сетей, которые бездействовали, отказывали субъектам рынка Воронежской области в части заключения договоров или мотивированной позиции: почему они не хотят заключать договор с соответствующими субъектами рынка.
Я хочу заметить, что в 2011 году произошли серьезные изменения в законодательстве о госзаказе. В мае вступили в силу поправки, которые обязывают всех заказчиков обязательно размещать информацию том, на основе каких данных они берут максимально высокую сумму контрактов. Мы за этим очень внимательно следили. И много жалоб поступило в 2011 году на заказчиков, на уполномоченные органы. Не размещена на сайте информация, как формировалась первоначально максимальная цена контракта. Это очень важно. Путем семинаров, разъяснений, выдачи предписаний нам удалось к концу года это правонарушение пресечь.
Я хотел бы отметить: управление госзаказа Воронежской области работало совместно с госучреждением, которое называется «Заказ». Это учреждение на протяжении 2011 года формировало информацию по всем торгам, которые проходили по всей РФ, запрашивало информацию у производителей, у дилеров, создавало определенный банк данных. Я считаю, что это – работа системная, и она должна оцениваться положительно и использоваться другими субъектами Федерации. Мы очень тесно взаимодействовали с управлением госзаказа. Я хотел бы отметить, что Воронежская область – это единственный регион, где существует шестистороннее соглашение между правоохранительными органами и контролирующими органами, когда идет обмен информацией и взаимная помощь в пресечении согласованных действий и нарушений законодательства о госзаказе.
В начале 2011 года я говорил, что мы будем уделять много внимания Воронежу и постараемся все существенные нарушения пресечь: и с точки зрения органов власти, и с точки зрения нарушения законодательства о госзаказе. Я думаю, что нам многое удалось сделать в 2011 году. Мы успешно завершили дело по набережной Массалитинова, мы выдали предписания и довели до логического завершения те дела, которые были связаны с требованием лицензии ФСБ на те виды работ, которые не требовали такой лицензии. Все наши предписания исполнены. Мы выиграли в судах. И сейчас заказчики – администрация города – и уполномоченные органы соблюдают законодательство о госзаказе, не требуют избыточных дополнительных документов. Это очень важно. Мы подняли ключевую проблему по размещению рынков Воронежской области и в первую очередь - в Воронеже. И благодаря тому, что этот вопрос дважды заслушивался у губернатора, нам удалось избежать критической ситуации, когда предприниматели могли организовать определенные акции по поводу того, что их могли «выбросить» с этого рынка, - все планировали начинать реконструкцию одновременно в Воронеже. Как видите, этого не произошло. В дальнейшем законодатель изменил сроки по переводу рынка под крытые помещения, и это уже совершенно новый срок, с 1 января 2013 года. Мы проделали серьезную работу вместе с предпринимателями, заслушали вопросы на совещании у губернатора, то есть контролирующий орган тесно взаимодействовал с исполнительной властью, чтобы те нарушения, которые были на территории Воронежа, не распространялись на территории других муниципальных образований. Давались поручения главам администраций, вырабатывались рекомендации по разработке положений, по размещению объектов нестационарной торговли. Мы нашли сейчас именно то решение, которое устраивает подавляющее большинство предпринимателей. В соответствии с 210-м законом, государственные и муниципальные органы должны оказывать услуги с 1 июля 2011 года. Это принципиально меняет положение, которое сложилось среди органов власти. Когда считали, что чиновник может разрешать либо «не пущать» и ограничивать. Сейчас эту проблему на уровне разрешительных документов мы меняем вместе с областной властью, вместе с департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка, вместе с администрацией города Воронежа, но, к сожалению, в 2011 году не удалось решить проблему размещения наружной рекламы. Но я надеюсь, что в первом квартале 2012 года мы эту проблему решим. Мы возбудили ряд дел в отношении администрации города Воронежа, потому что администрация использовала несудебный порядок сноса рекламных конструкций. Это категорически недопустимо. Есть разъяснение Высшего арбитражного суда: или судебный порядок, или прекращение после завершения заключенного договора, в случае если эта конструкция не вписывается в существующую схему размещения, не соответствует требованиям ГОСТа и нарушает другое законодательство.
Я хотел бы отметить, что управление реагировало в 2011 году на обращения органов власти, органов муниципальных образований, когда рекламные конструкции размещались без разрешения соответствующего органа. Мы признавали это актом недобросовестной конкуренции, возбуждали дела, требовали прекратить нарушение антимонопольного законодательства и наказывали нерадивых нарушителей за то, что они совершают акты недобросовестной конкуренции. Это было применено впервые в 2011 году. Я надеюсь, что системная работа по наведению порядка на рекламном рынке между органами государственной власти позволит в 2012 году навести порядок на этом рынке.
Я бы хотел обратить внимание, что изменилась структура нарушений рекламного законодательства. Подавляющее большинство нарушений – около 60% - было связано с тем, что рекламораспространители не предупреждали о том, что это реклама или что материал публикуется на правах рекламы. Это касается и печатных, и электронных СМИ. И предыдущая наша работа дала определенный результат. Если в предыдущем году порядка 60% нарушений было связано с рекламой финансовых и медицинских услуг, то сейчас доля этих нарушений сведена до 15% в общем объеме нарушений. Это именно та превентивная работа, которая должна быть. Я думаю, что так мы будем работать и дальше.
Я хочу вас проинформировать, что федеральная антимонопольная служба представила в правительство поправки в 94-й закон. Они связаны с планированием госзаказа и контролем за исполнением контракта. Таким образом, устранены два небольших замечания, которые были у оппонентов. И эти поправки позволяют сегодня работать по действующему закону. Потому что правительство возвратило в Минэкономразвития проект закона о контрактной системе, так как есть принципиальные замечания и у Минфина, и у ФМС, и у Контрольного управления Администрации президента. Мы надеемся, что те положительные наработки, которые сегодня есть, будут использованы. В декабре вступили поправки, когда разрешается учебным заведениям, творческим организациям, музеям, библиотекам заключать контракты без торгов на сумму уже до 400 тыс. рублей. Сегодня те ограничения, которые были, полностью сняты. Действующее сегодня законодательство о госзаказе позволяет привлекать именно тех серьезных игроков, которые уже имеют опыт работы (введенные объекты), и по нормативной базе по госзаказу сегодня есть все, чтобы активно работать.
Говоря о злоупотреблениях доминирующим положением субъектов, хочу отметить, что у нас по-прежнему продолжается серьезнейшая борьба с «Центртелекомом», который в одностороннем порядке прекратил пропуск трафика конкурента. Мы серьезно работаем на рынке доступа к газотранспортным системам, мы налагаем штрафные санкции большие на нарушителей и требуем недопущения впредь – мы выдаем два предписания: прекратить нарушения и не допускать в дальнейшем нарушения антимонопольного законодательства.
Воронежское управление является базовым в системе антимонопольных органов по вопросам газоснабжения и доступа к транспортной инфраструктуре, по пропуску различных трафиков между субъектами. Мы являемся ведущим управлением по изучению рынка сахара в РФ в системе антимонопольных органов. И поскольку в Воронежской области была разработана одна из лучших программ по развитию конкуренции, мы являемся тоже методическими исполнителями со стороны центрального аппарата по обобщению опыта в России по применению программ развития конкуренции. Впервые государством перед субъектами Федерации поставлены задачи разработать программы развития конкуренции, устранить административные барьеры. И мы вместе с департаментом экономического развития области внимательно следим за выполнением этих мероприятий. Мы предлагаем ежегодно минимум три новых товарных рынка, на которых должна развиваться конкуренция. Эти рынки касаются не только границ Воронежской области, но и муниципальных образований. Мы в прошлом году провели три семинара на уровне муниципальных образований, мы разъяснили нашу позицию. И поверьте, вот это диалог, который мы установили в прошлом году, мы намерены закрепить в этом году, чтобы муниципальные образования были у нас конкурентны, самодостаточны. И мы хотим, чтобы в муниципальных образованиях рынки развивались.
Что касается закона о торговле, то когда мы рассмотрели 4 дела в отношении нарушителей, больше уже в антимонопольное управление заявлений не поступало. Наверное, торговые сети между собой обменялись мнением, как надо соблюдать законодательство, как надо работать. И, кстати, после возбуждения дел в торговых сетях появилось значительно больше наших субъектов, которые занимаются торговлей яйца. Потому что это было связано с доступом птицефабрик на полки наших торговых сетей. Считаю, что это – частица нашего вклада на этом товарном рынке. Это «Центрторг», «Перекресток», Корпорация «ГРИНН» и «Копейка-Воронеж». Это четыре торговые сети, в отношении которых мы возбуждали дело, рассмотрели… «Копейка» –единственная торговая сеть – оспорила наше предписание и проиграла нам в арбитражном суде.
- Какова ситуация, касаемая казенного предприятия «Воронежтеплосеть»?
- Мы наложили штраф за грубейшее нарушение антимонопольного законодательства, когда дважды отключалась подача тепла в дома горожан. Мы выдали предписание, прошли судебные инстанции, выиграли и наложили штраф, сумма которого была свыше 7 млн. рублей. Первая инстанция арбитражного суда Воронежской области снизила сумму штрафа до 4,7 млн рублей.
- Вопрос связан с рынком сахара. Дело в том, что нынешний сезон связывают с избытком сырья, и от производителей поступает информация об ограничении приемки свеклы. Поступают ли жалобы в УФАС по Воронежской области от сырьевиков и есть ли какие-то решения по этому вопросу?
- Рынком сахара мы занимались предметно на протяжении всего 2011 года. Когда представитель департамента аграрной политики сказал о том, что в Воронежской области существуют проблемы у сельхозтоваропроизводителей с переработчиками, мы попросили департамент аграрной политики письменно предоставить факты – доказательства. Таких доказательств нам представлено не было, нас проинформировали, что эти вопросы постоянно возникают на рабочих совещаниях. Мы запросили информацию у главного игрока нашего рынка (вы знаете, что на территории Воронежской области девять заводов входят в группу «Продимекс») дать пояснения. Компания нам очень четко разъяснила, что на протяжении первой половины 2011 года она предупреждала сельхозтоваропроизводителей о необходимости заключения предварительных договоров и составления графиков поставки сырья на перерабатывающие заводы. Действительно, производство свеклы в 2011 году было значительно больше, чем в предыдущем. И, конечно, кто заключил договора – они свою продукцию отгрузили на сахарные заводы. Все, кто метался, искал, где выгоднее сдать эту продукцию, - на территории Воронежской, на территории Белгородской области (кстати, Белгородская область по переработке сахарной свеклы занимает 3-е место после Краснодарского края и Воронежской области), в Тамбовскую область на мощности «Русского сахара» пытались отправить продукцию… И когда они не нашли той выгоды, которую пытались найти, - они безусловно обратились на заводы на территории нашей области. А поскольку портфель приема сырья уже был сформирован, их поставили в очередь: когда она подойдет, тогда они и смогут сдать свою продукцию. Этой проблемой занималось не только наше управление, но и центральный аппарат ФАС. Всю аналитику мы получили из центрального аппарата. Все доказательства и запросы у нас имеются в области. Главное, что мы требуем, - чтобы компания «Продимекс» на совершенно одинаковых условиях принимала сырье, которое они производят у себя, и сырье других производителей. Вот что важно для антимонопольного законодательства. А дальше мы хотим, чтобы договоры заключались цивилизованно, чтобы не было необоснованного отказа. Но если у перерабатывающего предприятия есть возможности переработать определенное количество свеклы в день, - они никогда не переработают в два раза больше, потому что мощности не позволяют этого сделать.
- А нарушители закона о рекламе понесли какое-то реальное наказание? И насколько серьезны штрафные санкции?
- Нарушители законодательства о рекламе, конечно же, понесли наказание. Должностных лиц, которые нарушили рекламное законодательство, мы оштрафовали, эта сумма небольшая – 15 тыс. рублей, но для должностного лица это, я считаю, много. Выводы определенные сделаны. Некоторые руководители, скажу вам честно, даже обижались… Да, мы не применяли крупные санкции к юридическим лицам, потому что санкции за нарушение рекламного законодательства – 300 тыс. рублей, и это может быть ощутимый удар. И поэтому это была наша принципиальная четкая позиция: во всех СМИ применять санкции только к должностным лицам, иначе 300 тыс. рублей могли бы прекратить деятельность каких-либо участников рынка. Тем более что у нас среди нарушителей - не только областные издания, но и районные.
- Вы сказали, что каждый год в рамках программы развития конкуренции вы добавляете минимум три новых товарных рынка, на которых должна развиваться конкуренция. Какие это рынки в 2012 году?
- В этом году мы предлагаем такие новые рынки: размещение рекламных конструкций, это рынок по субъектам, предоставляющим телематические услуги, и рынок по сахарной свекле – его не было в предыдущей программе, а он для нас является приоритетным - у нас девять заводов, крупнее этот рынок только в Краснодарском крае, где 16 заводов по переработке сахарной свеклы.
- Поступили ли заявки от инвесторов на разработку Еланского и Елкинского никелевых месторождений и как ваше управление намерено обеспечить законность проведения торгов?
- Отличный вопрос. Мы именно из СМИ узнали о том, что объявлены торги на два месторождения на территории Воронежской области, причем Елкинское месторождение – самое богатое по запасам элементов. Мы пристально следим за этой ситуацией. Мы в принципе хотели бы, чтобы на рынок Воронежской области пришли серьезные инвесторы, и мы хотим, чтобы была здоровая конкуренция, поступали заявки от игроков, чтобы были реальные торги и чтобы не было сговора на торгах. Чтобы не получилось так, что пришли участники и договорились: это месторождение вам, для Уральской горно-металлургической компании, а это - вам, для «Норильского никеля». Да, это серьезные игроки, и они озвучены. Пока никаких сигналов нет, но мы, благодаря СМИ, ситуацию контролируем.
- На вашем сайте прошла информация о жалобе ООО «Ферзь» по поводу ярмарки на Лизюкова. Расскажите, в чем там суть.
- Рядом с рынком «Ферзь» находится муниципальный рынок в Северном районе Воронежа. И когда этому рынку дали разрешение на перепрофилирование в ярмарку в связи с тем, что там было недостаточно закрытых помещений, а рынку «Ферзь» отказали, мы увидели, что стороны муниципального образования есть злоупотребление своим положением – ограничение конкуренции, когда муниципальному предприятию разрешают, а коммерческой организации нет. Мы рассматриваем это дело в антимонопольном управлении. Причем дело отложено на 31 января этого года, и мы надеемся его завершить. Суть в том, что муниципалитет отправляет в департамент по имущественным и земельным отношениям области за разрешением, а департамент говорит: подождите, пока город не даст добро, мы не будем ничего рассматривать. Мы разорвем этот порочный круг. По крайней мере мы уже услышали на заседании комиссии, что и одна и вторая стороны готовы разрешить этот вопрос.
- Вы в прошлом году намеревались добиться от области некоего нормативного акта, в котором были бы прописаны единые требования к размещению нестационарных торговых объектов. Как с этим обстоит дело сегодня?
- Проект этого акта есть, он сейчас обсуждается очень активно. На совещании у губернатора в понедельник руководитель департамента Кокорева докладывала, в какой стадии находится этот документ. Мы входим в рабочую группу и отстаиваем свои предложения. Надеемся, что до конца января отработанный документ поступит в городскую Думу и в нем будут соблюдены интересы и бизнеса, и органов власти, и контролирующих органов. Мы требуем, в первую очередь, включить те объекты, которые имели официальное разрешение и находились на территории города до утверждении схемы, автоматически; предусмотреть механизм пролонгации для тех бизнесменов, которые соблюдают законодательство, которые не передают эти места в субаренду. Мы защищаем честный бизнес, мы хотим, чтобы малый бизнес действительно работал на рынке и для себя, и для горожан.
- В связи с тем что в области организован дорожный фонд, в этом году ускоряются процессы заключения контрактов. В новом году уже появлялись какие-то жалобы в этой сфере?
- Появлялись. Мы уже рассматривали в отношении Управтодора дела в этом году, мы завершаем проверки, и я не хотел бы предвосхищать события, но мы намерены ряд материалов передать тем субъектам, которые подписали с нами соглашение о взаимодействии. Речь идет, конечно, о правоохранительных структурах. Да, жалобы есть. Да, мы рассматриваем дела. Да, мы видим, как используются большие, многомиллионные суммы денег, и усматриваем определенную коррупционную составляющую. Поэтому мы хотим, чтобы все правоохранительные органы об этом знали и усилили контроль за деятельностью тех субъектов, которые располагают крупными суммами денег и проводят торги. Речь идет только о федеральных деньгах. По областным деньгам еще торгов не проводилось.
По нефтепродуктам никто не задал вопрос. На всякий случай хочу вас проинформировать, что акцизы с 1 января 2012 года на нефтепродукты выросли. На светлые нефтепродукты в среднем на 28%, а на ГСМ – свыше 50%. И задача поставлена президентом перед антимонопольными органами не допустить роста цен на нефтепродукты в рознице.
- И каким образом?
- Каждый отвечает на вопрос, как считает нужным. Мы мониторим ситуацию. Мы следим, чтобы не было сговора. Мы следим, чтобы ситуация менялась у каждой компании самостоятельно. А как они будут выходить из этого положения – я, к сожалению, не президент нефтяной компании, я не могу сказать. Я вам отвечаю как контролер.