Воронеж. 06.02.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Логово вампиров обнаружено в подвале замка принцессы Ольденбургской, лагерь черных магов, ищущих древний артефакт, разбит в окрестностях Костенкок, десант инопланетян-разведчиков высаживается в пустынном оазисе Петропавловского района. Только это другие вампиры, маги и инопланетяне. Не голливудского происхождения. Ведь перечислены сцены из картин производства студии «Воронежфильм» или «Чернозем-синема».
Технически подобные фантазии реально сделать зримыми уже сейчас. «Хард» и «софт» в кинопроизводстве продвинулись настолько далеко, что снять новые «Звездные войны» можно и в сарае, переоборудованном в кинопавильон. Компьютерные технологии позволяют так комбинировать изображение, что снимать сцены можно в любом, даже самом фантастическом, окружении.
И вот парадокс: при таком мощном технологическом рывке мировая киноиндустрия, флагманом которой является Голливуд, переживает идейный кризис. По итогам 2011 года из голливудской продукции лидерами по сборам стали сиквелы и экранизации комиксов, а не абсолютно новые киношедевры. Изделия самой знаменитой «фабрики грез» стали похожи друг на друга, повторяя рыночные шаблоны, ранее надежно гарантировавшие коммерческий успех. Но пока еще никому не удалось опровергнуть давно известный закон искусства: расцвет жанра неизменно сменяется его упадком. Капитаны мировой киноиндустрии не стали исключением. Зафиксировано падение годовой выручки мировой «фабрики грез» – всего на 4%, но вряд ли это случайное колебание, скорее – наметившийся тренд.
Похоже, мировому зрителю необходимо «синема» принципиально нового формата. Или хорошо забытое старое. Голливудскому кино действия, возможно, придет на смену кино чувства в духе лучших образцов совестного кинематографа. И значит, у традиционных центров киноиндустрии, которые по инерции движутся в старом русле, сейчас кто угодно может перехватить инициативу. Тем более что создание новых «фабрик грез» уже не представляется непосильной финансовой задачей. Как подсчитало одно бизнес-издание, на строительство скромной киностудии необходимо потратить порядка 1,5 млрд рублей. Примерная стоимость свинокомплекса на 200 тыс. голов, которые во множестве возводятся по всей стране. Вот и отечественным бизнесменам, надо сказать, все чаще приходят в голову идеи вложиться в свой «Голливуд». И хотя вдохновителем самого амбициозного замысла такого рода в России является Федор Бондарчук с проектом по созданию в Подмосковье кинотелевизионного комплекса «Главкино», сейчас уже только достойные внимания заявки от «непрофильных» инвесторов, озвученные за последние годы, исчисляются десятками.
Правда, далеко не все идеи по созданию студий переходят в реальную плоскость. Надо признать, подобные проекты - в числе наиболее рискованных. Но если не ставить все на эту сомнительную карту, а вступить в пул инвесторов, создающих кинокластер, перспектива вложиться в важнейшее из искусств может показаться куда более заманчивой. А при оказании господдержки резидентам кинокластера (налоговые преференции, земля на льготных условиях, госгарантии по кредитам, строительство инфраструктуры и т.д.) существенно снизятся и коммерческие риски. В конце концов, павильоны можно переделать в свинокомплексы.
У властей региона, который разместит у себя «синемалэнд», сразу перестанет болеть голова о том, как провести территориальный брендинг для ускорения социально-экономического развития. Собственная «кинофабрика», если ее продукция котируется на мировом уровне, - это мощный магнит и для инвесторов, и для туристов, и для креативных, инициативных людей, от количества которых зависит качество экономики любого места. И ведь ничего вроде бы не мешает создать столь нестандартный источник новых налогов и рабочих мест в Воронежской области - с ее близостью к Москве, нахождением на перекрестке важнейших магистралей и замечательной природой.
Но самые главные аргументы в пользу такой идеи заключаются в прогрессивной позиции регионального руководства. Во-первых, формирование кластеров – один из приоритетов правительства области. Губернатор Алексей Гордеев убежден, что надо не только поддерживать существующие в регионе кластеры (например, химического машиностроения или радиоэлетроники), но и стимулировать создание новых (мебельного и IT-технологий). А недавно он предельно ясно выразил свое отношение к «технологическим паркам»: «Не жалко под них выделять землю, но весь вопрос в том, появятся ли реальные инвесторы». Во-вторых, глава области придает большое значение развитию культурной сферы, о чем красноречиво говорит учреждение Международного Платоновского фестиваля и реставрация исторического здания драмтеатра им. А.В. Кольцова. А кинокластер – это же «технологический парк» и «очаг культуры» в одном флаконе.
Конечно, идея по превращению культурной столицы Черноземья в мировую кинематографическую кажется слишком амбициозной. Но ведь и местечко Голливуд 100 лет назад было всего лишь пригородом калифорнийского райцентра Лос-Анжелес, где предприимчивые американские продюсеры переделали заброшенную придорожную закусочную под первый кинопавильон. А при нынешнем уровне технологий для того, чтобы, скажем, в Дивногорье найти ту дверь, за которой открывается проход другой мир с водяными, русалками и лешими, уже не потребуется сто лет. Главное – в существование такого портала должны поверить не только местные эзотерики, но и инорегиональные инвесторы.