WorldClass

20 сентября 2024, 04:03
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Мэр Белгорода Сергей Боженов - о кадровой политике, мансардах и конце эпохи управляющих компаний

08.02.2012 15:58
Автор:
Белгород. 08.02.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив - Исполняется год с того момента, как мэром Белгорода стал Сергей Боженов. В преддверии годовщины своего вступления в должность градоначальник согласился встретиться с корреспондентом «Абирега», чтобы подвести итоги работы за эти 12 месяцев и, естественно, поделиться планами на будущее. - Сергей Андреевич, перед тем как занять кресло мэра вы работали заместителем губернатора области по кадровой политике. Между тем ваша команда формировалась достаточно долго.

Белгород. 08.02.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив – Исполняется год с того момента, как мэром Белгорода стал Сергей Боженов. В преддверии годовщины своего вступления в должность градоначальник согласился встретиться с корреспондентом «Абирега», чтобы подвести итоги работы за эти 12 месяцев и, естественно, поделиться планами на будущее.

- Сергей Андреевич, перед тем как занять кресло мэра вы работали заместителем губернатора области по кадровой политике. Между тем ваша команда формировалась достаточно долго. Так, первый заместитель у вас появился только через семь месяцев. С чем это связано?

- Здесь надо понимать технологию вступления в должность нового человека. Когда в свое время губернатор меня попросил возглавить определенный участок работы в правительстве области, я его честно организовывал и на этом моменте своей жизни, возвращаться в город не планировал. Но так получилось, что Евгений Степанович принял решение рекомендовать меня на должность мэра. Я заранее не подготовил себе команду каких-то единомышленников, поскольку эта перестановка была, так скажем, не запланированным для меня шагом. После ухода Василия Потрясаева в мэрии произошли некоторые изменения. Он - грамотный менеджер, с ним очень долго работали определенные люди. Они тоже уже устали. Кто такой первый заместитель? Это, как правило, человек, который привыкает к одному стилю руководства. Мы с Василием Николаевичем проработали девять лет. С Василием Болтенковым, который являлся первым замом мэра, мы вместе проработали девять лет и друг друга понимали с полуслова. Я надеялся, что Василий Петрович останется, но он все-таки ушел.

Несмотря на то что я занимался кадровой политикой, это не значит, что я имел достаточно много времени для создания системы кадровых замен. Пришлось долго выбирать, присматриваться к людям, которые были рядом со мной. Мне было трудно, но я справлялся сам, и на каком-то этапе первый заместитель, в общем-то, и не был нужен. А вот когда мы начали заниматься решением стратегических задач, отходить от тактики к стратегии, понадобилось переложить часть больших нагрузок. Я долго выбирал и остановился на Олеге Васильевиче Абрамове. Во-первых, я с ним десять лет назад трудился вместе, когда был в должности заместителя мэра города Белгорода. Зная деловые качества Олега Абрамова, сталкиваясь с ним уже по работе в администрации губернатора и глядя, как он справляется с самыми серьезными поручениями, я принял решение пригласить его на эту работу. Он не так давно работает, но я почувствовал облегчение: он на своем месте. Нет никаких оснований для того, чтобы говорить о том, что сделан неправильный выбор. Тем более что мы долго советовались - и с губернатором, и с председателем городского Совета депутатов.

- Какая-то «очередь» была на это место?

— Как в магазине?.. Этого, безусловно, не существует в нашей работе. Вообще, каких-то официальных предложений от своих коллег у меня не было. Все понимают, насколько сложный участок работы.

Знаете, я помню не одно самовыдвижение на такие места, и я даже поддерживал людей, будучи в том числе заместителем губернатора по кадровой политике, которые сами изъявили желание взять на себя трудную работу. Я ни разу не сказал, что кто-то из них завысил свои силы. Они верили в себя, и мне это нравится. Мне нужны амбициозные люди. Амбициозные во всех отношениях. Я, правда, и предъявляю достаточно серьезные требования. Хотя, по большому счету, идеальный руководитель сегодня - это команда. Сделать так, чтобы каждый человек обладал полным набором необходимых качеств - не получается. Вместе с тем, есть качества, которые, я считаю, априори должны быть у человека, приходящего служить государству или работать на должности муниципального служащего. Первое, и самое главное, основание - это порядочность. Второе - человек должен горячо любить Родину. Под Родиной я подразумеваю свое село, свою родную деревню или город, регион, ну и, безусловно, через это - Россию. Если у человека нет искренней любви к региону — толку мало будет: из него не получится руководитель. И третий момент - нужно приходить на работу профессионалом. Никто не имеет права, работая здесь, экспериментировать над населением - не та должность. Человек должен пройти все те ступени, где можно делать ошибки, заранее.

- Один из самых амбициозных проектов, реализуемых сегодня в городе, – создание инновационного микрорайона - «Аврора-парка», который уже называют «белгородским Сколково». Как продвигается работа в этом направлении?

- Проблемы Сколково и проблемы белгородского «Аврора-парка» разные. По масштабам, в первую очередь, хотя принцип существования тот же. Нам надо создать интеллектуально-инновационную среду для получения нового продукта. Задача «Аврора-парка» - очень своеобразная в этой интеллектуальной среде, но она достаточно конкретная. Это местонахождение людей. Они здесь живут, они здесь работают, и они здесь общаются. Правда, в условиях, когда мы сводим вместе всех участников инновационного процесса.

К сожалению, у нас сегодня за исключением людей, профессионально занимающихся этой темой, никто не понимает инновационных вопросов. Я знаю много определений инновации, но сам выражаю его так. Инновация – коммерциализованная научная деятельность. У инновации есть определенные признаки. Первое – этого нигде еще не было. Это новое! Второе – у научной разработки должна быть технология производства, преобразования ее в товар. Причем в массовый товар, не в лабораторных условиях. Третье – товар должен быть продан, он должен иметь цену и должен быть востребован. Если нет этих трех условий, то это не инновация. Получается, что один из элементов инновационной среды – это совмещение вместе трех людей: ученого, технолога-инженера и продавца. «Аврора-парк» и создает такую среду, где мы будем этих людей соединять. Их здесь поселят, построят офисы, производственные площади. Тут же создается среда обитания – школа, парк, кафе… Где мы возьмем этих людей? Часть вырастим сами, часть пригласим, и они к нам приедут. Почему? Потому что мы человеку можем дать жилье, лаборатории.

Стоимость «Аврора-парка» составляет около четырех миллиардов рублей с лишним. В 2012 году будет освоено около двух миллиардов. Проект курируется лично губернатором. Сегодня уже первый объект – жилой дом – сдан.

Кстати, знаете, что является одним из важнейших элементов «Аврора-парка»? Аэропорт. Когда начинаешь общаться с учеными или коммерсантами, то понимаешь, что для них главное - мобильность. Сегодня в белгородском аэропорту сдана в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, которая способна принимать Ту-204, А-320, самолеты Boeing всех марок. Мы стали третьим запасным аэропортом Москвы. Теперь жители всех соседних регионов, включая Воронеж, могут не ездить в Харьков или Москву для вылета в дальнее зарубежье. Планируется, что со следующего года аэропорт будет принимать 600 тыс. пассажиров.

- Еще один интересный проект, который озвучивался ранее, – надстройка мансард над «хрущевками». Расскажите, пожалуйста, об этой инициативе.

- Мансардные этажи – это идея, которую мы активно обсудили во всех инстанциях. Откуда она возникла? В городе сегодня нет места для строительства жилья многоэтажного типа, он переполнен многоэтажками. Наша сегодняшняя политика - выход в агломерацию, создание зеленого пояса из садов, частного сектора. Эта идея прижилась, она одобрена, и белгородский опыт известен в России. А что делать со старым жильем? И как решать проблему социального жилья, ведь есть немало людей, которые нуждаются в поддержке на определенном этапе своей жизни. Необходимо решать жилищные проблемы для малоимущих, строить арендное жилье. Ведь даже если человек имеет средства, чтобы снимать квартиру, он попадает в зависимость от хозяина недвижимости. Я недавно встречался с одной семьей, и они мне рассказали, что не имеют финансовых проблем с арендой жилья – родители достаточно обеспеченные, но при этом за три года эти супруги трижды сменили квартиру. То одним хозяевам что-то не понравилось, то другим... Человек вынужден переводить своего ребенка в другой детский сад, школу… Если бы государство, пусть даже на этих же финансовых условиях, предложило жилье, все было бы по-другому с точки зрения социальной защищенности. Нам нужно арендное жилье для таких семей. При этом существуют определенные трудности. Я не могу построить арендное жилье - как платную дорогу. Как только я построю первую квартиру, я вынужден ее отдать «очередникам». Необходимо искать баланс. При этом арендное жилье не обязательно делать дорогим. Можно строить дешевле. Но как? Есть мансарды. Весь мир так живет, вся Европа – в мансардах. Это позволит снять целый ряд вопросов. Во-первых, само арендное жилье будет недорогим. Во-вторых, такие квартиры решит проблему пятых этажей: мы перестанем тратить деньги на ремонт крыш каждый год. В-третьих, занимаясь надстройкой дома, мы сможем заменить инженерные коммуникации и утеплить фасад. Кроме того, создается новый облик города. Более того, мы сегодня так проектируем детские сады. Что проще сегодня - построить мансарду по 20 тыс. рублей за кв. м над зданием детского сада или построить новое дошкольное учреждение? Я построю мансарду на уже существующем садике и создам сто новых мест. А построить садик на сто мест за те же деньги я не смогу. У нас уже есть конкретные два дома и два детсада, реконструкция которых начнется в этом году. Сейчас ведутся проектные работы. Одна компания уже предоставила свой проект – это Белгородский комбинат асбестоцементных изделий.

- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве?

- ЖКХ – это несколько проблем. Одна из них – содержание жилья, и у нас есть свое понимание решения этого вопроса. Мы сегодня считаем, что управляющая компания свой век дожила и надо вернуться к товариществам собственников жилья. Это наиболее нормальная, апробированная схема, которая позволяет собственникам реально управлять. При этом здесь есть тоже есть ряд тонкостей, которые надо понимать. Например, вместе не должен находиться разномастный жилой фонд – старые и новые дома. Поэтому за основу должен браться квартал. Между ними не придется делить территорию, создавать каждому отдельную площадку для выгула собак, сушки белья, спортплощадку. Ведь это все расходы, а мы, таким образом, их сразу минимизируем. Кроме того, неправильно «перекачивать» из нового дома деньги в старый, когда первый еще не требует ремонта, а второму он необходим.

Еще один момент, касающийся работы управляющих компаний, – это их капитализация за счет жильца. Что делает УК? Она получает деньги от населения, покупает на них оргтехнику, мебель, а потом, в случае чего, «уходит» с этим оборудованием, которое приобретено за квартплату. Что делать жильцам? Они обращаются в новую компанию и опять ее капитализируют. Я предлагаю схему изменить. ТСЖ управляют, как кооперативы в свое время, а вместо управляющих создаются сервисные компании, которые заключают договор уже с ТСЖ. При этом сервисная компания сотрудничает сразу с несколькими товариществами собственников жилья. На первоначальном этапе такие сервисные службы можно создавать с участием муниципалитета. Мы сегодня имеем свои здания – можем отдать их в сервисную компанию в виде части уставного капитала, чтобы иметь на стадии стартапа контроль над этими организациями. Губернатор области поддержал эту идею, и мы попробуем внедрять ее пока как пилотный проект.

- В целом вы довольны своим годом?

- Я человек такой, что смотрю всегда в будущее. В принципе, год хороший. У нас прекрасный бюджет, и вполне приличный бюджет на 2012 год. Наблюдается рост потребительской активности населения – на 17,8%. Что это такое? Это значит, что у человека есть деньги и он идет покупать. Есть много статистических показателей, но я озвучу интересные лично мне. На 15% увеличился объем инвестиций: что-то покупали себе предприятия, приходили компании со стороны. Это хорошо? Хорошо. Средняя заработная плата с 19,8 тыс. выросла до 20,7 тыс. рублей, а в промышленности – до 21,4 тыс. рублей. Люди стали жить лучше. Это, кстати, подтверждает и статистика по приобретенным квартирам. Введено в эксплуатацию 248 тыс. кв. м жилья. Причем впервые индивидуальных домов построено больше, чем многоэтажного жилья. Построено два детских сада, хотя планировался один. Введена в строй новая поликлиника. Планировали без оборудования, а ввели с оборудованием. В Страсбурге получили диплом Совета Европы, мы стали четвертым городом в России, который имеет европейское признание. В этом году появились два новых города-побратима – Вышгород и Прилуки. Есть и личные успехи – старшая дочь подарила внучку. Во всех отношениях год был насыщенный, хотя и очень напряженный.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0