ВШЗ будет работать под брендом Pirelli
«СИБУР Холдинг» закрыл сделку по продаже Воронежского шинного завода СП Pirelli и «Ростехнологий». C 1 марта новые собственники меняют гендиректора предприятия — на эту должность назначен Иван Шкуматов. До конца года завод должен выпустить 2 млн шин. СП выкупило ключевые активы холдинга Amtel и намерено сохранить этот бренд, однако воронежский завод, как выяснил «Ъ», в перспективе полностью перейдет на выпуск шин под брендом Pirelli.
«СИБУР Холдинг» сообщил о закрытии сделки по продаже Воронежского шинного завода (ВШЗ) СП итальянской Pirelli и госкорпорации «Ростехнологии». Таким образом, к новым собственникам перешли все ключевые активы обанкротившегося холдинга Amtel — ранее, в декабре прошлого года, СИБУР продал российско-итальянскому СП Кировский шинный завод. Доли партнеров в СП — по 50%. Общая сумма сделки составила €222 млн, при этом в пресс-релизе говорится, что еще «€200 млн будет инвестировано СП в модернизацию кировского и воронежского заводов» в течение двух лет. Объем продаж СП планируется на уровне €300 млн в 2012 году и должен превысить €500 млн в 2014 году. К 2014 году, как уже сообщалось ранее, совокупный объем производства СП достигнет 11 млн шин в год. Таким образом, СП будет контролировать около четверти российского рынка легковых и легкогрузовых шин, продажи которых, по оценкам источников «Ъ» в отрасли, к 2015 году достигнут уровня 47 млн штук в год. Объем производства конкретно на ВШЗ в 2012 году должен составить 2 млн шин и будет увеличен до 4 млн в год к 2014 году.
Как уточнили вчера источники «Ъ» на предприятии, новые собственники уже начинают на ВШЗ кадровые перестановки. С первого марта гендиректором завода назначен Иван Шкуматов, ранее занимавший должность директора по производству. Он сменил Валерия Самойлова, который работал в должности руководителя завода с 1 октября 2011 года (прежде был директором по экономике и финансам). «Гендиректор, осуществлявший свои функции в переходный период, продолжит исполнять полномочия до полной передачи завода в управление СП. Впоследствии Pirelli будет обновлять команду, в том числе, вероятно, на уровне первых руководителей предприятия», — заявили вчера «Ъ» в Pirelli. Там также добавили, что к 2014 году 60% продукции СП будет производиться под брендом Pirelli, однако бренд Amtel новые собственники заводов также намерены сохранить. Впрочем, как добавили в компании, ВШЗ, в отличие от кировского завода, в перспективе полностью перейдет на выпуск шин под брендом Pirelli.
Напомним, что холдинг Amtel-Vredestein, в который входили ВШЗ и кировский завод, обанкротился во время недавнего экономического кризиса. Юрлица воронежского предприятия ушли в процедуры банкротства еще в 2009 году. В середине 2010 года холдинг СИБУР через свою дочернюю компанию СИБУР-РШ получил операционный контроль над активами Amtel-Vredestein. Компания консолидировала более 85% кредиторской задолженности предприятий, выкупив часть прав требований в том числе у A1. С этого момента банкротство заводов, в том числе воронежских, проходило под контролем СИБУР-РШ. Операционную деятельность вело ООО «ВШЗ», которое в 2011 году выкупило активы воронежского предприятия с торгов. Минувшей осенью основной имущественный комплекс был передан в ЗАО «ВШЗ», которое теперь СИБУР и продал российско-итальянскому СП.
Аналитик финансовой группы БКС Богдан Зыков отмечает, что ВШЗ — хорошее приобретение, итальянцы недаром давно заявляли о желании купить его, поскольку это один из лучших шинных активов в стране. «Инвестировав в модернизацию производства, компания сможет эффективнее конкурировать за долю на российском рынке, который является приоритетным для всех мировых производителей шин. Российский автомобильный рынок развивается значительно динамичнее европейского — к примеру, в 2011 году темпы продаж новых автомобилей увеличились более чем на 50%. В этом контексте и производители шин могут рассчитывать на высокие показатели по продажам», — комментирует эксперт. По оценке господина Зыкова, на данный момент Pirelli занимает около 5% российского рынка среднеценового и премиального сегмента и чуть более 1% в общем объеме. После запуска ВШЗ на полную мощность доля может вырасти до 4–5%, прогнозирует аналитик. С ним согласен ведущий эксперт «Финам Менеджмента» Дмитрий Баранов: «С учетом того, что СП производственные мощности только передаются, долю компании на начало года можно оценить в 2–3% рынка, но с приобретением этих активов доля Pirelli в ближайшие годы может вырасти до 18–22%».
Анна Черникова
Коммерсантъ (Воронеж), №38, 02.03.2012.