Воронеж. 06.03.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив - Говорят, чужой опыт нельзя повторить. Но успешные люди и компании являются объектом постоянного интереса. В чем их секрет? Директор воронежского филиала федеральной сети мебельных салонов «Юнион» Владимир Лисовский уверен, что в жизни есть вещи важнее денег.
— Сейчас активно обсуждается, будет ли новая волна кризиса. Закономерен интерес к игрокам, которые показали рост вопреки обстоятельствам. Чем объясняется успех сети «Юнион»?
— Компания прошла уже два кризиса. И всегда оставалась в плюсе. В 1998 году из головного предприятия в Тамбове выросла сеть: появились филиалы в нескольких городах, сформировался дилерский отдел. В 2008 году был принят ряд управленческих решений. В частности, когда появились первые признаки кризиса, мы начали прорабатывать новые отношения с нашими итальянскими поставщиками. Благодаря взаимодействию с ТПП России и Италии, удалось заключить выгодные контракты. На их основании компания пересмотрела отношения с таможней: оптимизировали таможенную пошлину на законных основаниях и с полным соблюдением всех норм. В итоге, смогли предложить рынку итальянскую мебель дешевле отечественных аналогов. Кроме того, усилили рекламную кампанию, когда все начали сворачивать программы продвижения. Это позволило нам с прибылью закончить год.
Остального я рассказывать не буду, есть внутренняя политика и какие-то идеи, которые ждут своего времени. На самом деле, решения принимаются в компании постоянно, это не какая-то разовая акция. Нельзя свою жизнь основывать на опыте, полученном несколько лет назад. Если так происходит, значит, ты уже завис в развитии. Опыт нужно получать каждый день: анализировать свои действия, искать слабые места. Мы в компании поступаем именно так. Эта политика идет от основателя компании и ее бессменного лидера — Валерия Устюхина. Он человек талантливый и как раз обладает видением, необходимым для бизнесмена.
— Роли бизнесмена и управляющего требуют разных качеств?
— Думаю, да. Разная психология, технология мышления. Именно поэтому некоторые решения сначала в компании принимаются без энтузиазма, так как кажутся нам нелогичными. Потом мы понимаем, что ходы были правильные. Это нормальная ситуация. Управляющим важно выстроить стабильную структуру, чтобы она работала. А бизнесмену надо ее постоянно видоизменять и совершенствовать, чтобы она вышла на новый виток развития. На этих этапах много творчества.
— На ваш взгляд, интуиция и творчество обязательны в бизнесе?
— Безусловно. Но если в работе полагаться только на интуицию, можно уйти неизвестно куда. Это будет не бизнес, а казино: попал — не попал. К тому же, не бывает интуитивных решений, которые приходят сами по себе. Прежде чем придет «озарение», прорабатываются горы специальной литературы, сопоставляются фактические данные, проделывается достаточно большая аналитическая работа. Тогда можно рассчитывать на уникальное решение.
Главное — научиться действовать не как робот, а свободно. Есть такая русская поговорка: хочешь поработать — ляг полежи. Я считал это выражение шуткой, пока однажды не познакомился с некоторыми выкладками восточной философии, которые позволили иначе посмотреть на вещи. Если человек постоянно находится в раздумьях о работе, он не может освободить свои мысли. Чтобы принять какое-то новое решение, надо остановиться и получить возможность увидеть ситуацию по-другому. Творческие решения приходят в основном в непринужденной обстановке.
Потом я нашел подтверждение этим мыслям, проанализировав собственный опыт. Даже диссертация писалась подобным образом. За компьютером я часто обрабатывал то, что придумал по дороге с работы или играя с детьми.
— А о чем была диссертация?
— Тема касалась средств подавления сигналов спутниковой связи. До сих пор это одно из самых перспективных направлений в армиях развитых стран. Те же американцы, прежде чем войти на какую-то территорию, подавляют все средства связи: радио, телевидение, телефонию. Люди не знают, что происходит в соседней деревне. И войска между собой связаться не могут. Очень эффективный инструмент, часть информационной войны. Диссертацию я защитил, будучи еще военным.
— Карьера военного вам в бизнесе пригодилась?
— Армия — мощнейшая школа управления. Мне удалось ощутить это в полной мере. Я попал молодым лейтенантом в войска в 1991 году, когда все как раз начало разваливаться. Если в советское время были четкие механизмы, позволявшие влиять на призывников (ну, например, люди нуждались в хорошей характеристике или боялись порицаний по комсомольской линии), то в 90-х рассчитывать на это уже не приходилось. В тот период оказалось, что у нас больше нет могучего единого Советского Союза, каждый солдат хочет служить у себя на родине — в Литве, на Украине, в Казахстане… Задача — в рабочем состоянии и подчинении держать армию — была в этих условиях совсем не простой. У солдат был доступ к оружию, технике. Удержать людей можно было только за счет уважения к себе, внутренних сил, силы воли.
Будучи военным, я получил ценный преподавательский опыт. Прежде всего, опыт выступления перед большой аудиторией. Попробуйте прочитать лекцию перед аудиторией в 100 человек, когда далеко не всем интересно, что вы рассказываете! При этом надо, чтобы курсанты не отвлекались от темы и чтобы не заснули на твоей лекции. Привлекать внимание различными приемами — анекдот рассказать или историю из жизни. И еще чтобы у них в голове что-то осталось, и чтобы они учили это с удовольствием. И человеком при этом остаться. Потому что по-разному можно подходить к преподаванию. Есть такие преподаватели, которые считают, что никто на «отлично» знать не может. Я считаю такой подход неверным, свойственным только людям с больным самолюбием. Есть понятные и четкие моменты, по которым мы можем оценить курсанта или студента: ученика надо уметь мотивировать. Иначе какой смысл учиться, если больше, чем на тройку, тебя не оценят?
— Я знаю, что вы являетесь наставником молодых предпринимателей в проекте «Молодежный бизнес». Что отличает новое поколение бизнесменов?
— Представители разных поколений всегда отличаются друг от друга. Это еще Тургенев в «Отцах и детях» описал. В той или иной мере конфликт всегда присутствует. Практически все, с кем я сейчас работаю, примерно возраста моей старшей дочери или немного взрослее. Фактически, мне как дети. Они росли в другой атмосфере, мыслят иначе. Поэтому отличаются и отношением к работе, и отношением к бизнесу, и сколько хотят зарабатывать, и что хотят построить. Иногда эту молодую среду понять сложно: они привыкли общаться по-другому, психологически контактировать часто не умеют. И порой приходится делать объяснения именно в этой плоскости. Рассказывать, что между компаниями общения не бывает: всегда взаимодействуют представители этих компаний, то есть люди. Значит, чем лучше ты хочешь открыть для себя человека, тем ближе ты должен с ним общаться. В каком смысле? Самое открытое общение — встреча. Если хочешь дистанцироваться — телефон или почта. Всего 13% информации передается вербально: остальное — через мимику, интонацию, жесты. Новое поколение ушло в вербалику, и это накладывает отпечаток. Например, люди не могут держать психологический удар, их легко вывести из состояния равновесия. Даже не применяя какие-то специальные техники. Вот эти вещи иногда приходится объяснять молодым предпринимателям. Хотя многие из них направлены на живое общение и у них бывают весьма интересные идеи.
— Чем этот проект интересен для вас?
— Я пошел в проект, потому что у нашей фирмы активная позиция: мы хотим быть полезными обществу. Чем больше богатых людей в стране, тем стабильнее жизнь. Поэтому надо молодым помогать развиваться, не жадничать собственным опытом и временем.
Проект полезный. И в нем практически отсутствует формализм. Молодежь приходит не за «дешевыми» деньгами, а ради развития. У наставников есть возможность посмотреть, как эти люди растут, на чем строят бизнес. Надо отдать должное координатору проекта по Воронежской области Ирине Гореловой, которая регулярно устраивает круглые столы, куда приглашает наставников и подопечных: есть возможность общаться. Кроме того, приглашаются представители зарубежного бизнеса. Недавно, приезжали сербы и монголы. Рассказывали, как у них в странах все организовано. Монголы, например, платят 10% налогов с чистой прибыли. В России на данный момент ситуация в малом бизнесе складывается иначе. Впрочем, это политические моменты, которые бы обсуждать не хотелось.
— Вы сказали, что для вас важна стабильность в стране. Что, на ваш взгляд, этому может или должно способствовать?
- Обращение к духовности. Сейчас много в Россию пришло всяких религий или псевдорелигий. Сектантство — бич современности. Возможно, на государственном уровне следует ввести определенную цензуру в этой сфере. Один из путей возрождения страны — духовное развитие, возрождение через Православие.
— Ваше окружение разделяет эти взгляды?
— Более чем. Компания «Юнион» несколько лет назад построила в Тамбове храм. Он действующий, там отправляется служба. По размерам он сопоставим с храмом Ксении Петербуржской. Воздвигли его за полтора года. Мы в компании отдыхаем на двунадесятые праздники, у нас принято поздравлять с Днем ангела и к этому дню дарить подарки, премии давать. Чтобы человеку дать понять, что есть связь с духовным началом.
— Каким образом корпоративные ценности и правила транслируются сотрудникам компании?
— Это происходит естественным образом, насилие в данном вопросе неуместно. Как сказал Серафим Саровский, «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Да, можно объяснить корпоративные правила. Можно заниматься развитием и обучением персонала через тренинги и семинары (в нашей компании этому уделяется большое внимание). Но перевоспитать взрослого человека, изменить его систему ценностей невозможно. Человек, которого мы нанимаем, уже изначально должен быть согласен с этими правилами.
— Какие качества, на ваш взгляд, имеют принципиальное значение?
— Уважение к другим, любовь к людям. Во всей нашей суете самым главным остается забота о клиенте. В компании есть четкая установка: клиент — тот человек, который платит нам зарплату. Генеральный директор и управляющий занимаются только распределением финансовых потоков. Главное — это чтобы покупатели были довольны, чтобы отношения выстроились на долгие годы. Мы же работаем в сфере обслуживания. Надо понимать, что нет плохих людей: все разные, ко всем нужно найти подход. В чем-то нужно переступить через себя. Но, безусловно, до определенного момента. Нужно уметь с уважением относиться и к внешнему, и к внутреннему клиенту.
Благодаря такому подходу, у нас действительно хорошая атмосфера в коллективе. Это при существовании жесткой иерархической структуры.
— Вы считаете, что иерархическая модель эффективна?
— На мой взгляд, централизованная власть — самая правильная, самая действенная. Ты можешь рассуждать, предлагать, но, тем не менее, приказы надо исполнять. Иначе все будут топтаться на месте.
— Есть ли люди, которые оказали на вас влияние?
— Взаимодействие между людьми — это всегда влияние. В процессе общения, собственными поступками мы уже влияем на других людей. Однажды я спросил у своего духовного наставника, является ли воспитание насилием. И получил ответ: нет, воспитывать надо личным примером — делай, как я.
Что касается чужого опыта, то его изучать полезно. Хотя бы, чтобы не повторять ошибок. Но, если говорить о бизнесе, то ничьи истории успеха я повторять не собирался, ни на кого не стремился быть похожим.
На мой взгляд, не все измеряется деньгами. Их зарабатывать, конечно, надо. Но следует понимать, что есть более важные вещи. Я говорю о духовности. В этом отношении на меня оказали влияние те же люди, что и на многих других. Отец Владимир Кириллов из Воронежа, старец Алексей Федорович из Старого Оскола… Это те, кто способен на духовный подвиг, кто умеет жить для других. Не для того, чтобы добиться уважения, похвалы или испытывать внутреннюю гордость. А потому что они считают это необходимым.
— Что может вас вдохновить?
— Общение с семьей. Работа оставляет мало свободного времени, и я предпочитаю проводить его с близкими. У меня три дочери: старшая работает сейчас вместе со мной; средней скоро будет 9 лет; младшей еще нет и 2 лет. Я хочу видеть, как они растут.
— Есть ли у вас семейная мечта?
— У каждого своя мечта точно есть. А вот семейная — даже не знаю… Возможно, это большой дом. Обязательно за чертой города, но в хорошей доступности. У нас уже есть дом в дачном поселке, где созданы все условия, чтобы жить круглый год. Однако с наступлением школьных занятий все равно приходится возвращаться в город.
Впрочем, мечта — это не совсем мое слово. Дело в том, что существуют мужской и женский взгляды на жизнь. Женщины умеют фантазировать, мужчины — строить планы и достигать цели. Моя жена, например, утверждает, что я реализую то, о чем она мечтает. Наверно, так и есть.
Владимир Лисовский
Директор салона итальянской мебели «Юнион».
Родился в Белоруссии в 1968 году в семье военнослужащего.
Окончил Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники в 1991 г.
Защитил диссертацию кандидата технических наук в 2000 г.
Окончил службу в ВС в звании подполковника.
Руководит салоном «Юнион» со дня его основания в Воронеже. Член Правления Воронежского регионального отделения союза предпринимателей ОПОРА.
Женат, трое детей.
Наталья Козуб
R36-мегаполис, №1-2, январь-февраль, 2012.