Как построить успешный бизнес по готовой схеме
В жизни современного трудоспособного человека большую часть времени занимают офисные будни в режиме регулярного дед-лайна и начальственного гнёта. Снять «цепи рабства» и занять удобное кресло руководителя - мечта многих, которая сегодня, впрочем, стала ближе к реальности.
Аренда идеи
Первый вопрос, которым задаётся любой потенциальный стартапер - что открыть и где? Даже не обладая глубокими познаниями в региональной экономике, можно заметить, что статичные рынки, отличающиеся постоянством по числу игроков, как правило, монополизированы; динамичные, регулярно перекраивающиеся - обладают высокой степенью конкуренции. Потому занять там свою нишу крайне сложно, ещё сложнее - продвигать свой бизнес, рискуя быть вытесненным более сильными участниками. Многие эксперты сегодня солидарны во мнении, что применение уже готовых и успешных моделей - почти беспроигрышный вариант. Таким «шаблоном» может стать франшиза, иными словами -«покупка» реализованных и доказавших свою рентабельность бизнес идей.
Тонкости франчайзинга простому обывателю могут показаться довольно сложными, хотя бы из-за терминологии. На самом деле всё предельно просто. Крупные сетевые компании, работающие под известными брендами (рестораны, магазины одежды, бытовой техники и пр.), прибегают к сотрудничеству в регионах, дабы расширить «зону покрытия» и получить дополнительную прибыль за счёт роялти. Стать партнёром такой компании может любой желающий при наличии денег, смелости и инициативности.
Так, франчайзер предлагает предпринимателю (франчайзи) купить некую схему своего бизнеса. Интерес его состоит в том, что он ежемесячно получает процент от заработанных средств и укрепляет позиции бренда на региональном рынке.
На сегодняшний день в России множество известных и успешных компаний готовы «сдать в аренду» свой бренд и пошагово объяснить, как устроить под ним свой бизнес. Задача «соискателя» в данном случае -определить тот род деятельности, который ему ближе, выйти на переговоры с франчайзером, зарегистрировать юрлицо, и - вперёд, к великим свершениям.
О старте и финише
Итак, вы определили, куда вложить силы и средства. Остаётся главный вопрос - где эти средства взять.
Для банковского сообщества стартапы длительное время оставались закрытой темой.
- Начинающий предприниматель - это своего рода «тёмная лошадка», и никто не знает, как он сможет пройти путь от старта до финиша, насколько он подготовлен к реальному ведению бизнеса, - объясняет Александра ОБОЛЕНСКАЯ, начальник отдела по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса ФЗАО АКБ «Экспресс-ВОЛГА» в Воронеже. - Поэтому работа с неизвестными, только начинающими свой путь в бизнесе людьми или организациями для банков связана с определёнными финансовыми рисками. Но банков в Воронеже открывается всё больше, и в условиях конкурентной борьбы за клиента кредитные организации стараются сделать своё клиентское предложение уникальным. Мы можем выдать кредит организации, проработавшей три месяца, тогда как стандартные требования банков к сроку работы организации - не менее года.
ОАО «Курскпромбанк» заявляет, что охотно работает с представителями малого и среднего бизнеса и готов предложить максимально комфортные условия кредитования, однако займы выдаются лишь при условии существования организации не менее шести месяцев.
Тем не менее, анализируя потребности рынка, кредитно-финансовые организации уже озаботились подобного рода предложением. Правда, оно пока далеко от конкретики.
- «Курскпромбанк» понимает, что стартапы - это будущие потенциальные наши клиенты, поэтому банк организовывает встречи для молодых предпринимателей с представителями фондов и правительства Воронежской области, где предприниматели получают информацию по финансовой поддержке, - отмечает Татьяна БИРЮКОВА, управляющий операционным офисом «Петровский» ОАО «Курскпромбанк» в Воронеже.
В свою очередь «Инвестбанк» также минимизировал требования по времени существования фирмы-заёмщика и даже вышел с предложением кредитовать предпринимателей, которым ранее отказывали другие банки. Как объяснила Анастасия ТРУБНИКОВА, начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса филиала АКБ «Инвестбанк» (ОАО) в г. Воронеж, это стало возможным с запуском программы микрофинансирования. «Например, клиент получает отказ из-за «зависшей» на небольшую сумму кредитки или из-за срока деятельности пять, а не шесть месяцев - мы готовы работать», - замечает она.
Не вспоминая прошлый опыт
Однако в большинстве своём банковские программы рассчитаны на, как минимум, относительно стабильный бизнес, а на этапе лишь бизнес-проекта они выдавать займы пока не готовы.
Впрочем, на региональном рынке есть примеры поддержки стартапов, но это пока скорее исключение. Так, лишь недавно появилось беспрецедентное предложение по кредитованию «новичков». Центрально-Чернозёмный банк Сбербанка России в рамках программы «Бизнес-старт» предлагает в Воронеже и Белгороде кредит до трёх миллионов рублей как раз тем начинающим предпринимателям, кто открывает свой бизнес по франшизе.
Как объясняет Александр МИХАЙЛУСЬ, заместитель управляющего Воронежским отделением Сбербанка России, риски банка в данном случае минимизированы, поскольку речь идёт о бизнесе, показатели которого не вызывают сомнений. Очевидно, что схема такого бизнеса будет успешно обкатана и в реалиях регионального рынка.
Впрочем, риски банка, хотя и незначительные, заложены в процентной ставке. Кредит предоставляется в сумме до 3 млн рублей на срок до 3,5 лет. До двух лет кредит обойдётся в 17,5% годовых, до 3,5 лет -18,5% годовых. Банк готов предложить стартовый капитал в объёме до 70% финансирования проекта. Обеспечением по кредиту может служить поручительство физлица, а также приобретаемый за счёт кредитных средств внеоборотный актив (при наличии). Отсрочка по погашению основного долга может составить до полугода. Помимо прочего, предприниматель может получить любую консультационную помощь в бизнесе, а также бесплатно пройти курс «Основы предпринимательской деятельности».
Интересно, что по данной программе не только не требуется опыт предпринимательской деятельности, но, напротив, одним из условий кредитования является отсутствие такого опыта в течение последних трёх месяцев. Таким образом, компания-франчайзер, сотрудничающая с банком, снимает риски возможной интерпретации её бренда. «Например, если вы работали в McDonalds и хотите открыть бизнес по франшизе с Subway, то так или иначе вы будете использовать прежние схемы и опыт. Тем самым вы можете нарушить концепцию бизнеса франчайзера», - объясняет Марина КОЛЕСНИКОВА, начальник отдела продаж малому бизнесу Воронежского отделения Сбербанка России.
Поэтому отсутствие предпринимательского опыта в данном случае только приветствуется. Тем более что даже большие пробелы в знаниях бизнес-процессов легко восполнить посредством обучающей программы: курс «Основы предпринимательской деятельности» можно пройти бесплатно.
Банк предоставляет и список франшиз. На сегодняшний день их 14 и они представлены в сегментах: детские развивающие клубы, торговля одеждой, прачечные, салоны красоты, автомойки, фитнес-клубы и др. К концу года число франшиз увеличится до ста, заявляет Александр Михайлусь.
Представители банка уверены, что новый кредитный продукт позволит стимулировать развитие малого бизнеса.
Людмила Ефанова
АиФ – Черноземье, 7 марта 2012 года.