Один из объектов, который должен был быть построен в рамках проекта «Доступное жильё» в нашей области, - посёлок Александровка в Новоусманском районе. Однако и этот проект реализовать не смогли.
Строительство коттеджей в Александровке началось в 2006 году. Областные власти расписывали, что к 2010-му здесь вырастет 3000 домов со школой, детским садом, медпунктом, магазинами и собственной почтой. Предполагалось, что Александровка будет первой ласточкой, а потом под Воронежем появится ещё несколько подобных посёлков.
Доступную цену квадратного метра (начиналась она с 9600 рублей, правда, сейчас выросла до 25 тысяч) обеспечили за счёт того, что федеральная казна оплатила половину стоимости инженерных сетей, вторую часть суммы выделила область.
«Конкурса не было и в помине»
Деньги из Москвы выделили после того, как в Воронеже в мае 2006 года побывал куратор нацпроектов Дмитрий Медведев. К его приезду по заказу областных властей в Александровке срочно возвели несколько коттеджей, продемонстрировали их гостю, а затем... разобрали: оказалось, что дома построили на частной земле.
Тем не менее настоящее строительство вскоре началось. Подрядчиков отбирало государственное унитарное предприятие «Свой дом», которое было назначено застройщиком и контролёром проекта. Официально говорилось, что подрядчики эти лучшие, отобранные по конкурсу. Однако через год две организации, «Созидание» и «Каменный век», обанкротились, оставив недостроенные стены, а руководитель ещё одной получил срок за финансовые махинации. Владимир Кулаков в разговоре с корреспондентами «МОЕ!» признался, что конкурса среди подрядчиков не было и в помине — участвовать предлагали всем фирмам, которые могли предложить дешёвые проекты домов.
Сейчас в селе вместо 3000 построено всего 295 домов. Впрочем, и из них заселено только две трети. Жители сетуют, что их выбросили в чистое поле один на один со своими проблемами.
«Люди не хотят здесь селиться»
Мы уже писали о недавнем ЧП в Александровке — ветер сорвал с одного из новых домов крышу. К счастью, коттедж не был заселён.
— Люди посмотрят и уезжают — не хотят селиться, — рассказывает жительница посёлка Инна Цуканова. — Качество домов оставляет желать лучшего. Мы за своими строителями следили, и то не уследили — дом трещинами пошёл, отопление сделали плохо. Среди соседей нет никого, кому не пришлось бы что-то ремонтировать после переезда.
Неподалёку от Цукановых живёт семья Степаненко. В одной из комнат у них вместо двери висит плёнка, бывшая когда-то натяжным потолком — он провис и порвался. Фасад усеян мокрыми пятнами. Хозяйка Елена рассказывает, что они появились из-за неправильного монтажа каркасных стен. Когда стены вскрыли, внутри обнаружили воду, и строительные эксперты, которых вызвали хозяева, сообщили, что из-за сырости деревянный каркас дома со временем сгниёт.
Семья Степаненко, как и другие жители Александровки, заключала трёхсторонний договор на строительство — с подрядчиком, в её случае это была фирма «Альфа плюс», и с застройщиком, ГУП «Свой дом». Когда Елена попыталась обратиться в «Альфу Плюс», ей ответили, что по этому адресу находится другая фирма, которая договоров с ней не заключала. Значит, исправлять огрехи исчезнувшего подрядчика должен застройщик, который, получается, плохо контролировал работу строителей?
Директор ГУП «Свой дом» Вадим ДУБОВ возражает: договор составлен так, что ответственность за строительство несёт подрядчик. И советует Елене искать правопреемника фирмы «Альфа плюс».
«Области надо рассчитывать только на себя»
Вторая глобальная проблема александровцев — отсутствие инфраструктуры. Ничего из обещанных благ там так и не появилось — ни медпункта, ни детсада, ни школы, ни поста милиции, между селом и городом так и не наладили автобусный маршрут.
Заместитель руководителя областного департамента архитектуры и строительной политики Владимир АСТАНИН сообщил нам, что детский сад в посёлке откроется через полтора месяца, а вот школу начнут строить только в 2013 году, и то если дождутся федерального финансирования.
— Что касается остального: мы дома построили, коммуникации подвели. Посёлок находится в Новоусманском районе, поэтому транспорт, медпункт, наружное освещение и прочее — задача местной власти.
Замглавы Новоусманского района Андрей Колыванов не захотел разговаривать по этому поводу с «МОЁ!». Но и так понятно, что у дотационного района своих проблем по горло и там нет ни средств, ни желания заниматься свалившимся ему на шею коттеджным посёлком.
Не исключено, что 295 уже построенных домов — это потолок. Ведь строительство новой, третьей, очереди села требует прокладки новых коммуникаций и дорог. Это стоит примерно 330 млн рублей. Без федеральной помощи область вряд ли на это пойдёт. А придёт ли помощь — большой вопрос.
— Когда я был членом Совета Федерации, мы принимали бюджет на 2012 — 2014 годы, — рассказывает «МОЁ!» Владимир Кулаков. — Финансирование регионов сокращается на порядок. Поэтому области надо рассчитывать только на себя. Формально Астанин прав: инфраструктурой посёлка должен заниматься Новоусманский район. Но по факту очевидно, что он не справится. Нужно, чтобы у руководства области были воля и желание довести коттеджный посёлок до ума. Уж школу и медпункт могли бы построить сами. Выложили же площадь Ленина брусчаткой за 150 миллионов...
Вместо послесловия
Недавно власти вдруг вспомнили о доступном жилье — о нём написал в статье Владимир Путин во время предвыборной кампании. Среди его предложений — то самое, о нём говорили аналитики, обсуждая провал нацпроекта: устранение монополизма на строительном рынке, освоение новых земель, снижение бюрократической нагрузки. Только непонятно, почему об этом заговорили спустя шесть лет после старта нацпроекта? До начала очередных президентских выборов этого никто из власть имущих не понимал?