Воронеж. 25.04.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив - Летом прошлого года «Абирег» рассказал о проекте, предлагающем перенести деловой центр Воронежа на намывные острова водохранилища. Эта идея легла в основу дипломной работы студента ВГАСУ Василия Поплавского, в которой, по сути, получила продолжение, поскольку родилась задолго до того у известных воронежских архитекторов Леонида Яновского и Александра Поплавского. Судя по оставленным к «абиреговскому» материалу комментариям, мнения разделились от определений «чушь» и «прожекты» до «Великолепно!!! Может быть, когда-нибудь…». В этот раз корреспондент ABIREG.RU разговаривал с самими архитекторами прямо в мастерской, а также смотрел фильм о том, как может измениться Воронеж в случае реализации проекта. Предлагаем посмотреть его и вам.
- В чем, на ваш взгляд, основная ценность проекта, в результате которого на территории водохранилища может появиться более 30 островов?
Александр Поплавский:
- С нашей точки зрения, именно в комплексности. Когда одним намывом и прокладкой дорог решается множество городских проблем: это проблемы экологии, проблемы территорий для строительства, транспортные проблемы…
Леонид Яновский:
- Основные проблемы города сейчас и всю жизнь в чем? Первая проблема – селитебные территории, северное направление умерло, истощилось… Нет там территорий сейчас, нет. Южное направление – это промзона - там, естественно, тоже нет. Остается восточное направление, в котором уже прилагались усилия… И все это на землях бывшего совхоза «Кировский». То есть Воронеж может развиваться только в восточном направлении территориально. Проблема? Проблема! Потому что земли в настоящее время принадлежат частному владельцу, а во-вторых, это территориально не город.
Вторая проблема – транспорт.
Александр Поплавский:
- Недавно начальник областного Управления ГИБДД господин Верзилин заявил публично, что года через два Воронеж ждет полный транспортный коллапс, город перестанет двигаться.
Леонид Яновский:
Третья проблема – проблема исторического центра, который застраивается офисами, современным жильем. Это уже и нравственная, и психологическая проблема для горожан… Как говорится, свято место пусто не бывает, и стремление «всунуться» в центр, построить там что-то всегда обосновано, потому что тяготение населения селиться в центре неотвратимо и будет продолжаться всегда, какие бы сопутствующие «грады» и другие образования мы ни строили…
И четвертая проблема, которая объединяет все проблемы одновременно, это проблема самого водохранилища. В чем она заключается? Напустили воды, порадовались лет пять-шесть, пляжи создали, покупались-поплавали - все. Теперь сине-зеленые водоросли, канцероген на дне, и конца-края этому не видно. И с каждым годом эта обстановка ухудшается. Что надо сделать? Слить воду – катастрофа, так как посредине города возникнет огромная территория, где будет грязь, а затем многие годы - пыль. Оставить все как есть? Ну, если мы временщики, мы можем не думать об этом, потому что через 15 лет посреди города появится болото с соответствующим запахом и прочими проблемами для жителей. Пусть наши дети разбираются?
С другой стороны, при том при всем в центре города есть 75 кв. км – а у нас не хватает места под офисы, бизнес-центры, развлекательные центры, парки, пляжи…
Мы хотим из этой проблемы, наоборот, сделать бренд воронежский. Поэтому вместо центробежных устремлений хотим сделать центростремительные. Но уже на новой основе. Для этого создается система островов, углубляется русло, которое сейчас не препятствует, а способствует возникновению этих водорослей, потому что вода прогревается на 1,5 – 2 метра и начинается необратимый процесс. Глубина должна быть до 5-10 метров, песком засыпаем весь этот канцерогенный ил - он не радиоактивный, поэтому его можно засыпать и на свайных конструкциях производить любое строительство на этой территории. Делаем протоки – те существующие русла: увеличиваем пропускную способность течения реки, за счет чего смываем весь остальной мусор.
- Я понимаю, что это законы инженерии, но все равно как-то фантастически это звучит…
- 55-й и 56-й районы на левом берегу возле Отрожки построены на насыпных территориях. Возле ВоГРЭСа, в центре Воронежа, не так давно предприниматели намыли территорию в 30 га!
Идем дальше. Делаем развязки на старых мостах. Делаем небольшие мостовые переходы от острова к острову и таким образом соединяем городские улицы левого и правого берега, например, Полины Осипенко с Большой Стрелецкой... То есть мы создаем «капилляры». Кроме всего прочего, мы намываем территории для жилья, для бизнеса, для учреждений здравоохранения, да и просто для «чистого отдыха»: пляжи, отмели и т.д. Есть резон? Есть! Ну, если не нравится – пусть кто-то предложит свое, другое. Но надо же что-то делать!
- То есть можно сказать, что это единственный практически выход для города-миллионника?
Александр Поплавский:
- Как нам видится, это действительно единственный выход.
Леонид Яновский:
- Давайте будем скромнее. Это, может быть, не единственный выход для миллионного города. Можно, например, пойти по пути Москвы: присоединить к себе Новую Усмань, Семилуки и прочее и там делать центры и подцентры. Но будет ли это дешевле? Это вопрос! Да и проблема водохранилища при всем при этом, при московском варианте расширения территории, останется.
Допустим, мы какие-то (немалые) средства нашли, сделали транспортную сеть, избежали коллапса – фантастика, конечно, но допустим, - а с водохранилищем что делать? Губернатор сказал, что вопрос, связанный с нашим проектом, нужно изучить вместе с экологами. Правильно сказал. Конечно, нужен анализ, нужны оппоненты, как говорил Райкин, «нужен диспут». Поэтому в рамках V Воронежcкого промышленного форума этот вопрос обсуждался экологами.
Александр Поплавский:
- Я делал этот доклад на круглом столе, но он касался не только экологического аспекта, а всего проекта. Но участие в совещании принимали именно экологи. С большим, надо сказать, интересом они все это восприняли, задавали достаточно конструктивные вопросы. Например, снова возвращались к возможности спустить водохранилище и вернуться к прежней речке. Но специалисты на этот счет уже давно дали заключение: накопившийся ил будет сохнуть не один десяток лет. А когда, наконец, высохнет – превратится в пыль. И эта пыль будет разноситься по городу. А каждую весну территория водохранилища будет затапливаться, что будет еще удлинять процесс высыхания ила на неопределенный срок. То есть болото весной, пыль летом. Вот перспектива. Ну и запах, конечно. Поэтому нам нельзя возвращаться к старому, надо стремиться к новому! Надо из этой непростой ситуации стремиться выйти с более интересным и функциональным результатом: решить не только экологические проблемы, но и общегородские.
Леонид Яновский:
- Нам надо доказать на всех уровнях, что водохранилище в центре города – это большая проблема для миллионника. И войти в какую-то федеральную программу.
- Каким образом?
- Это региональное правительство и городские власти, наверное, должны позаботиться. Назвать эту программу, например, «Спасение города Воронежа». То есть надо начинать с верхов, а не с низов – не с демонстраций протеста граждан, а с волевых политических решений руководителей. В частности, много говорится о том, что в перспективе нас ждет укрупнение регионов: Воронеж достоин того, чтобы получить статус центра черноземного региона, а если надо – и побороться за этот статус.
Александр Поплавский:
- Воронеж в свое время сделал такой, мощный рывок, потому что в 20-30-е годы небезызвестный план ГОЭЛРО подразумевал изменение административно-территориального деления страны. И были образованы Северная, Центральная, Центрально-Черноземная области… Последняя – с центром в Воронеже. Почему именно в Воронеже? Из-за географического положения. И сразу произошел резкий рывок в развитии, и Воронеж стал опережать другие города. Потом, в 30-е годы вернулись опять к системе областей мелких, старых губерний… Но тем не менее Воронеж очень долгое время оставался главным городом в ЦЧР, и при Хрущеве у нас размещался Совнархоз – Совет народного хозяйства ЦЧР, то есть это было как бы Министерство промышленности в масштабах Центрального Черноземья.
По сути, мы повторяем пройденное. 30 лет назад была издана книга, автором которой был доктор наук профессор Хорев, в последующем советник Зюганова по экономическим вопросам. И он цифрами доказал, что областная система деления территорий устарела безнадежно, что в центральной России необходимо вернуться к старой системе – укрупнить территории, а где-то на востоке предлагал, наоборот, «размельчить» огромные территории. То есть это все было издано еще в советские времена и было признано… Другое дело, что никто этим практически не занимался. Но сейчас пошел процесс: Пермский край образован и т.д. Назрела тема.
Леонид Яновский:
- Воронеж исторически был центром ЦЧР, и сейчас его статус надо доказывать - в частности, вот такими проектами, федеральными программами под них.
- Действительно ли стоимость проекта будет «неподъемной», как уже говорит об этом людская молва?
Александр Поплавский:
- Воронежские ученые-экономисты сделали расчеты. Полоску земли под большую дорогу с развязками, с мостами они оценивают в 30 млрд рублей единовременных затрат. А затем уже можно эти острова расширять, отдавать под частную застройку и т.д.
Леонид Яновский:
- Если брать в сравнении: стадион «Зенит» строится в Санкт-Петербурге за 120 млрд рублей, реконструкция Мариинского театра стоит около 30 млрд - одна новая сцена тянет на 19,1 млрд рублей, или 472 млн евро (из федерального бюджета), как сообщал «Коммерсантъ»… А тут речь идет о нормальной жизни миллионного города в центре России.
30 млрд, конечно, цифра приблизительная. Имеется в виду намыв островов, инженерные коммуникации и прокладка основной продольной трассы. Затем мы должны утвердить статус этих земель, и после этого город будет выставлять на торги получившиеся территории с конкретной целью – строительство того или иного объекта или группы объектов. Тогда никто не будет рваться с застройкой в историческую зону центра города, потому что все что угодно можно будет построить еще «центрее», на абсолютно одинаковом расстоянии от левого и правого берега. На территории водохранилища везде – центр, все рядом.
Сумма также будет зависеть и от составляющей продажи этой земли пользователям. Одним словом, это называется частно-государственное партнерство: государство финансирует инженерию, инфраструктуру, а частный бизнес подхватывает то необходимое, что нужно городу.
Александр Поплавский:
- Вообще-то, мы подумывали о создании фонда, деньги из которого можно было бы использовать на проектные работы и т.д… Но это все возможно только после того, как будет изъявлена политическая воля, иначе у нас нет никаких оснований предпринимать какие-то действия. Конечно, в правительстве воронежском кто-то должен взяться за продвижение этого проекта.
- Давайте подробнее поговорим вот об этой «основной продольной трассе»…
Леонид Яновский:
- Помимо наших воронежских проблем, есть касающаяся нас еще и такая общерегиональная, а может быть, и общероссийская проблема как трасса М-4, которая сейчас, по сути, врастает город. Но такого быть не должно. Это основная магистраль, которая должна проходить по территориям за городом. Поэтому предусматривается северный объезд, который пройдет по коренным лесам, пересечет пару раз Усманку, разрушит наши зоны отдыха, нанесет вред лесному фонду.
Наш проект предусматривает такой вариант, что трасса, которая пройдет по территории водохранилища, будет выходить на трассу М-4 в двух местах, она будет эксплуатироваться только для городских нужд, а М-4 – для нужд страны, ну и работать, в частности, на наш регион. Мы предлагаем вместо северного обхода М-4 оставить прежнюю трассу на окраине Воронежа, а для внутригородских нужд сделать дорогу по центру территории водохранилища. Таким образом, мы экономим на северном обходе. А деньги на обходную дорогу можно перенаправить в город.
То есть мы даем параллельно Задонскому шоссе еще один въезд в город через Чертовицкое, и это серьезно ослабит нагрузку на въезд в Воронеж с московской трассы по Московскому проспекту. Она пойдет вдоль водохранилища и возле железнодорожного моста выйдет на водохранилище и пойдет по островам, так как дальше начинаются частные владения, участки и т.д. И потом в районе Масловки дорога выйдет на нововоронежскую трассу, а затем - опять же на М-4 в районе Рогачевки.
Это значит, что транзитному транспорту не надо будет ехать по центру города, по всем перекресткам и светофорам. Это и бензин водителям сэкономит, и воздух в городе будет чище – когда машина с постоянной скоростью идет, она выпускает меньше токсинов в окружающую среду. Опять экология, опять единый узел… В общем, у нас есть ответы на многие вопросы.
Александр Поплавский:
- И транспортная связь внутри города будет отличная. У нас транспорт собирается обычно в районе мостов. А мы предлагаем рассредоточить это все, чтобы не ломиться в «узкие места». Вот, с улицы Коммунаров можно будет сразу попасть на Димитрова…
Леонид Яновский:
-…с Большой Стрелецкой мостик, 60-70 метров пролета, - и мы уже на левом берегу. Без грандиозных мостовых конструкций.
Александр Поплавский:
- Кстати говоря, мы думали и о легком метро в этом проекте: тот же трамвай, только не в тоннеле, а в конструкции. И это тоже может серьезно повлиять на улучшение транспортной ситуации. Потому что подземное метро – это неслыханные затраты, это людские ресурсы, это невероятная база и самое главное - вы знаете, что, например, метро окупается в городе, когда существует не менее пяти линий? А если пустить одну - она убыточна заведомо, она никогда себя не оправдает. То есть мы считаем, что если начнется серьезное, масштабное строительство в этом районе, то это неизбежно окажет положительное влияние на весь город.
Леонид Яновский:
- Под дорогой рядом с водохранилищем у нас будет мощный коммуникационный коридор, где можно разместить все: чтобы можно было зайти в помещение, посмотреть состояние всех инженерных коммуникаций…
- А что на вашей рабочей карте обозначено желтым?
- Здесь, например, может быть трасса «Формула-1». С естественными трибунами на правом берегу. То есть, с любой точки можно наблюдать прохождение трассы.
Вот, мы отрыли бы существующую речку, историческую речку, которая текла возле левого берега, отрыли бы мощно и основательно - и оттуда засыпали бы эти острова. И это было бы углубленное русло, увеличилось бы течение реки и постепенно началось бы самоочищение воды.
Была такая история в Западной Германии, когда по Рейну плыла нефть в промышленном Рурском районе. И вот они в 60-е годы, во времена «немецкого экономического чуда», взяли и намыли продольные острова в Рейне. Как бы в трубу с водой они всунули стержень и за счет этого увеличили давление воды. И после этого из Рейна пили воду.
Александр Поплавский:
- Сейчас туда лосось зашел, которого не было уже сто лет. То есть в этом смысле решение одной проблемы ведет за собой и другие. Вода будет самоочищаться, и загрязненные всякими нефтепродуктами городские ливневые стоки, так называемая условно чистая вода, потребуют установки очистных сооружений. И таким образом это стимулирует вообще улучшение экологической ситуации в городе в целом. Как, допустим, хорошие дороги улучшают транспортную ситуацию, так и очищенная река будет стимулировать очистку сточных вод.
А если здесь начнут строиться бизнес-центры, отели и т.д. - это создаст условия для сохранения исторического облика центра Воронежа. И, конечно, это хорошая возможность для состоятельных людей, которые строят дома у реки за городом, построить коттедж в центре, на острове, но - у той же реки…
Кстати, мы посчитали: намыть одну сотку стоит примерно 200 тысяч рублей. А продажная цена сегодня этой сотки под строительство в центре города – полтора-два миллиона рублей.
Леонид Яновский:
- Причем эти территории раскупятся мгновенно.
- То есть, по сути, это все – «золотое дно» в прямом смысле этого слова?
- Да.
Александр Поплавский:
- Можно смело так говорить. Вот мы и стремились использовать ситуацию. Некоторые высказывали мысли такие: давайте на намытых территориях создадим парковую зону. Но ведь понятно, что это будет социально неконтролируемая территория в центре города. Перспектива у этой парковой зоны понятно какая: пьянство, наркотики и т.д… Это, кстати, уже было в 60-е годы, когда еще до водохранилища в городе была река, а возле реки был луг. И вечером на этом лугу – костры, а возле них пьяные компании… И опять же нужны мосты и дороги, чтобы полиция могла все это как-то контролировать. И все равно это не реально на такой гигантской территории… Здесь обязательно должно быть и жилье, и деловые центры, и т.д., чтобы была возможность контроля в любое время суток.
- А водные магистрали для отдыха – катания на катерах, например, здесь и останутся?
- Конечно, останутся. Здесь даже речной транспорт может появиться. Если это будет экономически обосновано, то можно пустить речной трамвайчик.
Ну и, кстати говоря, нельзя забывать о состоянии пригородов. Сейчас, конечно, на пригороды идет безумное давление. Среда там стонет. Если хотя бы треть людей останется в городе, ослабнет антропогенное давление на Усманку и все близлежащие территории.
Леонид Яновский:
- Ну, представьте себе: сейчас на огромной массе водохранилища из четырех километров пляжа что осталось? Если наш проект будет реализован, пляжа будет километров 150. Представляете, сколько можно будет там людей разместить, желающих искупаться в чистой воде! И никуда ехать не надо.
Александр Поплавский:
- Практически везде будет к воде выход. Мы стремились, чтобы и с берегов, и на островах был свободный доступ к воде. И зеленая зона, и деловой центр, и набережная, и пляжи… Понимаю, что есть некий стереотип: Санкт-Петербург с гранитными набережными. Но там совершенно другие условия, в том числе и климат.
Леонид Яновский:
- В общем, мы, авторы, сделали все, что было в наших силах: обнародовали информацию о проекте через СМИ, разослали экземпляры в город и область – ознакомили мэра и губернатора, органы архитектуры и градостроительства, органы экологии и т.д. К документам прилагали буклет с фотографиями и диск с видеороликом о том, как это все будет выглядеть. Остальное не в наших полномочиях.