Разбирательство гражданского дела о ДТП, в котором сотрудница одного из банков Оксана Суворова сбила вице-мисс конкурса «Краса воронежского края» Анастасию Куманикину, длится больше года. Правдами и неправдами, с подключением Андрея Малахова и его программы «Пусть говорят» разбирательство успело перерасти в уголовное. А решение вопроса на поверхности - оно больше морально-этического характера.
10 апреля 2011 года, в 14 с копейками часов, по проспекту Революции, в районе железнодорожной поликлиники в сторону «Работницы», в левом ряду (трехрядная полоса) в общем потоке ехали «Жигули» 12-й модели. За рулем была 28-летняя сотрудница районного отделения одного из банков Оксана Суворова. У пешеходного перехода напротив поликлиники поток остановился, уступил, как и положено, дорогу прохожим. Перед «Жигулями» были две машины. Пропустив пешеходов, поток двинулся дальше. Был первый самостоятельный выезд в город Оксаны по доверенности на машине брата. Чуть помедлив и удостоверившись, что впереди идущие авто на безопасном расстоянии, Оксана тронулась. Стала набирать скорость. Метрах в двадцати от перехода вдруг в секунду перед ней появилась девушка, перебегавшая дорогу в неположенном месте. Водитель крайнего правого ряда чуть притормозил перед перебегавшей дорогу, перед авто среднего ряда потерпевшая успела проскочить, а вот в третьем, левом ряду и произошел несчастный случай - наезд, который, по экспертному заключению, невозможно было предотвратить.
Потерпевшую - 20-летнюю Анастасию Куманикину, студентку четвертого курса института физкультуры, кандидата в мастера спорта по карате - от удара занесло на капот. Она ударилась головой о ветровое стекло и упала на асфальт. Карета скорой помощи увезла потерпевшую в больницу «Электроника». На следующий день Анастасия была переведена в областную клиническую больницу. Оперативные работники ГИБДД не заставили себя ждать. Были определены понятые, на месте опрошены свидетели, проведены оперативно-следственные мероприятия.
Конечно, каждое столкновение человека с железом жутко. Можно только искренне посочувствовать Анастасии. Никто не застрахован от несчастного случая, все мы, как говорится, под Всевышним ходим. И слава богу, что происшествие обошлось без трагедии. У потерпевшей Куманикиной обнаружили закрытое повреждение связок левого коленного сустава, закрытый перелом внутреннего надмыщелка левой бедренной кости. Через месяц она уже была в порядке, успешно сдала сессию, а на каникулах летом радовалась жизни в ночных клубах. Дай-то бог!
Все бы ничего, но потерпевшей оказалась вице-мисс накануне завершившегося конкурса «Краса воронежского края», что стало причиной травли Оксаны Суворовой со стороны печатных и электронных средств массовой информации. Анастасия вместе с матерью вжилась в образ невинно пострадавшей. К сожалению.
Первое сообщение о ДТП с участием вице-мисс появилось на новостной ленте сайта одной из бульварных газет. Со ссылкой на слова Анастасии Куманикиной, из сообщения явствовало, что она переходила дорогу по пешеходному переходу, все машины остановились, чтобы пропустить ее, как вдруг из ниоткуда появились «Жигули». Анастасия поделилась, что обе ноги у нее в гипсе, врачи оценивают ее состояние как стабильное, и чувствует она себя нормально.
По опыту знаю, что многие молодые корреспонденты черпают информацию из Интернета, не удосужившись копнуть глубже, разобраться. Так получилось и на сей раз. Диву даешься, читая в одной из областных газет: «Настя переходила дорогу на пешеходном переходе. Вдруг из последнего ряда вылетел на бешеной скорости «ВАЗ-2112». Машина сбила красавицу и протащила с десяток метров», «несколько переворотов на крыше», «глаза заливало кровью, рот был наполнен мелкими осколками стекла». До приезда «скорой», пишет корреспондент, девушка некоторое время пролежала на асфальте без сознания («Со слов больной, сознание не теряла» - из заключения областного бюро судебно-медицинской экспертизы), потеряла много крови («было небольшое пятно» - из заключения следователя ГИБДД). И слезливо восклицает: «Как Насте удалось выжить?». Гораздо дальше пошла автор другой газеты: «Водитель автомобиля скрылся с места происшествия». Чушь полная!
Но дело было сделано, общественность взбудоражена. Подлило масло в огонь, внесло нервозность и информагентство при устроителях конкурса. Оно поместило высказывания мамы потерпевшей, где она больше напирала на рекламную часть, восхваляя депутата Госдумы Сергея Чижова, одного из организаторов. Директор конкурса поведала, что отправили Настю к лучшему первоклассному специалисту, который спас тысячи жизней. Хотя вопрос о жизни и смерти вообще не стоял.
Каково же было Оксане Суворовой, в тот злополучный день оказавшейся за рулем? С минуту она просидела в оцепенении. Потом вышла, вызвала «скорую», подошла к Насте, извинилась. В тот же день позвонила в больницу Насте, на следующий - матери, предлагала помощь в лекарствах, лечении. Мать Насти, ее понять можно, отказалась: «Мы не хотим вас видеть». На том ответы на звонки прекратились.
Оставлю пока в стороне первоначальные официально заверенные выводы следователей. Вот что сказал мне свидетель Василий Гупало: «Повторю, что говорил и представителю ГИБДД. Потерпевшая перебегала улицу в метрах двадцати от «зебры». Был удар. Она повалилась на капот, а затем упала на землю. Все случилось на одном месте. Машина не тащила потерпевшую по земле, никаких кульбитов по крыше не было». Василий, случайно оказавшийся на месте ДТП, сам работает в «скорой». Так получилось, что ему довелось на следующий день перевозить Настю из «Электроники» в областную больницу. Именно он узнал Настю выходящей летом под утро из ночного клуба, подвез ее вместе с подругой («таксовал») в Северный микрорайон. Потом тот случай Василию выйдет боком на встрече с четвертым по счету следователем следственного отдела по ДТП главного следственного управления МВД по региону. Важный чин, по показаниям Насти, пытался получить доказательные сведения, что, мол, Василий, мягко говоря, приставал к Насте. И, получив отпор, принялся давать ложные показания. Но я немного забежал вперед.
Понятой Евгений Рыжих также подтвердил, что ДТП произошло в 20 метрах от пешеходной разметки. На карте-схеме места осмотра обозначено расстояние в 19,2 метра. В экспертизе центра судебной экспертизы Минюста - 30 метров.
После ДТП с первоначальным официальным заключением «травма средней тяжести» было возбуждено дело об административном правонарушении. Но окончательное решение следователем областного управления ГИБДД принято не было. Следователь под напором адвокатов потерпевшей стороны отказался от закрытия дела, подал рапорт и уволился. Дело было передано другому оперативнику ГИБДД. Тогда же на сотовый телефон Оксаны Суворовой поступил звонок без возможности опознать номер собеседника: неизвестный мужчина, не представившись, сказав лишь, что он приехал из Москвы по делу о ДТП, и предложил Оксане встретиться. Ее удивило, что незнакомец прекрасно был осведомлен о ней, знал, что она в разводе, что у нее двухлетний ребенок. Но от встречи Оксана отказалась. Испугалась.
А информационное шоу тем временем продолжалось. Где-то два месяца спустя в местных интернет-сетях стали появляться сообщения с проклятиями в адрес Оксаны типа «Чтоб ты сдохла», «Чтоб ребенок твой сдох». А в один из дней анонимный автор посоветовал Оксане включить в определенное время Первый канал телевидения - посмотреть ток-шоу многословного Андрея Малахова «Пусть говорят».
Рассказывает Оксана: «Я с ужасом ждала передачу. После слов мамы Насти Куманикиной о том, что та вся в гипсе, после чудовищных публикаций я думала, что Настя появится, не дай бог, на костылях. Но Настя вышла как на подиум, вся из себя и без зазрения совести начала рассказывать, мягко говоря, небылицы. На всю страну. По эмоциональному настрою не отставала от нее и мама». Обыватель, наверное, не совсем разбирается - да ему и ненужно - в кухне всяких ток-шоу. Попасть на передачу не так-то просто, даже зрителей зазывают на вокзалах за деньги. На фоне такого давления и шло разбирательство. Вернее, оно фактически зашло в тупик. Были попытки адвокатов с обеих сторон полюбовно разойтись, рассчитав моральный ущерб. Потерпевшая сторона в лице адвокатов оценила его в 600 тыс. рублей. Для одинокой молодой мамы (родители-пенсионеры проживают в сельской местности) сумма, надо сказать честно, неподъемная. Оксана Суворова готова заплатить приличествующую ситуации сумму, но, конечно, не такую.
Вялотекущее разбирательство продолжалось до сентября. Спустя полгода на свет появилось заключение эксперта Воронежского областного бюро судмедэкспертизы на основе медицинских карт стационарного больного из больницы «Электроника», областной клинической больницы, заверенная копия медицинской карты амбулаторного больного из поликлиники МУЗ «Бобровская центральная райбольница» (Анастасия Куманикина из тех краев родом). Содержание медицинских карт противоречивы. Сначала говорится об общем состоянии средней тяжести. Есть даже последняя запись: «Движения в полном объеме, безболезненные». Но общий вывод таков: «Телесные повреждения квалифицируются как причинившие тяжкий (выделено мной. - В. С.) вред здоровью». Где ж вы раньше были, господа эксперты?
Такое запоздалое заключение было для Суворовой как гром среди ясного неба, поскольку «тяжкий вред» квалифицируется как уголовно наказуемое дело. Дело передали в УВД Центрального района, где оно долго не задержалось ввиду общественно значимого случая. Теперь, спустя год, находится в следственном отделе по ДТП главного следственного управления управления МВД по области.
Слава богу, что движения у Анастасии Куманикиной «в полном объеме». Жить бы ей и радоваться, но… Жажда мести никого никогда ни к чему хорошему не приводила.
Вагиф Султанов
Воронежский курьер, №46, 28 апреля 2012 года.