WorldClass

11 мая 2024, 22:11
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Воронежский курьер // Дорожная карта бита

12.05.2012 13:08

Московскому НИИ подправили дорогостоящий проект

ОАО «НИИ автомобильного транспорта» (Москва) презентовало властям Воронежа три варианта схемы организации дорожного движения до 2017 года стоимостью от 140 млн до 40 млрд рублей. Местные эксперты разругали работу столичных коллег, и к ним присоединился губернатор Алексей Гордеев: «Ездишь по городу и видишь, что реакции на критику практически нет». Конечный вариант проекта стоимостью почти 30 млн рублей горадминистрация ждет к 1 июля.

Представлял мэру Сергею Колиуху и его подчиненным концептуальные решения заведующий профильным отделом столичного НИИ, кандидат технаук Дмитрий Енин. По его словам, транспорт по улицам Воронежа передвигается со средней скоростью около 22 км/ч, а в пиковые часы на магистралях не поедешь быстрее 8 км/ч. Причины, в общем, известны: неразвитая улично-дорожная сеть, ограниченность инфраструктурных связей между районами города на фоне высокого роста уровня автомобилизации. На тысячу воронежцев приходится 250 легковых машин, а вместе с грузовиками и мотоциклами - 330 транспортных средств. В течение ближайших пяти лет показатели вырастут до 312 и 380 соответственно.

Городские власти решили подойти к проблеме комплексно, заказав за 29,5 млн рублей разработку схемы по улучшению организации дорожного движения. Судя по словам Енина, она учла как перспективные, так и недавно реализованные масштабные проекты. К примеру, появление набережной Массалитинова, которая, разгрузив центр города, перенесла пробки на улицу Ломоносова, многочисленные спуски с правого берега. И специалисты надумали три варианта решения транспортной проблемы: базовый, компромиссный и затратный.

Первый вариант, он же бюджетный (80 - 140 млн рублей), рассчитан на 2012 - 2013 годы и не предполагает конструктивных изменений улично-дорожной сети, а лишь организационные корректировки на некоторых перекрестках. В частности, на улицах Антонова-Овсеенко - Хользунова - 45-й Стрелковой дивизии, пересечениях Московского проспекта с теми же улицами, а также Урицкого с проспектом Труда, 20 лет Октября - Кирова - Моисеева, Кольцовской - 9 Января - Свободы и других (всего 25). По идее, их пропускную способность без особых вложений можно повысить на 6-20%. Для примера разработчики проекта разобрали ситуацию на перекрестке у «Пирамиды» в районе памятника Славы. Участок предлагается оборудовать островком безопасности и разделить длинную «зебру» шестиполосной магистрали на две части, к каждой из которых должен вести свой сигнал светофора. Затея интересная, но, как признались ее авторы, улучшения на обновленных таким образом пересечениях в большинстве своем понесут локальный характер и не приведут к сетевому эффекту. С того же памятника Славы поток транспорта упрется в Беговую, пробка просто переедет. «Базовый вариант нас не спасет», - реагировал зал.

Второй вариант предусматривает частичные изменения в инфраструктуре дорог, в том числе их расширение (что мы наблюдали в 2011 году на Остужевском кольце и в микрорайоне СХИ) и новое строительство. Помимо выполнения бюджетных мероприятий, компромисс дополняется внесением корректив на 15 фрагментах улично-дорожной сети (перекрестки улиц Остужева - Переверткина, Матросова - Ворошилова, проспекта Патриотов - улицы Тепличной и так далее). Суть мероприятий пояснили на примере пересечения улиц 9 Января и Антонова-Овсеенко. Чтобы создать альтернативное движение, минуя центр города, предлагается возвести двухуровневую эстакаду в направлении с юга на север по улице Антонова-Овсеенко, за счет чего появляется возможность использования круга для левого поворота на улицу 9 Января и наоборот. Затраты на второй вариант (от 2,7 млрд до 4,5 млрд рублей в 2014 - 2015 годах) обещают обернуться повышением эффективности улично-дорожной сети на 15 - 36%, но вряд ли окажут существенное влияние на такие ключевые участки, как проспект Труда, улицы Урицкого, Ломоносова, Шишкова. Полной ликвидации заторов не произойдет, а эффективность на уровне 15% проглотит рост автопарка.

Наконец, третий вариант, если на него найдутся деньги (в 2016 - 2017 годах - около 35 млрд рублей), предполагает капиталоемкие вложение в дорожно-мостовое строительство на пересечениях улиц 9 Января и Машиностроителей, Урицкого и Ленина, 45-й Стрелковой дивизии и Бурденко, Грамши - 20 лет Октября - набережной Буденного, Московского проспекта - проспекта Труда - улицы Урицкого. Предусмотрены реконструкция транспортных пересечений улиц Новосибирской и Менделеева, Ленинского проспекта и улицы Героев Стратосферы; строительство новых транспортных связей от Московского проспекта до улицы Остужева и от улицы Героев Стратосферы до Волгоградской. Тогда, как поясняют эксперты, автомобилисты смогут передвигаться по Воронежу с комфортной скоростью, но в зависимости от длины маршрута. Эффективность мер оценивается на уровне 30%. И, конечно же, она точно будет достижима при комплексном внедрении трех предложенных вариантов. В сумме набегает примерно 40 млрд рублей - пять юбилеев города. Совсем недавно подобная цифра считалась мечтой даже для облбюджета.

В ходе доклада специалистов московского НИИ прозвучали такие рекомендации, как дневной запрет на въезд грузовиков к предприятиям и объектам торговли, направление транзитного транспорта в объезд центральных магистралей. По подсчетам экспертов, в городе 84 организации, осуществляющие поставку сырья и вывоз готовой продукции. Основное грузовое движение сосредоточено на левом берегу, где доля тяжелого транспорта достигает 44%, на улице 45 Стрелковой дивизии (21%) и проспекте Патриотов (31%). Однако наиболее загруженными участками ожидаемо назвали Московский проспект, улицы Плехановскую, Ворошилова, Димитрова, Северный мост и ВОГРЭС. А чтобы расчистить центр города, потребуется 28 подземных стоянок. Зато до 2017 года, по подсчетам аналитиков, для Воронежа не будет актуален вопрос выделения отдельной полосы для общественного транспорта. Просто количество пассажирских маршрутов у нас слишком большое, а карманы для парковки автобусов малы. Более 85% остановок не отвечают нормативам.

«Надо обсуждать, а не рассказывать то, что мы и так знаем», - заявил руководитель управление автодорог области Александр Трубников. И после доклада продолжил: «Одна теория, констатация фактов, вы извините за резкость, но мы хотели услышать более радикальные предложения, которые используются в Европе или Москве». Чиновник добавил, что на том же Московском проспекте уже планируется возведение развязки, свой проект предложили ОАО «Мостотрест» (детище Аркадия Ротенберга) и ООО «Центр-Дорсервис», но местные специалисты переживают, что на магистрали ничего в корне не изменится. Тут же выступил представитель воронежской фирмы «Киносарг». Он возмутился, что в предложенных схемах не учтены их наработки, в том числе вариант развязки на улице Хользунова, который дешевле мостотрестовского практически в два раза. В общем, выяснилась очевидная вещь: местные дорожники не лыком шиты. «Одна голова - хорошо, а две лучше, - напомнил доценту Енину мэр Сергей Колиух. - Используйте мозги!».

По словам сотрудников столичного института, они делали комплексные схемы организации движения в Мурманске, Калининграде, Калуге и других городах. По сравнению с ними первым большим недостатком Воронежа видится отсутствие внеуличного общественного транспорта: «Наличие исключительно личных машин, автобусов и троллейбусов - чрезвычайно тяжелая ситуация для города».

Готовую комплексную схему организации дорожного движения авторы проекта обещают представить к 1 июля. От внедрения ее первого варианта ожидается социально-экономический эффект на уровне около 100 млн рублей, от второго - около 2,5 млрд и от третьего - 12 млрд. То есть все мучения себя окупят довольно быстро - во всяком случае, в теории.

Андрей Цветков
Воронежский курьер, №50-51, 12 мая 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0