Специалисты считают, что разработка месторождений опасного металла, может стать причиной полного исчезновения редкого вида реликтовых животных, на изучение которых Всемирный фонд дикой природы выделил специальный грант.
22 мая в Воронеж пришло две новости. Как водится, хорошая и плохая. И обе касаются Хопра. К сожалению, радость от хорошей полностью перечеркнулась плохой. Сначала о хорошем. Хоперский заповедник получил грант от Всемирного фонда дикой природы. 430 тысяч рублей сотрудникам заповедника выделили на то, чтобы изучить проблемы сокращения численности редкого, занесенного в Красную книгу зверька – русской выхухоли. Пока она еще полностью не вымерла на Хопре. Специалисты заповедника считают, что популяция в нашем регионе насчитывает всего 50 зверьков, плюс-минус пара десятков.
- Изучать выхухоль сложно. Куда проще заниматься тиграми и леопардами, это, конечно, опасные кошки, но методы наблюдения за ними просты. А выхухоль даже увидеть непросто: она малых размеров, на сушу выходит редко, по следам не найдешь – какие следы на воде, - говорит научный сотрудник Хоперского заповедника Наталья Марченко. - Вот всплывет она, пойди разбери – подсчитанная или другая? Окольцевать-то не за что – ушей нет, за хвост кольцо не повесишь, может воспалиться, ведь там расположена мускусная железа. И никто не хочет этим заниматься. А ведь зверек необычный, с интересной семейной жизнью!
О редких, забавных животных Наталья Марченко может рассказывать часами и с упоением - 40 лет отдала их изучению. Реликтовый зверек с тонким хоботком и длинным хвостом, напоминающий крысу, а на самом деле являющийся родственником крота, ведет водный образ жизни, строит норки в поймах реки, где достаточно насекомых для прокорма, ведь за день 450-граммовая пушистая кроха съедает до четверти своего веса! В вопросах семьи выхухоль – большая привиреда: по каким причинам самца выбирает – не разберешь. А в неволе не размножается.
- С каждым годом численность выхухолей уменьшается. И если не решать проблему, в Воронежской области выхухоль просто вымрет. Из-за ухудшения экологии, обмеления рек, браконьеров, глушащих рыбу, а заодно и все кругом электрошокерами, и бросающих в водоемах нейлоновые сети, - считает Марченко. - На средства гранта наши специалисты планируют систематизировать факторы, влияющие на снижение численности выхухолей и провести подсчет зверьков. Первым делом приобретем видеокамеры и фотоловушки, с помощью которых проведем съемку животных, а заодно и браконьеров. 200 тысяч потратим на акваметр, определяющий уровень загрязнения воды. Результаты будут готовы уже через полгода.
А сейчас выхухоли угрожает еще один отрицательный фактор – разработка никелевых месторождений, что находятся как раз в Новохоперском районе.
- Поскольку месторождение находится на глубине 300 метров, при добыче никеля будут вскрыты несколько водоносных горизонтов. Из-за этого очень сильно упадет уровень грунтовых вод, а затем и Хопра, – уверена Наталья Марченко. – Это значит, высохнут все пойменные водоемы – место обитания выхухолей. Я уже не говорю о вреде для человека, ведь речь идет о тяжелом металле… Вообще удивительное дело: на лучших в мире черноземах вместо сельского хозяйства разрабатывать никель! Не лучше ли поднять на мировой уровень сельское хозяйство? Мы уверены, что и восстановить популяцию выхухоли возможно, если этим заниматься. Можно довести ее до 1500 зверьков. И тогда брендом нашей области вполне может стать выхухоль, а не разработка никеля!
И тут мы добрались до новости плохой. Не смотря на все протесты воронежской общественности, многочисленные акции, пикеты против разработки никелевых месторождений и митинги в защиту Хопра (по оценке ЮНЕСКО, самой чистой реки в Европе), состоялся конкурс на разработку месторождений. Выиграл его Медногорский медно-серный комбинат, который входит в холдинг Уральской горно-металлургической компании.
Получается, что все усилия настоящих сподвижников, на мизерные зарплаты пытающихся сохранить окружающую среду, пойдут прахом. Что какие-то 430 тысяч Всемирного фонда дикой природы, которым искренне радовались ученые Хоперского заповедника, в сравнении с миллиардами прибыли от добычи никеля!
Сиюминутная, ирреальная прибыль… С ней останется неодушевленный бюджет, к которому каждый конкретный воронежец не имеет никакого отношения. Зато мы останемся с болезнями и плохой экологией. Что уж говорить о выхухолях...