WorldClass

20 сентября 2024, 15:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий – о том, как повысить зарплату преподавателям вузов

24.05.2012 13:56
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика. - Президент РФ Владимир Путин на своём официальном сайте заявил, что с 1 сентября 2012 года зарплаты преподавателям вузов будут доведены до средней по региону, а начиная с 2013 года, зарплата преподавателей вузов возрастёт в два раза. Ректор ВГУ, профессор Дмитрий Ендовицкий знает источники, с опорой на которые возможно осуществление задуманного.- Во-первых, это внутренние резервы вуза.

Воронеж. 24.05.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика. – Президент РФ Владимир Путин на своём официальном сайте заявил, что с 1 сентября 2012 года зарплаты преподавателям вузов будут доведены до средней по региону, а начиная с 2013 года, зарплата преподавателей вузов возрастёт в два раза. Ректор ВГУ, профессор Дмитрий Ендовицкий знает источники, с опорой на которые возможно осуществление задуманного.

- Во-первых, это внутренние резервы вуза. Например, повышение зарплаты преподавателям возможно через повышение платных образовательных услуг населению. Большинство вузов будет искать выход в наращивании платного контингента студентов. Но недавняя новация по установлению новых нормативов финансирования подготовки студентов (напомню, для гуманитарных специальностей нижний порог – 60,2 тыс. рублей, для инженерных специальностей – 112 тыс. рублей. Это только бакалавриат, в магистратуре цифры выше) является существенным фактором риска провала приёмной кампании большого числа региональных вузов по набору платных студентов (в основном в регионах с невысоким уровнем жизни и средней по экономике заработной платой). Проблему отчасти можно решить за счет повышения доступности образовательных кредитов, но существующий в пилотном режиме механизм господдержки выдачи отдельными банками образовательных кредитов охватывает крайне малое в масштабах России количество вузов, а финансовые институты по своей воле не собираются заниматься «благотворительностью» и снижать процентные ставки для абитуриентов и студентов.

Ещё один рычаг – соотношение количества студентов на одного преподавателя. То есть фактически речь идёт о сокращении количества преподавателей. Средний возраст профессорского состава в вузах – 60 лет. Есть молодые преподаватели до 30 лет. Среднее поколение в вузах весьма не многочисленное. Возникает вопрос: «Так кого же будут сокращать?» Если «пенсионеров» – упадёт качество преподавания, молодёжь – не будет перспектив у вуза. Да и сама постановка вопроса об «оптимизации штатного персонала» это очень социально взрывоопасный момент.

Таким источником также может стать экономия на административно-управленческом и вспомогательном персоналах. Сейчас количественное соотношение этих категорий на примере ВГУ: ППС 45 %; АУП + УВП + ОП 55 %. В этом есть хороший резерв. ВГУ готовит предложение по значительному сокращению численности АУП. В тоже время есть объективные закономерности: чем больше вуз занимается наукой и инновациями, тем больше численность непреподавательского состава; чем интенсивнее документооборот с министерствами и ведомствами (в день до 15 справок, отчётов и ответов на запросы из центра и регионального правительства), тем больше численность АУП. Таким образом, существует естественный предел уменьшения численности административно-управленческого персонала, даже с учетом активного применения IT технологий в университетском менеджменте.

Кроме того, повышение размера субсидий из федерального центра можно направить на рост реальной заработной платы. Здесь слово за нашим родным министерством и в целом за Правительством РФ.

Ещё один инструмент – активно идущие по всей стране процессы объединения вузов. Как известно из первого Указа Президента РФ, до ноября текущего года министерству поручено выявить неэффективные вузы и реорганизовать их. Это ещё один резерв экономии средств. Опять-таки, процесс интеграции вузов должен рассматриваться даже не в горизонте 4+2 года (цикл подготовки бакалавров + магистров), а, как минимум, в среднесрочной перспективе с привязкой к стратегическим ориентирам социально-экономического развития регионов и страны в целом. Кроме того, необходимо учитывать «врачебный принцип» - не навреди: важно сохранять известные и продуктивные для страны научно-педагогические коллективы и школы.

Далее - бюджетные и внебюджетные средства, аккумулируемые в регионе. Есть подкупающее оригинальностью и новизной предложение – создать в регионе фонд развития высшего образования. Такой опыт уже есть во многих субъектах федерации. Для системы высшего профессионального образования Воронежской области, очевидно, что вуз в одиночку не потянет создание эндаумент-фонда. Увы, наше региональное бизнес-сообщество морально и психологически к этому еще не готово.

В Воронежском госуниверситете, по данным за 2011 год и по итогам пяти месяцев 2012 года, заработная плата сотрудников возросла: у ППС – на 10 % (с 19,16 тыс. рублей до 21,13 тыс. рублей), у АУП – на 8 % (с 16,21 тыс. рублей до 17,46 тыс. рублей), у УВП – на 15 % (с 10,47 тыс. рублей до 12,055 тыс. рублей), всего по всем категориям – на 9 %. Стоит отметить, что средняя заработная плата в Воронежской области в прошлом году составила 17,237 тыс. рублей. В настоящее время, заработная плата и прочие начисления – это 60 % всех средств ВГУ – предельная доля, превышение которой в общей величине расходов приведёт к необратимым последствиям, ухудшающим качественные показатели деятельности вуза. Среди них – риск неоплаты коммунальных платежей, резкое снижение капитальных затрат и инвестиций, сокращение НИОКР, стимулирующих стипендий. Из этого следует, что по структуре расходов заработная плата и сопутствующей ей платежи не должны превышать 60 %. Из сложившейся ситуации выход один – увеличивать активы и доходную часть бюджета в целом.

Особый акцент мы ставим на проблеме закрепления молодых ученых в вузе, их можно «заякорить» в университете даже при относительно небольшой заработной плате. При этом необходимо реально, не обещаниями, помочь молодым учёным решить жилищную проблему. Вузовская общественность активно поднимает вопрос на заседаниях Воронежской областной думы, правительства Воронежской области о необходимости создания механизма, закрепленного соответствующим законопроектом, по субсидированию процентной ставки по ипотечным кредитам для талантливых преподавателей вузов за счёт регионального бюджета. При этом вторую часть расходов по процентным ставкам могли бы взять на себя вузы. В этом случае ипотека будет доступной для молодежи.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0