Воронеж. 31.05.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Аналитика.- 28 мая в Воронеже состоялось юбилейное заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины. Оно впервые проходило в регионе, - как отметили участники, выезд из столиц на места способствует более предметному обсуждению насущных проблем. В этот раз обсуждение касалось сферы авиапрома. Перед заседанием председатели ГД РФ Сергей Нарышкин и Верховной Рады Украины Владимир Литвин вместе с вице-губернатором Воронежской области Александром Гусевым побывали на территории ВАСО, который сотрудничает с зарегистрированным в прошлом году российско-украинским ГП «Антонов», осуществляющим выпуск самолетов Ан-148 и Ан-158 украинской сборки.
Воздав хвалу истории российско-украинского сотрудничества в различных отраслях экономики, и в том числе в сфере самолётостроения устами спикеров парламентов обеих стран, собравшиеся в Воронеже члены Межпарламентскорй комиссии России и Украины, руководители министерств, а также ведущих авиационных корпораций и предприятий двух государств перешли к обозначению конкретных вопросов.
Не было, пожалуй, ни одного выступающего, кто бы ни произнёс на этом форуме слов «кооперация» и «интеграция», из чего стало ясно, что их магическая сила способна при развитии самих процессов в правильном направлении решить многие вопросы на межгосударственном уровне, включая реализацию совместных проектов самолётостроения. Куда включены разработка, в том числе модификаций и вариантов машин, их серийное производство, сопровождение в эксплуатации, транспортные перевозки и научно-техническая деятельность.
Что касается конкретных важнейших совместных проектов, то предмет разговора в этом направлении чётко обозначил российский замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь:
Это, во-первых, создание серийного производства и обеспечение эксплуатации самолёта Ан-148-100 и его дальнейшей модификации; во-вторых, модернизация самолёта Ан-124, а также возобновление его серийного производства; третий проект - завершение создания самолёта Ан-70 с двигателем Д-27 и его серийное производство; и, в четвёртых, кооперационные проекты в области авиационного двигателестроения.
Напомнив, что на одном из ведущих предприятий, входящих в объединённую авиастроительную корпорацию, каковым является ВАСО, в прошлом году было выпущено четыре самолёта Ан-148, а в этом году запланирован выпуск восьми таких машин, Юрий Слюсарь отметил, что реализация достигнутых договорённостей о передаче управления программы Ан-148 на совместное предприятие ГП «Антонов», реализация альтернативных вариантов развития проекта позволит в полной мере решить задачи повышения эффективности производства и уменьшения себестоимости самолётов Ан-148.
Тем не менее, по его словам, динамика и уровень российско-украинских взаимоотношений в этой сфере оставляют желать лучшего. Не выдерживаются сроки исполнения достигнутых договорённостей, что вызывает обеспокоенность в плане реализации конкретных проектов сотрудничества.
Например, с 2016 года планируется начало поставок нового самолёта Ан-124 в рамках госпрограммы вооружения 2020. До этого времени нужно выполнить большой объём работ, включая согласование облика самолёта, схемы кооперации, технологическую подготовку производства. При этом, цитата: «уже в течение четырех лет мы не можем завершить согласования и подписать внешторгсоглашения о восстановлении серийного производства самолётов Ан-124, несмотря на неоднократные обращения российской стороны». Большинство проектов разрабатывались ещё во времена Советского Союза, -заметил замминистра,- и настоящее время многие работы финансируются российским заказчиком. При этом до сих пор остаётся не урегулированным вопрос прав собственности и прав на реализацию совместных работ.
Украинский коллега нашего замминистра, министр экономразвития и торговли Пётр Порошенко отметил, что с точки зрения Украины проект Ан-124 («Руслан»), является достаточно перспективным, но для его реализации украинская сторона должна внести изменения в закон о государственном бюджете, что пока остаётся тоже в перспективе.
Целый ряд проблем вскрылся и в отношении проекта Ан-70. В том числе и в части взаимодействия российских институтов с украинскими разработчиками. Россия, - отметил Юрий Слюсарь, приветствует тот факт, что технологии, создаваемые нашими институтами, превращаются в конкретный продукт, но при этом нельзя забывать, что используемые сегодня материалы создавались прикладной наукой в рамках госконтрактов, и результаты принадлежат РФ. Поэтому российская сторона полагает, что в подобных отношениях мы должны быть не просто поставщиком материалов и технологий, а выступать стратегическим партнёром в модернизации и создании перспективной авиационной техники предприятиями Украины и России, - подчеркнул Юрий Слюсарь.
Президент Объединённной авиастроительной корпорации Михаил Погосян поддержал представителя российского министерства, заявив, что в рамках проекта Ан-70 Госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает поставку более 70 самолётов этого типа, а объём заказов до 2030 года даст возможность произвести не менее 150 самолётов такого типа для МО РФ, МО Украины и других заказчиков. На сегодня необходимо решить вопрос с завершением испытаний Ан-70, над которым работает ГП «Антонов». «Одной из важнейших задач,- отметил Михаил Погосян,- также, является передача конструкторской документации, чтобы мы могли начать работы по подготовке производствава. А совместная рабочая группа в июне должна детально проработать варианты кооперации по этому самолёту». Не менее важными президент объединённой корпорации считает вопросы оцифровки конструкторской документации, требуемой российской стороной от украинских партнёров. И если Пётр Порошенко констатирует, что в настоящее время ведутся подсчёты средств на выполнение этой работы, то Михаил Погосян считает, что, цитирую: «Надо в ближайшее время найти совместное решение этой проблемы, найти источники финансирования и выполнить работу в сроки, которые бы не тормозили запуск самолёта в производство».
Что касается регулирования правового статуса и конструкторской документации, Михаил Погосян заметил, что «это – вопросы, касающиеся дополнений к лицензионному договору в части выплаты, Royalty, которое трактуется нашими украинскими коллегами на возмездной основе».
По проекту Ан-148 президент ОАК сформулировал ключевую задачу работ на ВАСО в кооперации с коллегами из «Антонова» как омолаживание серийного производства для государственных и коммерческих заказчиков, а также обеспечение послепродажного обслуживания самолётов, поставляемых на рынок. И если министр экономразвития и торговли Украины с сожалением констатировал факт высокой стоимости машины, то российская сторона уже поставила для себя конкретную задачу: на 25% снизить себестоимость самолёта в ближайшее время, и к 2014 году выйти на себестоимость менее 750 млн.рублей. При этом, также, как снижение себестоимости и улучшение характеристик самолёта, президент ОАК считает важным объединение усилий в создании современного конкурентоспособного механизма поддержки продаж.
В процессе обмена мнениями после всех выступлений свою позицию на заседании высказал депутат Государственной Думы от Воронежской области, активно лоббирующий интересы ВАСО, Сергей Гаврилов. Мы побеседовали с ним в перерыве.
Депутат ГД РФ от Воронежской области Сергей Гаврилов:
- На мой взгляд, заседание это уникально не только потому, что юбилейное, а потому что, наконец, депутаты занялись реальным делом и от дипломатических вопросов перешли к обсуждению кооперации и объединения усилий в области авиастроения. На мой взгляд, это ключевая отрасль, где объединения промышленных и интеллектуальных потенциалов Украины и России может позволить существенно преобразовать экономику.
Потому что, например, только на проекте Ан-148 задействовано более 120 российских предприятий и научных центров. Это первое. Второе то, что – это было очевидно нам до встречи – проекты буксуют: и Ан-148, и Ан-70, и Ан-124 - «Руслан». Проблема во многом, на мой взгляд, на украинской стороне, которая сегодня предприняла попытку возложить всё бремя финансовой ответственности на Россию.
На мой взгляд, чтобы мы стали строить в Воронеже не только Ан-148, но и Ан-70, нам нужно сделать ряд шагов. Я это говорю потому, что проект Ан-70 крайне важен для Воронежа, он важен для «загрузки» нашего ВАСО, для того, чтобы сохранить кадры, а также привлечь рабочих, инженеров, управленцев, для того чтобы вложить серьёзные средства в подготовку специалистов, в обустройство социальной инфраструктуры и, я думаю, Россия как государство должна приложить все усилия – от декларативности к принятию конкретных решительных мер.
Потому что, например, Воронежская область сделала на сегодня всё возможное, чтобы поддержать авиазавод. Это касается и поддержки социальной сферы (принятие на баланс детских садов, спортивных центров…), это и освобождение от налогов более чем на 800 млн. рублей, это и поддержка в области энергетики и т.д. Я считаю, что украинская сторона в русле сегодняшней дискуссии должна была, наконец, понять, что позиция России конкретна, достаточно агрессивна и монолитна: т.е., мы требуем, чтобы самолёт Ан-70 производился именно в Воронеже, а не в Украине и не в Казани. Второе, чтобы Украина прекратила из-за мелочных материальных претензий блокировать передачу документации, передачу технологических данных, закончила испытания (потому что срываются испытания по вине украинской стороны самолёта Ан-70), и ряд ещё вопросов решилось для того, чтобы мы начали подготовку к производству Ан-70 в Воронеже, который должен со временем заменить проект Ил-96.
Более того, по нашему мнению, загрузка ВАСО Ан-70 дополнит производство Ан-148 и в целом сможет выйти на загрузку в объёме 70-х годов. Я думаю, что при этом численность работающих на заводе с учётом новых технологий, модернизации и повышения производительности может вырасти в полтора раза. Но эти практические шаги упираются в ключевую проблему, а именно в то, каким мы видим будущие отношения между Россией и Украиной в экономической плоскости. Или это расхождение – в рамках вхождения Украины в Евросоюз и НАТО, а России в таможенный Союз и ЕврАзЭС, - или это реальный путь интеграции. Если мы видим будущее в наших отношениях, то мы должны реально объединить наши производственные комплексы. А, по сути дела, забрать НПК Украины в рамках единой вертикально-интегрированной мощнейшей российской государственной корпорации. – Только в этом случае мы сможем избежать дублирования расходов, программ, испытательных стендов. Мы сможем серьёзно изменить в т.ч. и производственную базу украинцев, потому что она существенно отстаёт, она отстала в конце 20 века: с точки зрения оцифровки технологий, с точки зрения испытаний и вообще технологической базы. Конечно, украинцы, которые всегда хотели сидеть на своём, пусть маленьком, но гарантированном источнике дохода, многие их руководители не очень с этим согласны, но это политическая воля. Если политические руководители Украины готовы на спасения своей отрасли, если они не видят Украину как сельхозпридаток Евросоюза и как поставщика дешёвой рабочей силы, а помнят, что Украина являлась когда-то и, возможно, так будет в будущем, серьёзной индустриальной, научной державой, то путь один – в Россию. Это не значит сдачу позиций. Это путь, который прошла Европа, создавая Airbus, когда многие страны поступились ложно понимаемым суверенитетом для создания мощной конкурентоспособной структуры, которая завоевала серьёзные позиции на глобальных рынках.
И, наконец, я потребовал сегодня в ходе разговора на ВАСО с председателями палат, чтобы и Россия, и Украина создали серьёзные рычаги не только контроля за нашим авиационным производством, но и для поддержки: это финансовая поддержка – бюджетное финансирование, поддержка продаж (которая позволила странам, входящим в ВТО, европейским странам, и Бразилии, и США, по сути скрыто датировать производство самолётов), это снижение таможенных барьеров, снижение тарифов. И я считаю, что у нас парламент живёт во многом в новой культуре, в культуре уважения к другому мнению, в культуре дискуссий, мы сможем наше мнение (которое, я считаю, отражает не только интересы воронежцев, но и всей России) сделать господствующим на просторах СНГ – это касается и Украины, и Белоруссии, и Казахстана, и остатков производства в Узбекистане.
- Вы предложили на заседании комиссии помощь со стороны ГД в решении тех проблем, которые были сегодня обозначены…
- Я думаю, что мы могли бы не просто жёстко контролировать принятие решений (потому, что такие решения принимались и президентами, и правительствами – и хронически не исполняются), мы можем использовать механизм парламентского контроля для того, чтобы заставить не только авиапроизводителей, в т.ч. украинских, начать работать в интеграционном и кооперационном ключе с Россией, но и правительства наших стран исполнять наши финансовые решения. В том числе, с точки зрения бюджетного финансирования нашего авиазавода, для технического перевооружения, для повышения качества подготовки специалистов, для повышения уровня заработных плат. В этом я вижу основные задачи и именно поэтому я поддерживаю проект Ан-70, поддерживаю и всегда поддерживал проект Ан-148 во всех его модификациях, и я думаю, что наша задача в т.ч., для того чтобы «окормить» весь российский авиапром новыми технологиями, в т.ч. в области композитов.
Точкой преткновения, видимо, в последние годы являлся и тот факт, что до сих пор в своей деятельности обе стороны руководствовались соглашением 97-го года, актуальность которого на сегодня, понятно, себя исчерпала. Поэтому в новом генеральном соглашении о сотрудничестве в этой области, - заявили на совещании россияне, - должны быть отражены вопросы интеллектуальной деятельности созданных совместно авиапроектов, финансовые источники, планы поставок, меры господдержки, распределение прав и обязанностей, а также ответственности каждой из сторон для разработки конкретных планов, так называемой «дорожной карты». В конечном итоге, спикеры Российского и Украинского парламентов изложили журналистам суть консенсуса, к которому удалось прийти.
Председатель Государственной Думы ФС РФ Сергей Нарышкин:
- Мы приняли решение по одному организационному вопросу, внесли соответствующее изменение в регламент: теперь Межпарламентскую комиссию возглавляют спикеры двух парламентов - России и Украины. Мы это сделали для того, чтобы поднять статус Межпарламентской комиссии и подчеркнуть заинтересованность в активизации сотрудничества и в том значении, которое Россия для Украины, а Украина для России имеют в области экономического, социального, культурного, гуманитарного сотрудничества.
Не случайно в качестве темы для проведения комиссия выбрали эту тему, потому что она во многом является определяющей для нас. Эта сфера, возможно, является локомотивом развития экономики наших двух стран в своей высокотехнологичной, инновационной части. Ну и, кроме того, у нас богатая предыстория сотрудничества наших предприятий, высокая степень кооперации предприятий России и Украины.
Проблемными являются вопросы в части интеллектуальной собственности, проведения соответствующих испытаний, более оптимального построения схемы кооперации и выхода на более высокий уровень кооперации в вопросах авиастроения. Договорились о том, чтобы в обязательном порядке уже в июне сформулировать с каждой стороны и передать друг другу те вопросы, по которым украинские и российские исполнители видят сложности. Ну и обязательно в июне должно быть проведено заседание соответствующей рабочей группы, которая обсудить так называемую «дорожную карту», её основные моменты мы сегодня обсудили.
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин:
- Мы сегодня с Сергеем Евгеньевичем реализуем наше видение того, что наши парламенты должны более тесно сотрудничать, в т.ч. по линии Межпарламентской ассамблеи.
Мы сегодня реализуем нашу договорённость о том, что мы должны работать в регионах, чтобы воочию увидеть проблемы, обсуждать их, вырабатывать соответствующие рекомендации для правительств, для парламентов, и принимать конкретные практические решения. Сегодня мы убедились в том, что тот уровень кооперации, который есть в сфере авиастроения, нуждается в том, чтобы его усилить, и что есть ряд проблемных моментов на законодательном уровне, на уровне практической деятельности и органов исполнительной власти.
При этом я должен сказать, что из Киева мы прилетели сюда на самолёте Ан-148, чтобы и самому убедиться и продемонстрировать, что это качественный самолёт, у которого есть будущее. Я уже не говорю о проекте Ан-70. Это военно-транспортный самолёт, который будет востребован, я в этом убеждён, и в России, и в Украине, с учётом того, что мы живём в беспокойное, непростое время… И ряд других проектор, включая Ан-2, давно забытый «кукурузник», который снова востребован, на который есть спрос в АПК.
У нас есть ещё один проект, о котором сегодня было сказано только тезисно – это самолёт «Мрия». Он существует в единственном экземпляре и его «деятельность» расписана по минутам. И заложен ещё такой же самолёт, который готов примерно на 25%, и российская сторона проявляет к нему большой интерес.
И, естественно, такой проект, как «Русланы». Которые сегодня в мире осуществляют перевозки крупногабаритных и тяжёлых грузов. Как видите, работы у нас много, и я убеждён, что мы будем работать совместно и с правительствами, и на парламентском уровне, для того чтобы мы дальше уже не говорили о процессе, а говорили исключительно о результате. И вот это радует.
Председатель Государственной Думы ФС РФ Сергей Нарышкин:
- Как мне кажется, всё, что мы планировали, мы сделали.