07 января 2025, 21:14
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Вице-президент Адвокатской палаты Воронежской области Олег Баулин: «Требуем справедливого подхода»

07.06.2012 16:36
Адвокаты области отказываются работать по назначению государства. На крайние меры юристов толкнула низкая, по их мнению, оплата труда государственного защитника. Более подробно тему забастовки в интервью «ВК» осветил вице-президент Адвокатской палаты области, доктор юридических наук, адвокат Олег Баулин. - Олег Владимирович, сколько всего в области работает адвокатов? - Порядка 1200. И по крайней мере 800 - 900 человек затрагивает проблема оплаты госзащитника. Вообще средний заработок адвокатов, работающих в глубинке, - 10 - 15 тыс.

Адвокаты области отказываются работать по назначению государства. На крайние меры юристов толкнула низкая, по их мнению, оплата труда государственного защитника. Более подробно тему забастовки в интервью «ВК» осветил вице-президент Адвокатской палаты области, доктор юридических наук, адвокат Олег Баулин.

- Олег Владимирович, сколько всего в области работает адвокатов?

- Порядка 1200. И по крайней мере 800 - 900 человек затрагивает проблема оплаты госзащитника. Вообще средний заработок адвокатов, работающих в глубинке, - 10 - 15 тыс. рублей. Если мы возьмем, например, Таловский или Панинский районы, там 90% адвокатов по уголовным делам работают именно так. Государство гарантирует гражданам обеспечение бесплатной юридической помощью по уголовным делам. Но гуманность государства не должна происходить за чей-то счет, согласитесь. В 2003 году были предусмотрены ставка 250 рублей за день занятости в процессе и возможность индексации суммы. В 2006-м произошла последняя индексация на 20 - 30 рублей, и ставка стала составлять около 280 рублей. Адвокаты по всей стране, разумеется, начали возмущаться. 31 мая было подписано новое постановление об условиях оплаты, которое подняло ставку в среднем где-то до 500 рублей.

- Получается, вас услышали?

- Услышали ли нас - большой вопрос, скорее повышение можно назвать совпадением. Оно было приурочено ко Дню адвокатуры. Если бы изначально ставку индексировали, проблем бы не было, она уже сейчас бы выросла до 600 рублей.

- А такая сумма устроила бы адвокатское сообщество?

- Нас бы устроила разумная ставка. Мы рассуждаем следующим образом: заработная плата судьи на сегодняшний день - на уровне 60 - 70 тыс. рублей.

- Почему в качестве отправной точки вы берете судей, а не, предположим, врачей?

- Странный вопрос - мы же работаем в сфере юриспруденции, а не здравоохранения. Примерный доход врача я, честно говоря, не представляю. Однако если говорить об адвокате, который оказывает бесплатную юридическую помощь, то за 20 рабочих дней он в среднем зарабатывает 5 тыс. рублей.

- Но ведь бесплатной юридической помощью заработок адвоката не исчерпывается.

- В Репьевке у нас работает всего один адвокат, и в ближайшее время появление там новых защитников не предвидится. Он один во всех лицах и в том числе должен обеспечивать гарантированную государством бесплатную юридическую помощь. Может ли он заниматься чем-то еще? Безусловно. Но почему он должен получать такую нищенскую зарплату за свою основную работу? Он учился пять лет в престижном вузе, потом стажировался, сдавал квалификационные экзамены.

- Врачи, учителя, актеры и другие категории находятся в том же положении.

- Мы для себя решили, что условия, которые предлагает нам государство, унизительны. Врачи и учителя сами выбирают свою судьбу. Адвокату же оказание бесплатной юрпомощи, грубо говоря, навязали. Есть и другие участники судопроизводства - прокуроры, судьи. Мы требуем справедливого подхода.

- Получается, что в судопроизводстве вы - самая низкооплачиваемая категория?

- У всех все по-разному. Я, например, на свои доходы не жалуюсь. Более того, за свою адвокатскую карьеру, возможно, дел пять бесплатных я и провел.

- Стало быть, если твои профессиональные способности позволяют, то повинностью оказывать услуги государственного защитника можно и пренебречь?

- Рассмотрим, например, положение адвоката из Таловой. Там уровень доходов таков, что платного адвоката могут позволить себе единицы, которые и в судебные передряги-то, как правило, не попадают. Разумеется, районный адвокат не должен быть в селе самым высокооплачиваемым, но почему бы не сравнить его оклад с окладом тамошнего судьи и не сделать его хотя бы на уровне половины? На уровне трех четвертей оклада следователя? На мой взгляд, было бы справедливо.

- Ваша акция направлена на привлечение внимания к судьбе сельских адвокатов?

- Городские юристы тоже заслуживают внимания. Допустим, адвокат Коминтерновской консультации, который вынужден осуществлять и защиту по назначению, скажем, в облсуде. Предположим, идет длительный трехмесячный процесс. Он вынужден тратить свое время на выполнение поручения. Но в областном суде дела крайне сложные.

- С другой-то стороны, сказать, что адвокаты по назначению на таких процессах показывают чудеса профессионализма, было бы, мягко говоря, преувеличением.

- Вопрос из другой плоскости. Вы говорите, что работают плохо, а нам в Адвокатскую палату приходит по семь-восемь жалоб в год. С учетом того, что подобные уголовные дела исчисляются сотнями тысяч по области - совершенно нормальная практика. Ходить в следственные изоляторы, общаться с тамошним контингентом, участвовать в судебных заседаниях - занятие не из приятных.

- Но идя в профессию, они знали, что их ждет…

- И не предполагали, что оплата их работы может быть такой, если речь идет о принудительной защите - единственной оброчной повинности в нашей стране.

- Сомневаюсь. В журналистике, к примеру, тоже есть оброк.

- В большинстве своем нормальная работа адвокатов совершенно ненормально оплачивается. Даже гастарбайтер не пойдет работать за такие деньги: в день 250 рублей минус подоходный налог. Думаете, много найдется желающих?.. Для меня несправедливость очевидна, странно, что у вас есть сомнения.

- В таком случае не лучше ли систему вообще расформировать?

- Но государство не может на такое пойти. Потому что тогда мы не будем выполнять международные конвенции о защите основных прав и свобод граждан.

- Но мы же видим лишь видимость предоставления бесплатной юридической защиты.

- Не единственная видимость в нашей стране… И тем не менее она будет сохранена.

- На ваш взгляд, сохранять ее стоит?

- В присутствии адвоката подследственного, по крайней мере, не бьют. Беседа с ним начинается не с удара в нос, а с объяснения прав и возможностей.

- Ничто не мешает избить подследственного, когда адвоката не будет рядом.

- Адвокат, безусловно, отреагирует на телесные повреждения. Уверен, что работа бесплатных юристов приносит пользу. И все не так безнадежно, как вы пытаетесь представить. Адвокаты идут и на конфликт со следствием, если надо. Другое дело, если бы ставка бесплатного адвоката приблизилась к средней обычного адвоката – 4 - 5 тыс. рублей, думаю, у адвокатов сразу появился бы стимул к работе. И была бы конкуренция, соответственно, лучше стало бы качество работы. Но я уверен, на какую-то жесткую ситуацию бесплатный адвокат все же отреагирует.

- Часто приходится слышать мнение о декоративности роли юристов в суде.

- Если бы работа адвокатов была настолько бессмысленной, у меня бы не было такого количество папок в шкафах - материалов дел моих клиентов. На право надо смотреть как красные флажки, которые обозначают зону запретов. Человек с хорошей подготовкой при любых условиях не даст уж очень сильно обидеть своего доверителя. Понятно, что бывают заказные дела. Но есть вышестоящие инстанции, для которых местные авторитеты не имеют никакого значения. Те потенциальные клиенты, которые считают, что работа адвоката бессмысленна, к нему и не пойдут.

- Много ли процессов было сорвано в связи с вашей акцией?

- Есть институт перерывов в заседаниях. Продолжительность акции в две недели - срок, на который любое заседание может быть отложено. Решение о забастовке принималось областной конференцией. После чего дважды оповещались правоохранители и суды. На какие-то экстренные случаи адвокаты выезжают.

- То есть ваша акция никому из участников судебного процесса особо не помешала?

- Возможно, и помешала, но в минимальной степени.

- А у самих адвокатов не было ли в связи с забастовкой неприятностей?

- Акция закончится, подведем итоги, посмотрим. Принимать решение о наказании того или иного защитника должна Адвокатская палата. Наказывать его за исполнение решения, которое сама же палата и приняла, было бы, согласитесь, нелогично.

- Какой планки заработной платы для адвокатов вы бы хотели добиться?

- Установление за день занятости адвоката по назначению на уровне 50 - 70% от среднего дохода всех участников уголовного судопроизводства. Я полагаю, что справедливой и нормальной была бы сумма в 1,5 тыс. рублей за день работы, как стандартная ставка. Плюс удвоенная ставка в ночное время и в выходные дни.

- Если ваши требования услышаны не будут, что вы предполагаете делать?

- Конференция объявила на самом-то деле бессрочную акцию протеста. До 12 июня мораторий объявила воронежская Адвокатская палата. Могу лишь прогнозировать, что в 2013 году возникнет необходимость вернуться к вопросу. Как я уже говорил, правительство подняло ставку адвокатов, предусмотрело ежегодную индексацию. Если индексация будет производиться в разумных пределах, то рано или поздно она поднимется до тех пределов, что полностью удовлетворит наших сельских адвокатов.

Вопросы задавала Светлана Тарасова
Воронежский курьер, №62, 7 июня 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0