необходимо Воронежу, чтобы не случился транспортный коллапс
Поиском решения транспортной проблемы сегодня занялся даже воронежский бизнес. Редакции нашего журнала удалось получить информацию о программе развития улично-дорожной сети той части города, где сосредоточен самый интенсивный трафик. Это так называемые БМП — Большой Московский проспект (современная магистраль от поворота на аэропорт с трассы М4 до площади Ленина) — и ДСКЦР — дорожная сеть Коминтерновского и части Центрального районов города. Проанализируем проблемные точки и разберемся, как эти предложения помогут улучшить транспортную ситуацию.
Потери, которые Воронеж несет из-за пробок, можно измерить, и полученные данные показывают, что городу наносится серьезный экономический ущерб.
• Эксперты подсчитали, что в целом по стране пробки наносят ущерб экономике в размере 4% от валового продукта. Для Воронежа это 6 млрд рублей в год. Для ДСКЦР и БМП (около 40% транспортного трафика города) это 2,4 млрд рублей.
• При поездке из Северного в центр воронежцам ежедневно приходится терять от 40 минут до 1,5 часа на ожидание в пробках. Это более 20 млн часов в год. Если предположить, что половину этого времени люди не используют для решения производственных вопросов, то годовые потери рабочего времени составляют около 10 млн часов.
• Транспортная структура — важный фактор для привлечения инвестиций. Город в пробках непривлекателен для потенциального инвестора…
Промедление в решении проблем пробок приведет через 2-3 года к транспортному коллапсу — в первую очередь в районе Московского проспекта и улиц Шишкова и Ломоносова.
• В Воронеже высокие темпы жилищного и коммерческого строительства (3-е место в ЦФО). При этом темпы дорожного строительства отстают на порядки.
• В рамках реализации федеральной программы «Доступное жилье» на территории в 300 га (массив земель от Ломоносова до парка «Динамо» и от Московского проспекта до Тимирязева) до 2020 года будет построено около 1,5 млн м2 жилья. Это приведет к увеличению нагрузки на улично-дорожную сеть на 35-40%.
• У города не осталось времени: так, строительство на бывших землях ВГАУ разворачивается, и к концу 2012 года по плану сдаются первые дома, появятся первые жители нового микрорайона. Поэтому к дорожным работам по улицам Шишкова и Ломоносова приступать нужно уже в этом году, проектная документация по ним готова.
Достичь результата можно только комплексными действиями. Фрагментарные действия уже показали свою недостаточность.
• Текущий ремонт дорожного покрытия, безусловно, сказывается на пропускной способности улицы. Однако в перспективе на БМП и ДСКЦР ожидается принципиальное увеличение транспортного потока. Поэтому здесь требуются более масштабные мероприятия.
• Выделенная в октябре 2011 года полоса для общественного транспорта на Плехановской не выполнила своего предназначения: в комплексе с ее введением необходимо было предусмотреть организацию парковок личных автомобилей. В результате сейчас это решение отменено.
• Примером комплексного подхода является реконструкция набережной Массалитинова, что позволило существенно разгрузить центр города. Фактически создан транзитный транспортный коридор от ВОГРЭСовского моста до Московского проспекта с минимумом перекрестков и светофоров.
Неразвитая транспортная инфраструктура перечеркнет не только все достижения города за последние годы, но и все попытки достигнуть прогресса и развития экономики с имеющимся потенциалом. Перспективные пути решения проблемы показаны на комплексной схеме развития улично-дорожной сети северной части города (программа БМП и ДСКЦР). Вопрос реализации представленных мероприятий упирается в финансирование. Каковы же источники финансирования дорожного строительства?
• Через федеральную целевую программу по 15-18 городам страны. Для модернизации транспортной инфраструктуры крупнейших российских городов целесообразно разработать федеральную целевую программу на 2013-2020 годы. Для любого областного центра ежегодная сумма порядка 8-10 млрд рублей, выделяемая в течение 7 лет, позволит осуществить качественный скачок в развитии транспортной инфраструктуры.
• Через кредитование. Ежегодный размер Регионального дорожного фонда (РДФ) нашей области составляет 5 млрд рублей. Половина его уходит на текущее содержание дорог, остается еще 2,5 млрд рублей. Под них возможно взять кредит и строить развязки, улицы.
• Возможен и комбинированный вариант: федеральное целевое финансирование плюс банковский заем.
Комплексная схема развития улично-дорожной сети северной части города (программа большого Московского проспекта (БМП) и дорожной сети Коминтерновского и центрального районов (ДСКЦР))
Комментарий к схеме
Транспортный коридор Урицкого — Шишкова позволит создать полноценного дублера Большого Московского проспекта и примет часть транспортной нагрузки, дополнительно сформированной жителями перспективных районов застройки.
Транспортный коридор Ленина — Ломоносова примет часть транспортной нагрузки, дополнительно сформированной жителями перспективных районов застройки, а также существенно повысит транспортную мобильность жителей Левобережья в московском направлении.
Транспортный коридор Тимирязева — Шишкова существенно сократит время поездки из Северного района в район улиц Ломоносова, Тимирязева, а также предоставит возможность объезда в случае возникновения заторов в любом из двух первых транспортных коридоров.
Создание магистрали Большой Московский проспект с транспортными развязками, надземными и подземными пешеходными переходами, обособленными парковками для личного транспорта обеспечит доступность аэропорта в пределах 25-30 минут.
В ходе создания этих транспортных коридоров необходим ряд решений.
На 1-м этапе:
— продление Шишкова от 45-й Стрелковой дивизии до проспекта Труда, расширение Ломоносова до 4 полос от Московского проспекта до пересечения с Тимирязева,
— соединение Шишкова от бульвара Победы с Ломоносова через районы застройки,
— продление бульвара Победы в направлении Тимирязева (строительство первого участка протяженностью 700 метров).
На 2-м этапе:
— завершение продления бульвара Победы в направлении Тимирязева,
— строительство участка 4-полосной дороги, соединяющего ул. Березовая Роща с планируемой дорогой на Шишкова — Тимирязева и далее с Ломоносова.
Справка
Цифры и факты
• Советские проектировщики планировали город с расчетом 100 автомобилей на 1 тыс. жителей. Сейчас эта цифра выросла до 370.
• 10 тыс. воронежских семей имеют по 3 автомобиля.
• За последние годы Северный район стал самым густонаселенным в городе. Большая часть его жителей ежедневно перемещается в центр города и обратно, создавая предельную нагрузку на дорожную сеть в этом направлении.
• Только за 2 года стояния воронежцев в пробках городская экология ухудшится больше, чем за последние 15-20 лет.