WorldClass

02 октября 2024, 09:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Вырваться на воздух

13.06.2012 10:40
Кому удастся заработать на вечеринках на природе? Похоже, сегмент вечеринок в формате open air становится настолько экономически привлекательным, что организацией таких событий занимаются даже те, кому это раньше было несвойственно. Так, новый формат для себя недавно освоило охотничье хозяйство «Торбово». Даже вполне себе «городское» заведение — бар «Карамель» организовал у себя на площадке мероприятие под открытым небом. Чем обернется для рынка такая активность организаторов? Глоссарий Опен-эйр (англ.

Кому удастся заработать на вечеринках на природе?

Похоже, сегмент вечеринок в формате open air становится настолько экономически привлекательным, что организацией таких событий занимаются даже те, кому это раньше было несвойственно. Так, новый формат для себя недавно освоило охотничье хозяйство «Торбово». Даже вполне себе «городское» заведение — бар «Карамель» организовал у себя на площадке мероприятие под открытым небом. Чем обернется для рынка такая активность организаторов?

Глоссарий

Опен-эйр (англ. open — «открытый», air — «воздух», т. е. «проводимый на открытом воздухе») — музыкальная вечеринка, концерт, фестиваль, который проходит на свежем воздухе. Масштаб события может быть разным: от корпоративной вечеринки на несколько десятков человек до музыкального шоу со звездами с мировым именем на тысячи зрителей.

Быстрый рост

Рынок опен-эйров в Воронеже развивается год от года все быстрее. Если общее количество таких мероприятий за 2011-й, по подсчетам представителей клубной культуры, составляло около 30, то в этом году летний сезон, еще не успев начаться, заявил о себе десятком ярких вечеринок.

Формат тусовок под открытым небом пришел в Россию относительно недавно — около 6 лет назад. Масштабные и не очень фестивали, рейвы, пикники и вечеринки сначала стартовали в Москве и Петербурге, потом в миллионниках и постепенно докатились до Воронежа. Но если года четыре назад это были разовые мероприятия, то постепенно их количество стало исчисляться десятками, концепции стали серийными, а многие площадки и вовсе открыли новые направления.

Если учитывать, что количество вечеринок под открытым небом за последнее время выросло с 5-10 за сезон до 30-40, то можно сказать, что рынок растет на 30% в год! И сегодня, как говорят опрошенные нами эксперты, возникают резонные сомнения в том, что организаторам такого количества опенов хватит платежеспособного спроса на свои услуги.

Смотрите, кто пришел

Игроков на рынке опен-эйров можно условно поделить на две группы:

• площадки (которых пока не так уж и много) и

• промокоманды, или организаторы.

При этом по понятным причинам мы не будем рассматривать городские праздники и мероприятия, проводимые на городских сценах днем.

На начальном этапе — 4-5 лет назад — заниматься организацией опен-эйров отваживались лишь опытные промоутеры. Они выбирали турбазу, ресторан с летней верандой или гостиничный комплекс, договаривались с собственником и проводили мероприятие. Причем зачастую об аренде речи и не шло — заведение получало публику, раскрутку, прибыль с бара и кухни, промоутер — деньги от входа, иногда и процент от бара. Однако с ростом числа вечеринок росли и познания, и аппетиты собственников. Часть из них стала проводить вечеринки самостоятельно, часть — сдавать свои раскрученные площадки в аренду. Так отношения стали более или менее упорядоченными, и можно сказать, что два года назад на рынке опен-эйров уже определились средние рыночные цены и наиболее известные игроки — базы отдыха «Чайка» (липчане перетягивают немалую часть воронежского спроса), «Лесная сказка», развлекательный комплекс «Ранчо», вертолетная площадка возле Чернавского моста, а также городские пляжи — в Чертовицком и Боровом. При этом «Чайка» и «Лесная сказка»
проводят мероприятия сами — это грандиозные открытия, фестивали, серии опен-эйров под единым брендом. Остальные промокоманды работают на себя и лишь изредка от имени городских клубов.

«Ночная» экономика

Почему бизнес на опен-эйрах стал так привлекателен для организаторов? Есть несколько причин.

Причина первая. Низкий порог вхождения на рынок. Для организации опен-эйра не нужно вкладывать средства в дизайн интерьера, юридическую и бухгалтерскую поддержку, можно не использовать административный ресурс и зачастую не иметь большого опыта. Провести опен-эйр могут даже частные лица. Например, промогруппа, состоящая из инициативных студентов, вполне может договориться с собственником турбазы и организовать на ее территории опен-эйр, вложив минимум средств в рекламу и пригласив знакомых диджеев поиграть «бесплатно, на отношениях».

Какова структура расходов в этой нише? Местные эксперты назвали нам разные цифры, и мы, основываясь на их расчетах, представляем усредненные значения.

• Организация качественного звука и света — от 40 тыс. рублей.

• Организация бара собственными силами — 20-40 тыс. рублей (обычно организаторы берут алкоголь через посредников, имеющих доступ к duty free).

• Гонорар охраны — около 2 тыс. рублей (3-4 охранника).

• Гонорар популярных в городе ди­джеев — около 10-15 тыс. рублей.

• Маркетинг. Его, как говорят промоутеры, требуется минимум: хорошо работают «недорогие» рекламные инструменты — радио, раздача флаеров и рассылки в социальных сетях. Средняя стоимость такой рекламной кампании — 5-30 тыс. рублей в зависимости от умения организатора привлечь массмедиа по бартеру.

Причина вторая. Высокая доходность разового мероприятия. Грамотно выбрав площадку, промоутер может провести небольшой опен-эйр, получив неплохой для разового мероприятия чистый доход — от 30 до 50 тыс. рублей.

— Ну а если есть опыт и возможность найти спонсоров и вложить до полумиллиона рублей в приглашение известного артиста или диджея, то мероприятие приобретает масштабы фестиваля и приносит доход от 500 тысяч рублей, — рассказывает генеральный директор агентства Concert:Store Андрей ЧЕКМАРЕВ.

Доход обуславливается большей по сравнению с клубами, вместимостью открытых площадок — до 2 тыс. человек.

Причина третья. Широкий спектр опций, которым можно привлечь клиента. Изможденному городскому тусовщику предлагается искупаться, отдохнуть на турбазе после мероприятия и, конечно, отрываться на чистом воздухе, с прекрасным видом и общением с природой.

Хорошего понемножку

Впрочем, как рассказывает Андрей Чекмарев, сильных промоутеров в городе от силы 2-3 команды. А вот количество эпизодически возникающих и стихийно исчезающих с рынка игроков растет. Одни, обжегшись, уходят с рынка, но им на смену тут же приходят другие псевдоорганизаторы.

Вот лишь пара примеров, когда на местных опен-эйрах случались серьезные промахи.

Пример 1. В 2011 году на очередном опене на одном из городских пляжей не хватило напряжения в сети, при включении очередной световой «головы» пробки выбило и выключился звук.

Пример 2. Неожиданно большой наплыв гостей на вечеринку на одной из городских площадок привел к тому, что возникла очередь, и контролер просто не справлялся с таким потоком людей. Многие за эти полчаса успели пройти бесплатно.

После дождичка в четверг

Почему случаются провалы при проведении вечеринок? Есть несколько зон риска.

Отсутствие опыта у организаторов-дилетантов. Они не знают, что делать, если, к примеру, приезжий диджей отказывается выступать, потому что площадка не полностью обеспечивает требования райдера. Или не могут повернуть ход вечеринки, если становится очевидно, что ее концепция не «выстрелила».

— Многие организаторы не понимают, что опен-эйр — это не две колонки с музыкой в 20 киловатт и несколько диджеев, — рассказывает директор базы отдыха «Чайка» (Липецкая область) Сергей МАРКИН. — Это мероприятие с массой ингредиентов. И если один недоработать, то это может наложить отпечаток на все остальные. Я считаю, что опен-эйры даже сложнее организовывать, чем клубные вечеринки. Ведь здесь накладывается еще и специфика открытой площадки.

Влияние погодных условий. Можно начать готовить масштабный опен-эйр, назначить его дату, провести переговоры с артистами и внести предоплату, «обработать» спонсоров и медиа-партнеров и потратить на все это 1-2 месяца. Но напряженная работа и полмиллиона рублей, инвестированных в организацию, не окупятся из-за проливного дождя или резкого похолодания.

Непорядочность арендодателей. Практика воронежского бизнеса такова, что достигнутые с собственником площадки договоренности, как правило, нигде не фиксируются, а он ведь «может и передумать». Это касается и даты, и арендной ставки, и многих других весьма важных «мелочей» — например, стоимости парковки, которая «неожиданно» вырастает в день вечеринки, или количества проводимых бесплатно «друзей хозяина».

Невозможность заранее просчитать активность конкурентов. Если промоутеру повезет, в дату его опен-эйра в городских клубах и на других площадках не будет ярких привозов, открытий новых заведений и шоу-программ. А вот если будет, то громкая вечеринка в городе может легко снизить посещаемость опен-эйра с планируемой 1 тыс. до 200 человек. И если в ночном клубе материальные издержки несут заведение и его собственники, а не промоутеры, то в формате опен-эйра «попадут» по полной прежде всего организатор и его спонсоры.

Воздуха пока хватает

Некачественные вечеринки не развивают самой культуры опен-эйров. Благодаря масштабному маркетингу и отсутствию фейс-контроля такие события чаще всего собирают в одном месте всех любителей «потусоваться где-нибудь на воздухе». Эти люди не знают ничего о культуре опен-эйров, о том, какой величины музыкант или DJ стоит перед ними на сцене. Главное для них — выпить или употребить запрещенный допинг, и данная атмосфера кажется им особенно подходящей. Вот и получается, что чем разношерстнее публика, тем однообразнее и скучнее мероприятия, и наоборот.

Впрочем, многие эксперты считают, что на этапе становления рынка целевая аудитория «хавает все», а при его насыщении, безусловно, произойдет разделение на интеллектуальную тусовку, закрытые VIP-мероприятия c фейс- и дресс-контролем и массовые фестивали.

— Сложно дать ответ, насколько насыщен рынок вечеринок под открытым небом. Среди воронежских клубов есть уже порядка 10 известных проектов, и все же продолжают открываться все новые заведения, — говорит Сергей Маркин. — Возможно, и рынок опен-эйров готов вместить еще не одну площадку. Здоровая конкуренция, безусловно, скажется на нем положительно. Однако я не понимаю тех организаторов, которые проводят события в одни и те же даты. Аудитория опен-эйров достаточно узкая, и от такого соперничества проигрывают все, а больше всего — новые площадки и разовые мероприятия.

А вот Андрей Чекмарев из Concert:Store считает, что рынок уже перенасыщен. По его мнению, опен-эйры проходят практически каждую неделю и работают над ними чаще всего неграмотные организаторы без серьезного опыта:

— Получаются бестолковые мероприятия, посетители которых не получают ожидаемого, рынок не насыщается качественными событиями, и это негативно влияет на мнение целевой аудитории. Тусовщики приезжают на одно неудачное мероприятие, другое, и в конце концов вовсе решают, что опен-эйр — это нечто вроде музыкальной вакханалии, царящей под моросящим дождиком.

Но несмотря на это, рынок опен-эйров все-таки можно считать перспективным по самой главной причине — он не насыщен по сравнению с городской клубной жизнью. Точкой насыщения рынка вечеринок на открытом воздухе, как говорят эксперты, можно считать тот момент, когда количество мероприятий за выходные будет достигать хотя бы 4-5. Тогда и возникнет реальная конкуренция. Кроме того, опен-эйры могут предполагать еще несколько направлений, которые в нашем городе пока не освоены в принципе — например, джазовый формат.

Но, пока рынок не насыщен, и высокие непредсказуемые риски, и недостаток профессионализма организаторов покрываются с лихвой.

De Facto, июнь, 2012.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0