Воронеж. 15.06.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив – Индустриальный парк «Масловский» в Воронежской области представляют Меккой развития бизнеса и новых технологий региона. Однако кроме первых двух резидентов в нем заявляются проекты лишь воронежских компаний, при этом зачастую связанные с выводом производства за город. Какую роль в развитии бизнеса Воронежской области играет Масловская зона и что она даст региону, «Абирегу» рассказал генеральный директор Управляющей компании «Индустриальный парк «Масловский» Владимир Чуфенев.
- Скажите, на ваш взгляд, какую роль для региона играет Масловский парк? Сегодня туда идут в основном воронежские компании, кроме первых резидентов. Получается, что основная роль - в переносе производства из города? Или есть какие-то другие преимущества?
- Вы не первый задаете подобный вопрос. Действительно, «Воронежсельмаш» активно строится, готовится запуск производства, «Ангстрем» сейчас усиленно осваивает, тоже воронежское предприятие. Но сказать, что они просто переехали с одного места на другое, нельзя. Сегодня идет строительство совершенно нового, современного производства. То оборудование, которое получил «Воронежсельмаш», позволит выпускать технику, достойно конкурирующую с импортом. Кстати, «Воронежсельмаш» реализует проект по инновационному проектному принципу при привлечении компании «Основа».
Какова роль парка для региона? Сегодня условия для инвесторов предусматривают расширение производств, рост объемов выпуска продукции, а соответственно, будет и увеличение рабочих мест, доходная часть будет расти, налоговые поступления в бюджет. Кроме того, развитие таких производств тянет за собой развитие инфраструктуры, и мы уверены, что вокруг Масловки будет расти жилищное строительство, начнется строительство социальных объектов - школы, детсады, будет развиваться сфера услуг.
- Каково ваше ощущение: воронежский бизнес идет в зону ради льгот или действительно созрела необходимость модернизации производства?
- Я не думаю, что льготы – это основное, ради чего идут в парк, хотя это и немаловажный фактор. Все-таки те же «Воронежсельмаш» и «Ангстрем», и другие предприятия, которые планируют уйти из города, действуют по своему бизнес-плану, где заложена модернизация производства.
Почему все-таки в парк идут в основном воронежские предприятия? Объяснить это очень просто. Они быстрее почувствовали вкус Масловской зоны и быстрее постарались туда зайти. Сейчас переговоры по вхождению в зону с нами ведут ряд неворонежских компаний – это одна из итальянских компаний, «БелстарАгро», «Аспект». У нас проблема одна – быстрее заполнить эти 600 га земли. Те 15 предприятий, которые пришли, заполнят 170 га. Порядка 100 с лишним гектаров уйдет под инфраструктуру, которую мы строим, и 300 га еще надо заполнить. Мы ожидаем, что у территории будет около 25 предприятий. Сегодня мы готовы давать участки по 5га, по 25, но наполняемость этих участков мы тоже оговариваем: чтобы не менее 60% участка было заполнено производством. Ведь не секрет, что есть такие предприятия, которые взяли участки, а производством не заполняют и на 40%. То есть участки берут с перспективой на развитие.
- Удастся привлечь в зону знаковые компании с международными брендами?
- Мы буквально две недели назад встречались с руководством Ассоциации индустриальных парков России, с бизнесменами, которые планируют обсудить со своими иностранными партнерами возможность захода в парк. Крупные проекты быстро не делаются. Прежде чем прийти, что-то сделать, нужны гарантии.
- С учетом этих переговоров, как вы считаете, инвестиционная привлекательность Воронежской области достаточна или нужно работать над ее повышением?
- Не буду говорить в целом по области, а что касается Масловской зоны, я считаю, что привлекательных условий для инвесторов сделано много, в разумных пределах. Работы ведутся и сегодня.
- Вы сказали, что для заполнения всей территории понадобится еще более 10 предприятий. А по последней информации, сейчас ставится вопрос о передаче парку дополнительных площадей.
- Мы не должны стоять на месте. На решение любого вопроса - от выделения земли и до сдачи какого-то объекта - проходит не один год. И правительство Воронежской области абсолютно правильно предложило проработать вопрос об использовании земель, которые освободились после пожара. Эти земли еще более привлекательны для развития инфраструктуры, их можно подсоединить к городским системам, что скажется на более низкой цене тарифов.
- Сколько сейчас производств строится и какие планируется запускать?
- Сегодня это «Армакс», Siemens, «Воронежсельмаш», «Спецстальтехмонтаж»», «Верофарм» – делает проекты, «Ангстрем» – провел геологические испытания, прошли межведомственную комиссию «Логистика-сервис», «Металлист», «Связьстрой». Мы считаем, что к концу следующего года будет работать порядка семи предприятий. Сейчас от них зависит, как быстро они раскрутятся, решат свои организационные, проектные вопросы, как начнет развиваться производство. По крайней мере сегодня многие из них решительно настроены - тот же «Связьстрой», «Ангстрем», уже требуют в четвертом квартале подать газ, воду, электричество для того, чтобы они могли корпуса заполнить этими услугами и начинать запуск производства. Думаю, в 2014 году Масловская зона уже начнет более полноценно работать.
- Какая все-таки будет отдача государству от парка?
- Во-первых, резиденты будут платить арендную плату за землю или, кто пожелает, будут ее выкупать. Эти деньги идут в бюджет. Во-вторых, государству пойдут отчисления с зарплаты работающих, а их будет порядка 8 тыс. Плюс сопутствующая инфраструктура, которая будет развиваться вокруг нас. Сегодня в Масловке уже активизировалась продажа жилья, то есть народ начинает ориентироваться. Я думаю, что строительство доступного жилья, конечно, притягивает население. Воронеж вот-вот станет миллионником, все ждут этого события. Все говорит о том, что сегодня Воронежская область – привлекательная, это центр России, рядом Украина, Москва, Сочи – что еще надо? Кроме того, в Воронеже много учебных заведений, молодежи. То есть есть переспектива.
- Скажите, как вы конкурируете с федеральными индустриальными парками, например, в липецком парке, по-моему, льгот больше предоставляется?
- Если говорить о Липецке, там сегодня существуют региональная и федеральная зоны. Преимущество федеральной зоны практически только в возможности получения денег из федерального бюджета - кстати, наша зона тоже имеет такую возможность. Это основная льгота федеральной зоны. Мы изучали опыт и ошибки Липецкой области. Сейчас ведем работу по получению статуса федерального парка для части Масловской зоны (южной). Если будет принято такое решение, это будет еще один толчок вперед для развития зоны, а средства из федерального бюджета снимут нагрузку с области.
- Какова бизнес-модель для управляющей компании «Индустриальный парк «Масловский»?
- Модель достаточно понятна. Земля находится в пользовании управляющей компании, которая сдается резидентам на условиях аренды. Мы должны обеспечить ее соответствующей инфраструктурой и сдавать инвесторам, чтобы они могли развивать свое производство. На тот период, пока действует льгота, резиденты освобождены от уплаты арендных платежей и прочих сборов, сроки оговариваются в соглашениях. Кроме того, мы хотели бы какие-то мощности строить и уже продавать потенциальным инвесторам готовые помещения, но пока это в планах.
- Вы сразу прописываете условия для инвесторов?
- Заключается соглашение с инвестором, где прописываются все обязательства и области, и инвестора.
- Управляющие компании, например, в коттеджных поселках, часто выставляют неподъемные тарифы за обслуживание, так что даже богатым людям там трудно жить. Какие есть гарантии, что все будет «по-честному»?
- Вот этот вопрос, к сожалению, сегодня самый больной. Потому что, например, мощности водозабора – 1,5 тыс. кубов в сутки, но сегодня потребление у нас в разы меньше. Например, потребность Siemens – 25 куб. м в сутки. Следующий на очереди на подключение – «Воронежсельмаш», там тоже потребность порядка 27 кубов в сутки, и пока мы не заполним эти 1,5 тыс. кубов воды, конечно, наш тариф не будет конкурентоспособным с городом. Вот над этим мы сейчас работаем - чтобы не разорить инвестора, а создать ему как минимум средние условия, которые сложились по области. Вероятно, что на первых порах это будет для нас убыточная деятельность, пока мы не наполним масловскую зону в полном объеме.
- Какая инфраструктура уже создана в парке?
- Сегодня построены очистные сооружения с отстойниками, достаточной мощности для тех 15 предприятий, которые зайдут в парк. У нас есть так называемая северная часть парка, которая сегодня практически уже заполнена и всем обеспечена. Там есть газ, вода, электричество, канализация. До 1 июля мы должны включить водозабор, подача воды резидентам будет идти на постоянной основе. Газ практически имеют уже «Армакс», «Сименс», у «Воронежсельмаша» газопровод на выходе. Форсируем работу по завершению строительства индустриальной подстанции, которая будет выдавать 34 МГВт. Она обеспечит энергией резидентов, в том числе и тех, которые будут начинать строительство в этом году.
- Скажите, какие вложения уже сделаны в инфраструктуру парка?
- С учетом тех средств, которые будут израсходованы в этом году, это порядка 1,211 млрд рублей. Из них 500 с небольшим миллионов рублей – средства федерального бюджета - на них в основном осуществлялось строительство подстанции и железной дороги. Участие принимают и газовики: за счет инвестиционной составляющей они занимаются реконструкцией газопровода и строительством газопровода (труба диаметром 400) для вхождения в нашу зону, от которой мы будем распределять станции по нашим участкам.
- Когда эти 15 резидентов запустятся, каково там будет общее число рабочих?
- Мы ожидаем, что это будет порядка 3-4 тыс. человек.
- Существующая инфраструктура позволяет перевозить столько людей?
- Сегодня мы эти вопросы пытаемся решать и помогаем резидентам. Уже есть предложения от транспортных компаний, есть частники, которые сегодня возят в Масловскую зону строителей на работу. Но, конечно, возникнут вопросы, когда люди станут массово перемещаться два раза в день, нужно все проработать.
- Для решения этой проблемы только автомобильный транспорт рассматривается?
- По железнодорожному транспорту предложения поступают - например, пустить электричку в сторону Масловки, но пока этот вопрос еще сырой.
- Каково ваше мнение, правильно ли выбрано место для такого масштабного проекта?
- Для развития индустриального парка особенно важны транспортная доступность, подвод коммуникаций, газ, свет и прочее. С учетом того что в Воронежской области сегодня существует дефицит земли, конечно, это оптимальный вариант. Замысел в том, чтобы оборудовать 600 га земли с минимальными затратами для бюджета и с минимальными затратами для резидента.
- Владимир Николаевич, в управляющей компании «Индустриальный парк «Масловский» вы с ноября прошлого года. Что получается, что нет?
- Действительно, я заступил на работу в ноябре прошлого года, был назначен генеральным директором управляющей компании, тогда она называлась ОАО «Воронежоблкоммунсервис». Общество создано при 100% участии правительства Воронежской области. Основная задача управляющей компании – это развитие индустриального парка, создание условий для успешного строительства и запуска в работу предприятий-инвесторов, которые на тот момент обустраивались в парке. И, в общем-то, этим мы сегодня и занимаемся. На момент прихода от компании было, откровенно говоря, одно название: действий по наведению мостов с резидентами никаких не предпринималось. Что удалось за это время сделать? Во-первых, количество резидентов, пожелавших войти в парк «Масловский», увеличилось. Если на первом этапе их было порядка пяти, то сегодня это 15 предприятий. И сегодня они приступили к подготовительным работам по строительству. Кто-то пока занимается проектными работами, как, например, «Верофарм».
К сожалению, долго решался вопрос о начале финансирования нашего акционерного общества, для того чтобы мы могли принять на баланс построенные в парке объекты - это водозабор, канализация, идет строительство подстанции, которую мы также должны были принять себе в уставной капитал. Этими вопросами мы сейчас занимаемся - к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее сегодня уже принят областной закон о передаче 26 объектов в уставной капитал, также заложены изменения в бюджет, где нам выделены на первом этапе финансовые средства, за счет которых мы будем эксплуатировать передаваемое имущество, осуществлять охрану, частичное благоустройство территории, то есть создавать резидентам условия для работы.