После передачи водоканализационного хозяйства Воронежа в долгосрочную аренду структуре «Росводоканала» мэрия смогла погасить перед Федеральной налоговой службой недоимку в размере около 800 млн рублей. Закредитованное МКП «Воронежтеплосеть», по финансовым обязательствам которого отвечает горбюджет. Именно благодаря кредиту, взятому «Теплосетью» в Центрально-Черноземном банке Сбербанка РФ, удалось расшить долги двух водоканалов и завершить в них процедуру банкротства. Начиная с 2010 года перед управлением ФНС закрыта задолженность двух юрлиц, в разное время управлявших водоснабжением Воронежа, на сумму более 1,5 млрд рублей.
Удвоение капитала
МУП «Воронежводоканал» было создано в 1993 году. Его собственником выступил город, а среди задач МУПа были прописаны добыча, очистка и транспортировка питьевой воды, забота о стоках. Предприятие отвечало за бесперебойное водоснабжение и водоотведение (хотя, очевидно, в теории; более или менее нормального водоснабжения горожане дождались только в 2011 году), обеспечение промышленников и котельных технической водой. МУП наделили необходимым имуществом и, казалось бы, создали ему все условия. Но в 90-е (да и в последующие) годы местные власти не гнушались перебрасывать средства с одного МУПа на другой, затыкать дыры в бюджете и в собственных карманах. Деньги, собираемые за водоснабжение, не всегда направлялись на обеспечение жизнедеятельности предприятия. Они шли на разные нужды горадминистрации. В итоге к 2003 году «Воронежводоканал» оказался на грани банкротства - его задолженность перевалила за 530 млн рублей. В основном МУП оказался должен государству - по налогам и страховым взносам. В преддверии банкротства мэрия под руководством Александра Ковалева не придумала ничего лучше, как вывести ценное имущество в МУП «Водоканал Воронежа». Предприятие с перевернутым названием учредили в начале 2002-го. Причем в феврале того же года между «Воронежводоканалом» и «Водоканалом Воронежа» был подписан договор, по которому первый обязался безвозмездно передать на баланс второго имущество на сумму почти 580 млн рублей. Тогдашние городские власти, наверное, считали себя ловкими управленцами, фактически сумевшими кинуть государство на полмиллиарда. Но вскоре они столкнулись с более ловкими менеджерами.
Определением арбитража от 2 сентября 2003 года в отношении МУП «Воронежводоканал» была введена процедура наблюдения. На предприятие пришла Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих в лице временного, а затем и конкурсного управляющего Александра Ботвиньева из одиозной фирмы «Июль». В реестр требований кредиторов МУПа была включена задолженность в сумме более 520 млн рублей, в том числе перед управлением ФНС - свыше 514 млн. Примечательно, что к 2004 году МУП «Водоканал Воронежа» не просто догнал по долгам предшественника, но и обошел его (559 млн). Создавать второй клон (типа «Водоканальный Воронеж») власти не решились и получили очередного банкрота.
В конце апреля 2004 года по заявлению МУП «Воронежгорэлектросеть» арбитраж ввел в МУП «Водоканал Воронежа» процедуру наблюдения. А в ноябре на водоканале случилось эпохальное событие. Вместе с введением внешнего управления на предприятие пришел выходец из воронежской СРО «Стратегия» Алексей Карякин, известный по банкротству Воронежского завода строительных алюминиевых конструкций и борьбе с московскими строителями Мурадянами. Через два года сидения на предприятии и в судах он сменил статус на конкурсного управляющего, пожалуй, ярче всего проявив себя в процессах со старым водоканалом. Дело в том, что Ботвиньев посчитал незаконным изъятие имущества у подконтрольного МУПа и передачу активов в новое предприятие. На его счастье и беду воронежцев, чиновники серьезно наследили при попытке ухода от долгов перед государством.
В течение 2004 года судебные органы дважды меняли свою позицию относительно законности соглашения о передаче имущества от 18 февраля 2002 года между двумя водоканалами. Наконец в конце 2005-го коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ склонила часу весов в пользу Ботвиньева. Сложилась удивительная картина маслом, при которой водоканализационное имущество юридически принадлежало «Воронежводоканалу». А фактически находилось в пользовании у «Водоканала Воронежа». Трудовой коллектив работал на МУПе Карякина, у него же были все лицензии, разрешения на осуществление профильной деятельности. Ботвиньев не терял надежды юридически изъять активы у коллеги-управленца, да только к домам воронежских судей подходит тот же водопровод, что и к жилью остальных горожан. Поэтому в 2006 - 2007 годах по меньшей мере 13 раз Карякин и Ботвиньев сталкивались в залах различных судов. Выносились определения то об отсрочке передачи имущества, то об отказе в отсрочке передачи и наоборот.
Свои люди
Ситуация несколько стабилизировалась только осенью 2007 года, когда на «Воронежводоканал» пришел новый конкурсный управляющий, выходец из той же СРО «Стратегия», что и Карякин, - Андрей Сушков. Очевидно, что оба менеджера прекрасно знали друг друга и смогли договориться. 10 марта 2009-го Советский райсуд изменил способ и порядок передачи имущества от одного предприятия к другому, постановил взыскать с «Водоканала Воронежа» в пользу «Воронежводоканала» более 1,5 млрд рублей компенсации. В июле того же года коллегия по гражданским делам облсуда отменила определение райсуда. Но, как выяснилось, в мае 2007-го были установлены более скромные требования старого водоканала к новому, после чего МУП «Воронежводоканал» стал доминирующим кредитором. Всего в реестр требований кредиторов «Водоканала Воронежа» была включена задолженность в сумме 888 млн рублей. На тот момент доля голосов налоговиков составляла 16% от общего числа голосов (около 135 млн), а основным кредитором предприятия являлся «Воронежводоканал» с суммой задолженности в размере 433,3 млн рублей (51,7% от общего числа голосов кредиторов).
В дальнейшем Карякин на собраниях кредиторов протащил ряд необходимых для себя решений, которые поддержал Сушков. Оба управленца процветали, с момента их появления на водоканалах тарифы на воду подскочили в разы, прибыли, казалось бы, выросли, а многолетние долги ну никак не расшивались. Помнится, в 2009 году начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства управления ФНС Ирина Самойленко заявляла: «Факт роста долгов предприятия, а за пять лет банкротства вся кредиторская задолженность «Водоканала Воронежа» выросла более чем в три раза, свидетельствует о низкой финансовой дисциплине и неэффективном управлении». А адвокат Сергей Бородин пояснял: «Два банкрота перетягивают одеяло. Алексей Карякин и Андрей Сушков договариваются между собой, не учитывая интересы властей и горожан, и фактически наносят им ущерб».
Конкурсное производство на двух МУПах могло бы продолжаться, наверное, целую вечность и еще один день. Однако новые власти региона и города (Карякин, кстати, баллотировался в мэры в 2008-м, но потом снял свою кандидатуру) решили кардинально переломить ситуацию. В 2010 году впервые заговорили о сложнейшей схеме погашения реестровой задолженности обоих водоканалов, которая в перспективе должна была привести к оздоровлению предприятий, возвращению имущества муниципалитету и погашению многомиллионных долгов перед государством.
Суть схемы такова: дебитор МУП «Водоканал Воронежа» - МКП «Воронежтеплосеть» - полностью гасит свою задолженность перед ним (около 1 млрд рублей). Для чего «Теплосети» открыли кредитную линию в ЦЧБ Сбербанка под гарантии области и муниципалитета. В результате полностью закрывается реестровая задолженность «Водоканала Воронежа» в размере 888 млн рублей, из которых 433 млн уходят в старый водоканал и частично гасят его реестровую задолженность. Оставшиеся 90 млн также поступают от нового водоканала на «Воронежводоканал» в рамках ранее заключенных мировых соглашений. В результате в августе 2010 года процедура банкротства обоих должников была прекращена, в бюджеты всех уровней поступило 703,2 млн рублей реестровой задолженности (517,8 млн - в рамках процедуры банкротства «Воронежводоканала» и 185,3 млн - от «Водоканала Воронежа»).
Ни капли мимо
Но самое интересное было впереди. Дело в том, что за предприятием Алексея Карякина оставалась непогашенной задолженность в сумме 690 млн рублей перед бюджетами всех уровней. Она образовалась в ходе затянувшегося конкурсного производства на МУПе и по действующей на тот момент редакции закона о банкротстве могла быть расшита только после удовлетворения требований основных кредиторов. В течение почти двух лет после завершения процедуры банкротства «Водоканала Воронежа» тянулись судебные тяжбы между должником и налоговиками по взысканию, в принципе, солидной суммы. За прошедшее время долги предприятия приросли на 100 млн рублей, в том числе за счет начисления пени. Дело могло закончиться объявлением новой процедуры банкротства, но в мае 2011 года мэрия объявила открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения «об организации финансирования, реконструкции, эксплуатации и обслуживания объектов, необходимых для водоснабжения и водоотведения на территории Воронежа».
Одним из условий заключения концессионного соглашения являлась уплата претендентом в качестве платы за пользование имуществом почти 800 млн рублей. 1 июля 2011 года конкурс по определению стратегического инвестора «Водоканала Воронежа» был признан несостоявшимся в связи с представлением менее двух заявок. Но в соответствии с законодательством концендент (в нашем случае - мэрия) мог рассмотреть единственную заявку на участие в конкурсе и, если предложение соответствует требованиям конкурсной документации, принять решение о заключении соглашения. Так и произошло. Для пущей важности единственный участник конкурса - ООО «РВК-Воронеж», структура «Росводоканала», подало заявление в суд о понуждении горадминистрации к заключению концессионного соглашения. В ходе технического процесса стороны заключили мировое соглашение. Его результатом и стали обязательства мэрии по заключению концессионного соглашения.
Долгожданный документ подписали 23 марта. Через месяц ООО «РВК-Воронеж» перечислило городу концессионную плату в размере 798,5 млн рублей. В середине мая на заседании Воронежской гордумы депутаты одобрили увеличении уставного капитала МУП «Водоканала Воронежа» на несколько сот миллионов. Затем средства, необходимые для погашения задолженности перед налоговиками, перечислили на счет МУПа. В последний день мая предприятие, в свою очередь, отправило средства в уплату задолженности перед государством. Схема практически отработана.
«Прекращение банкротства двух МУПов стало результатом последовательной и принципиальной позиции налоговых органов области по недопустимости использования процедуры банкротства городскими властями в качестве уклонения от уплаты налогов и последующего отчуждения имущества города с помощью арбитражных управляющих в частные руки, - считает руководитель воронежского управления ФНС Сергей Дуканов. - Поскольку сумма долгов по водоканализационным предприятиям была огромна, а социальная значимость велика, оздоровление стало возможно только благодаря эффективной и слаженной работе облправительства, горадминистрации, налоговых органов и личной позиции губернатора, согласно которой налоги надо платить».
Два МУПа теперь лишены золотоносного имущества. «Водоканал Воронежа» ждет уменьшение уставного фонда на 700 млн, уплаченных по долгам, и объединение с собратом по несчастью. А затем единый «Водоканал Воронежа» ликвидируют за ненадобностью. Наверное, в скором времени из оборота местных чиновников пропадет многочисленное «водоканалье», а их взоры будут устремлены на «РВК-Воронеж» - точнее, на те капитальные вложения в сети, которые обещал инвестор, заключая договор о концессии. В ближайшие годы власти надеются наблюдать за модернизацией водопроводов на сумму около 2 млрд рублей. Правда, пессимисты, работающие в коммунальной сфере, говорят, что на подобные вложения инвесторы отваживаются только после того, как соберут на местном рынке раза в четыре больше (8 млрд).
Словно в подтверждение нехороших прогнозов управление по госрегулированию тарифов области объявило о двойном повышении тарифов на воду для местной структуры «Росводоканала» - с 1 июля и с 1 сентября - в целом на 11%. Хотя последний раз тарифы на воду в Воронеже повышались года полтора назад.
Продолжение следует
Если история муниципальных водоканалов фактически подошла к концу, то будущее МКП «Воронежтеплосеть» вызывает вопросы. Предприятие героически поучаствовало в схеме вывода двух МУПов из-под банкротства, взяв на себя целевой кредит. Но не совсем понятно, за счет каких ресурсов его собираются погашать. Примечательно, что первоначально средства брались до марта 2012-го, однако затем кредит продлили до июня 2013 года. Скорее всего, срок погашения кредита продлят и в дальнейшем. Ведь в конце июня на заседании гордумы МКП «Воронежтеплосеть» с боем получило одобрение на очередной банковский займ - 250 млн рублей на пополнение оборотных средств - для обеспечения бесперебойного водо- и теплоснабжения. Кредит под муниципальные гарантии на один год предоставит воронежский филиал Московского индустриального банка под 14% годовых. Получается, что всего за последний год МКП привлекло пять кредитов на общую сумму 1,45 млрд рублей - только в МИБ. А если вспомнить займ ЦЧБ Сбербанка России для расплаты по долгам с «Водоканалом», в сумме вырисовывается колоссальная цифра, 2,5 млрд.
Областная Контрольно-счетная палата по итогам недавней проверки «Воронежтеплосети» сообщила, что у МКП нет источников погашения кредита, привлеченного для погашения задолженности водоканалов. «Программа по возврату заемных средств на предприятии не разработана», - заключили аудиторы. Так что перед местными властями вырисовывается новый вызов - сохранить в платежеспособном состоянии поставщика тепла, обеспечивающего энергией примерно треть города (а то образуют «Теплосети Воронежа», и поминай, как звали). Одновременно было бы хорошо не допустить резкого повышения тарифов на услуги МКП. Рядовые горожане не должны расплачиваться за манипуляции чиновников. Да и нечем им уже.
Андрей Цветков
Воронежский курьер, №73, 5 июля 2012 года.